Чем занимается продуктовый дизайнер в ИТ. Опыт ребят из Kolesa Group
Роман Иминов и Ания Ибадуллина – продуктовые дизайнеры в Kolesa Group. Они участвуют на каждом этапе разработки продукта – от discovery до post-production. Попросили Романа и Анию рассказать о профессии и поделиться интересными рабочими кейсами.
«Даже когда фича уже в продакшене, за ней нужно пристально наблюдать»
Роман Иминов работает в команде Kolesa.kz, где отвечает за опыт нахождения и подачи объявлений. Его главная задача – максимально погрузиться в проблему и на основе данных разработать сценарий, который даст людям положительный опыт использования продукта, а бизнесу – прибыль. Роман объясняет, что входит в его работу:
– Продуктовый дизайнер участвует на этапах discovery и delivery. Разберем подробнее первый.
Все начинается со сбора симптомов: команда ищет источник проблем и точки роста, опираясь на исследования, отзывы и обращения в службу заботы. Дальше идет валидация проблем, чтобы понять, какая наиболее критичная. Показываю, как ее решение в опыте пользователя может увеличить наши метрики и конверсии.
Следующий шаг – генерация идей. Команда выстраивает гипотезы по решению проблемы. Они связаны не только с интерфейсами, но и с другими областями продукта: технической, маркетинговой и т.д.
По итогам discovery у команды есть набор гипотез, которые нужно протестировать на пользователях. Теперь начинается работа «ручками» – этап delivery.
Собираю всю информацию воедино, чтобы понять, на чем нужно сфокусироваться. Если данных недостаточно, то «стучусь» в другие отделы. Затем выстраиваю дизайн-гипотезы и проектирую черновые макеты, которые будут проверяться на юзабилити-тестах. Отрабатываю фидбек от пользователей и готовлю чистовой макет.
Дальше происходит дизайн-ревью. Проверка работы разработчика на соответствие макетам и задумке дизайнеров. Но даже когда фича уже в продакшене, за ней нужно пристально наблюдать: отслеживать аналитику, вовлеченность пользователей и их обращения в службу заботы. А спустя время еще раз провести срез и посмотреть, как она повлияла на продукт.
«Конверсия в успешную оплату картами увеличилась на 2%, а на совершение платежа стало уходить меньше времени»
Ания Ибадуллина работает в Avtoelon.uz. Она занимается определением боли пользователей и проблем бизнеса:
– Фокусируемся на улучшении пользовательского опыта. Это ведет к улучшению бизнес-метрик и удержанию клиентов. Постоянно исследуем рынок Узбекистана, много ездим по стране. Для нас важно, чтобы продукт был удобным, простым и технически доступным.
Есть два успешных кейса. Первый – флоу добавления фотографий.
Сценарий добавления фото из галереи был длинным, выскакивали лишние окна, а процесс выбора усложнялся маленькой областью клика и неточными переводами. Решили сократить количество шагов и сделать фотографии более нативными, чтобы улучшить конверсию в прохождение экранов.
Сперва UX-исследователь пообщалась с реальными пользователями и подготовила презентацию с рекомендациями. Дополнительно провели UX-аудит сценария, определили все проблемные точки. Изучили данные и проанализировали пути добавления фото, после чего просмотрели паттерны сценария в других продуктах и гайдлайнах. Выставили дизайн-гипотезы и подготовили прототип с черновым решением для исследования.
В результате 100% респондентов успешно прошли сценарий. Отработали комментарии и подготовили чистовой макет для команды разработки. После верстки экранов провели дизайн-ревью, отправили в production и следили за показателями.
В результате конверсия с экрана фото на экран цены увеличилась на 2%, в успешное добавление фото – на 12%, с экрана фото до успешной подачи – на 4%.
Второй кейс – функционал сохранения карт во время оплаты.
Пользователям приходилось заново вводить все данные карты при повторной оплате. В итоге возникали технические ошибки из-за дополнительных запросов, не все могли оплатить. Нам нужно было увеличить количество успешных оплат и конверсию.
Product-менеджер и аналитик провели исследование и предоставили данные. Дальше оценили влияние дизайна на людей и бизнес. Провели анализ финансовых приложений, в которые чаще всего заходят наши пользователи. На основе всех заключений подготовили две дизайн-гипотезы для исследований в виде прототипов, из которых одна отработала лучше. Внесли в нее незначительные изменения и передали команде разработки.
Результат: конверсия в успешную оплату картами увеличилась на 2%, а на совершение платежа стало уходить меньше времени. Это принесло дополнительную выручку компании.
Подборка книг и курсов от дизайн-команды Kolesa Group
Книги:
«Дизайн для реального мира», Виктор Папанек
«Психбольница в руках пациентов», Алан Купер
«Пользовательский интерфейс», Илья Бирман
«Типографика и верстка», Артем Горбунов
«Дизайн пользовательского опыта», Джон Уэлен
«Универсальные методы дизайна», Брюс Ханингтон, Белла Мартин
Курсы:
Полезные ресурсы: