Этот стартап создал сервис, который уже оцифровал 95% железнодорожных грузоперевозок в Казахстане

Читать на английском Флаг Читать на казахском
Дата публикации: 17.11.2023, 09:09
CEO Networks Energy Бахыт Ержанов

Казахстанский стартап Networks Energy создал сервис, который почти полностью оцифровал железнодорожные грузоперевозки в Казахстане. Благодаря этому решению компаниям больше не нужно собирать десятки бумажных документов для того, чтобы просто отправить товар из точки А в точку Б. Достаточно внести данные в систему, а она сама подготовит нужные накладные и рассчитает стоимость перевозки.

Как работает сервис и какие еще боли рынка грузоперевозок он решает? Читайте в интервью CEO Networks Energy Бахыта Ержанова Digital Business в рамках совместного с Astana Hub проекта 100 стартапов Казахстана.

«Железная дорога считается одной из самых консервативных отраслей с точки зрения инноваций»

— Бахыт, объясните, чем занимается Networks Energy?

— Если совсем коротко: мы цифровизируем и упрощаем документооборот в сфере перевозки грузов на железной дороге. Наш главный продукт – автоматизированная система управления “Договорной и коммерческой работой”, больше известная как АСУ ДКР.

Эта система, в которую автоматически подгружаются все необходимые бумаги для перевозки грузов по Казахстану: разрешительные документы, сопроводительные накладные, подтверждение об оплате и многое другое. Также она позволяет создавать план перевозок и отслеживать их статусы. На сегодня мы цифровизировали почти 96% всех грузоперевозок Казахстана.

— Когда и почему запустили стартап?

— Начну немного издалека: железная дорога считается одной из самых консервативных отраслей в мире с точки зрения инноваций. Нововведения здесь проходят очень тяжело, потому что железнодорожные магистрали пользуются постоянно растущим спросом и стабильно генерируют огромные деньги.
Замотивировать компании из этой сферы на оптимизацию процессов крайне сложно.

Наш стартап появился в 2014 году. На тот момент работала старая система, которая действовала еще с советских времен и была основана на бумажном документообороте.

По правилам железнодорожных перевозок вся работа грузоотправителей начинается с месячного плана: к примеру, если компании нужно отправить 100 вагонов в сентябре, то уже в августе надо подать заявку в КТЖ, а потом собрать множество печатей в нескольких департаментах организации. Такое согласование занимало недели, а в некоторых случаях и больше, потому что заявка могла просто потеряться.

Это была боль для всех участников перевозок. Поэтому пришла идея автоматизировать процесс. Так появился Network Energy и наш главный продукт – АСУ ДКР. Теперь весь процесс согласования плана занимает не больше 5 минут: грузоотправителю достаточно заполнить одну форму – и она автоматически проверяется и принимается КТЖ. Со временем функционал АСУ ДКР был расширен другими сервисами вроде оформления электронного перевозочного документа, системы записи на погрузку/разгрузку вагонов, интеграции с железными дорогами других стран и многого другого.

“За 5 лет наша команда оцифровала каждую жд-станцию в Казахстане”

— Сколько понадобилось времени, чтобы запустить такой сервис?

— Мы работали в тестовом режиме уже в первый год существования проекта. Но официальный запуск произошел только в 2019 году спустя 5 лет после создания Networks Energy.

Все это время мы с помощью активного участия КТЖ собирали данные о том, как работают железнодорожные перевозки в стране. Для этого, например, наняли команду из 10 человек. Они объехали больше 450 грузовых жд-станций в Казахстане. И у каждой свои особенности в оформлении накладных и бизнес-процессах в целом. Например, есть станция “Сороковая” в Астане, которая в основном принимает грузы, а есть станция “Экибастуз”, которая в основном отправляет грузы. Везде свои нюансы, которые обязательно надо понимать.

Это был очень важный этап работы. Нам нужно было увидеть все сложности процесса с точки зрения людей, которые ежедневно оформляют десятки документов. Для этого, кстати, мы закупали те же мониторы, которыми пользуются сотрудники железнодорожных станций. Это сильно выручало при построении интерфейса сервиса и позволило сделать АСУ ДКР удобной и простой.

По итогу этих поездок сделали собственный каталог с данными по каждой жд-станции для того, чтобы грузоотправители знали все особенности и могли составлять маршруты перевозок.

До 2019 года мы работали с КТЖ в формате пилотного проекта, чтобы допилить сервис. А первый коммерческий контракт с ними заключили лишь в конце 2019 года по подписной модели. Сейчас у нас больше 51 тысячи пользователей: это сотрудники центрального аппарата КТЖ и частных перевозчиков, грузоотправители, работники железнодорожных станций.

— А на какие деньги существовал проект первые 5 лет, если удалось подписать первые коммерческие контракты лишь в 2019 году?

— Это деньги фаундеров проекта. Точных сумм, к сожалению, назвать не смогу.

“Мы перевели АСУ ДКР в формат Open Source решения”

— Вы рассказали о 10 специалистах, которые объехали все жд-станции Казахстана. А сколько всего было людей в стартапе на старте и сейчас?

— Еще около 10-15. В основном разработчики и пара человек, которые занимались всеми остальными бизнес-процессами. Сейчас в штате компании около 60 человек, которые разделены на несколько команд. Например, у нас есть отдельные департаменты backend и frontend–разработки, дизайна, QA-тестирования, системной аналитики. В каждом блоке свои тимлиды, а у разработчиков их вообще по 2, потому что сейчас мы наняли в эти команды молодых специалистов, которых нужно растить.

— Команда проекта выросла значительно. Чем занимаются эти люди, какой новый функционал создают?

— Главное наше изменение с технической точки зрения — перевод АСУ ДКР в формат Open Source решения в августе этого года. Это важный шаг для нас как для ИТ-компании, к которому мы готовились 1,5 года. Изначально система была построена на решениях иностранного ПО — IBM. Лицензия на ее использование создавала некоторые риски для КТЖ как нашего главного клиента, потому что со временем могли бы возникнуть вопросы из-за расширения функционала сервиса.

Благодаря переходу в Open Source теперь мы можем развивать наш функционал в любом направлении и без оглядок на ограничения по лицензиям. Уже опередили некоторых мировых конкурентов: в Великобритании и Австралии, например, до сих пор работают сервисы на базе SAP и IBM.

Переход был очень тяжелый: нам пришлось одновременно содержать две системы, чтобы грузоотправители и КТЖ могли и дальше пользоваться сервисом. Мы переписывали модуль за модулем и постепенно переводили их на открытый исходный код.

Еще одно важное преимущество перехода на Open Source — упрощенная интеграция с различными системами и базами данных, в том числе и с государственными. Например, сейчас мы работаем с Министерством сельского хозяйства Казахстана: ведомство получает статистику по перевозкам пшеницы и других сельхозкультур, а также с Министерством финансов.

— Какие еще изменения происходят?

— Параллельно мы создаем новые продукты, которые решают другие боли грузоотправителей и грузополучателей. Например, вместе с КТЖ и Минфином сделали пилотный проект сервиса таможенного процессинга. Проблема заключалась в том, что у разных стран есть собственные требования к таможенным декларациям. И раньше, когда транзитный груз оказывался на границе, людям приходилось тратить много времени на заполнение отдельных полей и форм. А потом еще столько же, если не больше — ждать, пока данные по декларации будут проверены на правильность. И люди стояли на границе от 8 часов до нескольких дней. А если вдруг каких-то документов не хватало, то приходилось запрашивать оригиналы и снова ждать, пока их привезут на границу. Когда мы полностью закончим работу, декларации по транзитным грузам будут заполняться автоматически, что повысит скорость и привлекательность казахстанского маршрута для транзита.

В разработке еще один новый сервис — онлайн-калькулятор для расчета стоимости провоза груза, который позволяет грузоотправителям выяснить точную цену еще до отправки товара.

“Потенциал в США просто огромный. Но пока это долгосрочные планы”

— Знаю, что вы участвуете в акселерационных и инкубационных программах от Astana Hub, а весной 2023 года Networks Energy даже завоевал статус “Прорыв года” на Central Asian Tech 2023. Объясните, что это вам дает?

— Все верно. После победы в конкурсе мы попали в группу стартапов от технохабов Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана, которые отправились в Кремниевую долину. Мы успели познакомиться с американским рынком и посмотреть, как создают инновации крупные корпорации вроде Google, NVIDIA, Meta и LinkedIn.

Сейчас мы работаем в программе Scalerator для того, чтобы оптимизировать свою бизнес-модель и быстрее выйти на экспортные рынки и конкретно США.

Все программы, о которых вы говорите, помогают нашей компании развиваться быстрее. В каждом акселераторе или инкубаторе есть опытные менторы, которые помогают нам наладить бизнес-процессы и увидеть новый потенциал для роста. Ну и эти специалисты умеют задавать правильные вопросы стартапам о масштабировании проектов и трезвой оценке ресурсов, которые для этого потребуются.

Еще одна ценность для нас — экспертная оценка новых международных рынков. Во время этих программ нам, например, объяснили, что не стоит выходить с нашим продуктом в Латинскую Америку из-за слабой развитости железных дорог. А вот Австралия, наоборот, может быть очень интересна из-за географической схожести и аналогичной ресурсной базы.

То есть у людей есть насмотренность, опыт и понимание, как нужно строить бизнес. Для нас это ценно.

— Вы заговорили о США. Чем интересен этот рынок?

— Во-первых, в США, по нашим оценкам, примерно 40% всех грузоперевозок идет по железной дороге. Учитывая объемы рынка, там находятся просто колоссальные деньги.

Во-вторых, в этой стране совершенно по-другому устроена сфера железных дорог: в США есть десятки частных компаний, которые владеют отдельными частями железнодорожного полотна. Это дает максимальную децентрализацию. И тот сервис, который сумеет объединить всех владельцев жд-путей, будет чувствовать себя отлично и процветать.

Что касается ниши. Мы изучали американские сервисы-аналоги нашей системы. И пришли к выводу, что АСУ ДКР ничуть не хуже, а в некоторых местах даже лучше по функционалу.

Конечно, мы понимаем, что это очень сложный рынок — и нужны миллионы долларов, чтобы просто туда приехать и сделать первые шаги. Но потенциал там просто огромный. Однако пока это долгосрочные планы.

— Чего ждать от Networks Energy в ближайший год-полтора?

— Хотим запустить систему динамического планирования перевозок. Этот сервис на основе машинного обучения и искусственного интеллекта проанализирует информацию по загруженности железных дорог, по входящим грузам и многим другим параметрам. И благодаря этим данным сбалансирует нагрузку на ЖД-инфраструктуру, чтобы запланированные грузы отправлялись точно и в срок.

Еще мы сделали чат-бот на основе Chat GPT в Telegram. Бот содержит в себе все алгоритмы по оформлению документов и инструкцию, как правильно пользоваться АСУ ДКР. Удобная система для тех, кто не хочет подолгу разбираться во всех бюрократических тонкостях.

В ближайшие месяцы мы завершим интеграцию таможенного процессинга, о котором говорил ранее, потому что пока это все еще пилотный проект.

Одна из главных наших целей к 2025 году – завершить полную интеграцию с информационными системами РЖД и Китайской железной дороги. Если мы это сделаем, то значительно упростим планирование международных перевозок: благодаря этому шагу россияне, китайцы и казахстанцы смогут отслеживать, какие грузы в ближайшее время окажутся на погранпереходах их стран. Это сбалансирует нагрузку на жд-станции и ускорит движение составов.