Кому в Казахстане нужны виртуальные 3D-квартиры? Стартап qMeta придумал, как зарабатывать на моделировании
Как что-то купить, если ты это не видишь и не можешь потрогать? А тем более, если покупка дорогая? Например, квартира в жилом комплексе, который еще даже не начали строить.
Мади Медет вместе с командой развивают в Казахстане стартап qMeta, который для компаний-застройщиков выстраивает реалистичные 3D-модели многоквартирных домов. И даже если на месте жилого комплекса только котлован, будущие жильцы могут с помощью VR-очков прогуляться по дому и своей квартире.
Зачем такие технологии строительным компаниям и как автоматизировать моделирование — об этом основатель qMeta рассказал в совместном проекте Digital Business и Astana Hub «100 стартап-историй Казахстана».
Школам VR оказался не нужен
— Я мобильный разработчик, сейчас преподаю информатику в частной школе и параллельно работаю над стартапом qMeta — вместе с Расулом Абуовым и Айсултаном Бактыгали. Ребята являются моими учениками, мы с ними до этого делали научные проекты в школе.
Идея использовать VR-технологии возникла у нас во время пандемии, тогда все были онлайн, и даже учителя преподавали через видеозвонки в Microsoft Teams.
Мы с ребятами просто сидели и обсуждали: что же можно делать в этой сфере? И подумали, а почему бы не попробовать провести уроки физики и химии в VR-очках. Это же ведь интереснее, чем просто видеозвонок.
Сделали MVP, выступили на нескольких конкурсах стартапов и хотели монетизировать проект. Планировали продавать продукт директорам школ, но идея не увенчалась успехом.
— Почему в образовании тема с виртуальной реальностью не взлетела?
— Мы пробовали выйти на высокий уровень, разговаривали даже с министерствами. Но для того, чтобы внедрить VR в государственную структуру школ, нужно кардинально менять систему образования. Через систему закупок приобретать в школы VR-очки, создавать специальные классы и т.д. Нам посоветовали начать с частного сектора.
Частным школам идея понравилось, но они хотели бы пользоваться этим бесплатно — а это нам было совсем не интересно. Также они сомневались в эффективности данного обучения: даже пробных уроков с VR-очками было недостаточно, чтобы они поверили в технологию. Возможно, это еще связано с тем, что директора школ привыкли к старым методам образования и не очень открыты к инновациям.
Мы не стали стоять на месте, продолжали искать другую сферу. И совершенно случайно в раздевалке после тренировки я разговорился с человеком, который оказался директором строительной компании. Коротко рассказал свою идею про VR, потом мы встретились с ним еще раз уже вместе со всей нашей командой и показали проект. Договорились, что сделаем виртуальный тур с VR-очками по жилому комплексу — и разработали MVP.
Дома еще нет, а в квартиру зайти можно
— Что сегодня вы можете сделать в qMeta?
— У нас в портфолио уже два реализованных кейса по жилым комплексам для строительных компаний из Актау. Созданные модели позволяют виртуально прогуляться по двору, зайти в подъезд и лифт, подняться на нужный этаж, осмотреть квартиру с готовым ремонтом и мебелью и даже оценить вид из окна. И все это выглядит как в реальной жизни, когда ты рассматриваешь жилой комплекс через VR-очки. То есть мы полностью создали условия, чтобы потенциальный покупатель не смог отличить компьютерную картинку от реальности.
Вторая технология — это 3D-туры уже без VR-очков, а на больших сенсорных экранах. Там тоже можно рассматривать трехмерную модель жилого комплекса со всех сторон, смотреть планировку каждого этажа и квартиры. А подключенная CRM-система подсвечивает, какие квартиры уже проданы, какие зарезервированы и что еще можно приобрести.
То есть фактически мы позволяем почувствовать себя в квартире, которой еще нет в реальности. Как правило, компании-застройщики начинают продавать дома на этапе котлована, когда строительство еще даже не началось. И как сегодня людям приходится принимать решение о покупке? Максимум, что могут показать в отделе продаж — это картинки с планировкой и в лучшем случае какой-то рендер.
А с помощью виртуальной реальности человек может почти «пощупать» свою будущую квартиру: пройтись внутри, прикинуть ремонт и расстановку мебели. И быстрее принять решение о покупке.
И это действительно так работает. К примеру, международный опыт показывает, что продажи в жилых комплексах с помощью виртуальной реальности растут почти в два раза на самом начальном этапе. Каждый третий клиент, посетивший офис продаж застройщика и надевший 3D-очки, покупает квартиру. Наш опыт с ЖК Orda Palace и Samal Avenue это подтверждает: клиенты дольше остаются в офисе, задают дополнительные вопросы, более вовлечены, в том числе от вау-эффекта – такой фидбэк мы получили от партнеров.
Да я и сам недавно в Алматы искал квартиру. Смотрел варианты у строительных компаний, и мне все показывали бумажные 2D-варианты планировок и что-то объясняли на пальцах. А сам дом был недостроен, и меня это не зацепило – в итоге купил готовую квартиру на вторичном рынке. А если бы мне предложили пройтись по своей будущей новой квартире, я как минимум задумался бы над этим вариантом. И еще остались бы хорошие впечатления от компании застройщика, которая использует современные технологии.
— Как вы создаете виртуальные 3D-туры?
— Застройщик предоставляют все исходные данные по нашем списку – архитектурные чертежи, габариты, фронтальные разрезы, планировки, фасады, описание текстур и материалов и т.д.
Мы все это рассчитываем, обсуждаем с нашими 3D-моделистами и программистами — сколько времени займет разработка. И даем коммерческое предложение застройщику. Если все хорошо, то еще снимаем видео с дрона на 360 градусов. После, опираясь на чертежи, полностью моделируем жилой комплекс на игровых движках, подключаем к CRM и т.д. И в итоге в нашей модели получаются реальные размеры и планировки.
Проектирование как у Тони Старка
— Сколько времени занимает разработка модели жилого комплекса?
— Недавно вели переговоры об оцифровке жилого комплекса из 15 домов. По нашим оценкам, на работу над первыми девятью домами понадобится от 4 до 5 месяцев. Если комплекс меньше, то три-четыре.
Но все зависит от количества планировок, фасада и даже места. Если, например, нужно будет делать объект в Алматы и отобразить в 3D-туре всю красоту окружающих гор, соседние парки, торговые центры и другую инфраструктуру, то на это понадобится дополнительное время.
— Что у вас в процессах автоматизировано? Если к вам сейчас прямо толпой побегут застройщики, вы же не сможете их поставить в очередь на десять лет…
— В плане логики у нас все автоматизировано, мы не придумываем что-то с нуля под конкретный проект, а просто берем готовую логику и движки. Ну а модели уже приходится индивидуально создавать, здесь без человеческого фактора не обойтись.
Можно использовать готовые модели Алматы и встраивать туда жилые комплексы, сейчас появляются новые инструменты — мы это все отслеживаем и применяем.
Вообще вопрос про автоматизацию довольно трудный. Мы стараемся все моменты автоматизировать. Хочется в будущем делать этого больше. Но на сегодня технологии еще не достигли такого уровня, как голографическая система проектирования у Тони Старка.
Если что-то будет появляться, например, инструмент для точного и быстрого моделирования мелких деталей, то, конечно, будем это применять.
— Вам интересен сегмент B2C? Например, можно создавать 3D-туры для владельцев квартир, которые хотят их продать.
— Не очень. Потому что сейчас мы моделируем то, чего нет. И даем возможность перед покупкой квартиры представить себя в виртуальной квартире. А в готовых квартирах не нужно ничего представлять, они уже есть. И можно просто сделать фотографии — этого будет достаточно. Моделировать здесь избыточно и нерентабельно.
— Строительные компании могут себе позволить создание таких туров? Ведь речь идет о суммах более $15 тысяч.
— В жилых комплексах среднего класса, наверное, не очень выгодно использовать такие технологии. Наше моделирование больше нужно компаниям, которые нацелены на премиум-класс — в этом сегменте наш продукт можно окупить даже продажей одной квартиры.
А вообще сейчас по сравнению с 2021-2022 годами, когда все закупались квартирами, конкуренция за клиента значительно выросла. И компаниям нужно как-то дополнительно выделяться. Один из вариантов — за счет современных технологий.
— Есть ли у вас конкуренты?
— В Казахстане есть компания Singularity Lab, которая занимается разработками в области виртуальной и дополненной реальности. Но, кажется, они больше на аутсорс работают — делают все на заказ от мобильных приложений до гейм-разработки. В России есть большая компания, которая использует те же технологии, как и мы. Но за счет масштаба у них цены в 5-6 раз выше.
Некоторые строительные компании пытаются сами использовать VR, но там очень низкое качество: здания выглядят как набор кирпичей в Minecraft — без теней, эффектов и освещения.
Работа «в ноль», чтобы доказать эффективность
— Расскажите об экономике стартапа: сколько было инвестировано в проект и окупается ли он сейчас?
— Мы находимся на начальной стадии, поэтому инвестиции не привлекали. Компьютеры закупали из своего кармана, на выполнение первого заказа без предоплаты потратили около миллиона тенге.
Стартап именно как коммерческий проект работает около полугода, и за это время мы реализовали два проекта — пока что «в ноль», не добавляли сверху свою прибыль. Планируем до конца года сделать еще пару проектов, чтобы утвердиться в силах, собрать хорошие кейсы и доказать строительным компаниям, что наш продукт эффективно работает. И уже потом искать инвесторов для развития. Поэтому сейчас мы даем невысокие цены.
— Кстати, как компании относятся к новым технологиям?
— Начинали мы проект в Актау, и из десяти компаний только две заинтересовались. Многие скептически относятся к VR-очкам: мол, как покупателям в возрасте это объяснить?
Но мы все равно идем, делаем дополнительные презентации, улучшаем продукт и коммуникацию, пытаемся доказать нашу эффективность.
Вообще у нас в планах в ближайшие год-два полностью захватить казахстанский рынок крупных компаний, которые строят жилье премиум-класса. Таких застройщиков 20-25 на рынке, мы уже по многим прошлись: видим, что некоторые открыты к новым технологиям и опыту.
— Нужны ли вам инвестиции? Для чего?
— Да, нужны. В первую очередь, чтобы быстро расти. Сейчас мы намеренно не берем большие объемы, чтобы оценить свои силы. Но если нам, условно, одновременно поступит 5-6 заказов, то нужен будет какой-то офис – это же сейчас мы с ребятами работаем удаленно, каждый из своего дома. Но в будущем нужно открывать офис, закупать технику, набирать больше сотрудников, искать молодых и перспективных ребят. Мы уже заметили, что в Казахстане гейм-разработка находится в плачевном состоянии, если сравнивать с Россией и другими зарубежными странами. И сейчас нам приходится из РФ брать разработчиков, а в будущем хотелось бы набирать местных ребят и с нуля их обучать.
Ну и кроме того, у нас есть новые идеи в совсем других сферах деятельности. Например, сейчас разрабатываем продукт для автосалонов, связанный с VR и с 3D. И на это тоже нужны инвестиции.
Мотивация найти высшую точку
— Что насчет масштабирования в другие страны?
— Пока в ближайшие год-два мы нацелены на казахстанский рынок. По другим странам у нас туманные представления, но, конечно, будем выходить за пределы Казахстана — в ОАЭ, Грузию. Там везде строятся жилые комплексы, есть большая конкуренция между застройщиками. А значит, есть спрос на новые технологии, и мы будем более выгодными по цене и качеству.
— И при этом базирование будет в Казахстане?
— В зависимости от объема. Если будет много заказов, то, конечно, нужно открывать локальный офис. А если объем незначительный, то можно все делать в Казахстане и только отправлять людей в командировки для переговоров, осмотра местности и проведения съемок.
— Каким вы видите свой стартап в более отдаленном будущем?
— Это пока философский вопрос, потому что все же может поменяться: сегодня я вам одно говорю, а через полгода мы уйдем развиваться в совсем другую сторону.
И меня, и всю команду интересует, до какой точки мы можем дойти. И у нас нет никаких ограничений, мы нацелены на многое – стать большой корпорацией, известным брендом и работать на весь мир.
Понятно, что у каждого из нас есть финансовая мотивация, но также хочется и выделиться среди всех, делать большие дела, реализовывать социальные проекты. Мы же в принципе с этого и начинали — хотели улучшить обучение с помощью VR-технологий. И эта мотивация быть полезными для общества все еще сохранилась.
Сейчас, как и любой стартап мы проходим через трудности, жертвуем своим временем, сном, деньгами. Но нас всех объединяет одна цель — классно сделать наш проект и добиться чего-то значимого.