«Нужно оцифровать базары». Мнение о развитии электронной коммерции в Казахстане
Президент некоммерческой организации Techno Women, основатель ОФ «Цифровая трансформация» Азиза Шужеева на своей странице в Facebook перечислила проблемы электронной коммерции в Казахстане. Их обсудили 31 октября на круглом столе «Национальная деловая повестка в сфере электронной коммерции в Казахстане».
Азиза Шужеева пояснила, почему считает тему важной:
– Сфера торговли является крупнейшей отраслью в несырьевом секторе. Она обеспечивает занятость более 15% трудоспособного населения и около 48% женской занятости. Как и все отрасли экономики, торговля модернизируется под влиянием цифровой трансформации. В Малайзии, например, более 60% торговли осуществляется в онлайн-формате. В Казахстане благодаря пандемии и «принудительной виртуализации» объем электронной коммерции достиг 12% в общем объеме торговли и составил более 1,6 трлн тенге. И это не предел.
Какие проблемы?
1. Нет государственной поддержки для небольшого бизнеса
«Нишевые маркетплейс-площадки практически полностью выпадают из всех мер государственной поддержки, что также ограничивает возможности стартапов и технологических предпринимателей. В мерах господдержки есть ОКЭД на строительство торговых центров, но нет ОКЭД на развитие торговых онлайн-площадок».
2. Непрозрачная, неурегулированная процедура сертификации товаров и дорогая логистика
«Дорогая логистика является сдерживающим фактором. Хотя именно эти проблемы сейчас решает «Казпочта» в рамках новой принятой стратегии».
3. Слабые цифровые компетенции у бизнесменов
«Не знают, как выходить на различные площадки и как работать на маркетплейсах».
4. Отсутствие поддержки со стороны крупного бизнеса
«Крупные маркетплейсы не заинтересованы в вовлечении малого и среднего бизнеса, ремесленников на свои площадки и не создают поддерживающих условий для Qazaq e-com. Мы такие переговоры уже много лет ведем с нашими крупными банками, но пока без результатов».
5. Нужна оцифровка базаров
«Огромная тема, которая могла бы вывести весь теневой оборот наружу, но опять-таки пока для этого процесса больше преград, чем стимулов».
6. Необходимо менять законодательство
«При поддержке USAID был сделан большой legal report [юридический отчет — прим. Digital Business], который выявил множество коллизий в разных законодательных актах, касающихся регулирования онлайн-торговли. Все это нужно тоже приводить в порядок».
Предложения будут направлены в Министерство торговли и интеграции. По словам Шужеевой, депутаты Мажилиса тоже плотно работают с Techno Women по вопросам электронной коммерции.