Профессор Стэнфордской школы бизнеса рассказал, когда в Центральной Азии появится первый «единорог»
Илья Стребулаев, профессор финансов и венчурного капитала Стэнфордской школы бизнеса, на панельной сессии форума Digital Bridge 2023 поделился мнением, когда в Центральной Азии появится первый стартап-«единорог». А еще назвал условия, при которых это станет не случайностью, а закономерным успехом.
— Прежде всего нужно сказать, что современные «единороги» — это глобальные компании. У «единорога» должен быть спрос не только в Центральной Азии. Компания может базироваться здесь, у нее могут быть работники из Центральной Азии, но спрос на продукцию и на сервис должен быть мировой.
Когда появится этот «единорог»? Надеюсь, очень скоро. Я изучаю глобальный рынок «единорогов». Например, еще несколько лет назад не было ни одного «единорога» в Объединенных Арабских Эмиратах — а теперь вдруг они начали расти.
И еще: если в Центральной Азии появится один «единорог», то за ним сразу возникнет много других. Самое главное, чтобы появился первый.
Без экосистемы «единорогов» не будет
Самое сложное – создать экосистему, когда такого типа компании смогут появляться и становиться успешными. Я не верю, что «единорог» может получиться случайно. И даже если так выйдет, то, скорее всего, он уедет из региона.
А если будет задизайнена и построена правильная экосистема, то это даст возможность появиться сразу многим компаниям-«единорогам».
Я работаю с разными регуляторами по всему миру, которые задаются вопросом: как создать условия для появления «единорогов»? И, прежде всего, я хочу сказать, чего не нужно делать: не стоит пытаться куда-то «переносить» Кремниевую долину. Такие попытки неизбежно заканчиваются неудачей.
Финансирование и университеты
Прежде всего, нужно понять факторы успешных экосистем:
1.Наличие всей цепочки финансирования от самого начала до конца. Если мы посмотрим на страны, где много стартапов, но до недавнего времени не было «единорогов», то там есть ангелы-инвесторы и ранние фонды, есть поддержка государства, но не развит рынок корпоративных инвестиций, когда крупные компании покупают другие компании. А в тех странах, где я вижу много «единорогов», присутствует вся цепочка.
2.Нужна система появления и развития идей. Например, многие удачные стартапы в Германии – копия американских идей. Но в Германии есть одно преимущество, которого нет у многих других стран — большой не англоязычный внутренний рынок (ВВП Германии по итогам 2022 составил более $4 трлн, страна является четвертой экономикой мира после США, Китая и Японии – прим. Digital Business), куда сложно зайти компаниям из других стран.
3.Правильно построенная система университетов — еще один очень важный фактор успеха. К сожалению, в последнее время я вижу очень много попыток в мире, когда на построение университетов тратятся миллиарды долларов, но получается не очень успешно. Почему? Потому что топовый американский университет, например, как Стэнфордский, это, прежде всего, не образовательное учреждение. Это слон, который стоит на трех ногах.
Первая нога – серьезная наука. Вторая нога – возможность коммерциализации этой науки. Многие мои коллеги в Стэнфорде не только оформлены на ставку в университете, но и являются основателями многочисленных стартапов. И университет это приветствует и поддерживает, дает возможность изобретениям, которые были здесь сделаны, коммерциализироваться. И только третья нога — это образование. Причем образование, которое сочетается с другими ногами: когда студенты с самого первого курса помогают профессорам делать интересные исследования и активно участвуют в их коммерциализации.
Мне кажется, у Центральной Азии огромные перспективы. Задача – построить здесь такое место, в котором людям было бы интересно и не хотелось уезжать. Тогда появится критическая масса стартаперов, которые изобретают идеи, а финансовая цепочка поможет им с инвестициями. И пусть большинство проектов провалится, но отдельные стартапы станут успешными «единорогами».