«За пару месяцев набрали больше 160 тыс. пользователей». Алматинцы создали приложение, которое позволяет зарабатывать на шагах
По образованию Алим Раздыков финансист и режиссер. Однако всю сознательную жизнь занимается маркетингом. Все началось с алматинского «Кайрата», где парень отвечал за активность клуба в медиапространстве и соцсетях. Дальше были различные рекламные агентства, включая корейскую компанию Cheil Worldwide, в казахстанском офисе которой Алим сейчас занимает позицию digital-тимлида.
Попутно алматинец вместе с тремя друзьями развивает собственный стартап AlgaApp – приложение, где люди могут получать различные вознаграждения за пройденные шаги. В интервью для совместного проекта Digital Business и Astana Hub «100 стартап-историй Казахстана» Алим рассказал, чем его стартап отличается от аналогичных зарубежных сервисов, какие бонусы за ходьбу предлагают пользователям, что от них требуется, насколько популярен подобный формат сейчас в Казахстане и получается ли на нем зарабатывать.
Если вы хотите тоже стать частью проекта «100 стартап-историй Казахстана» – пишите нам на editor@digitalbusiness.kz
«Уже раздали больше тысячи товаров и промокодов»
– Алим, что привело вас к запуску ИТ-стартапа?
– Как-то у моего друга Антона возникла идея сделать своеобразный Tinder для HR: они заходят в приложение, видят подходящих соискателей и свайпают понравившихся. Однако для создания подобного продукта требовались большие стартовые инвестиции. Решили отказаться от этой задумки.
Но тема с ИТ не отпускала. При встречах постоянно обсуждали новости из мира стартапов. В наших разговорах все чаще стали всплывать такие проекты как STEPN, Sweatcoin и Walken. Все они предлагали пользователям зарабатывать на ходьбе. Мы подумали, что можно сделать подобное приложение в Казахстане. Я придумал название AlgaApp, набросали с ребятами бизнес-план и постепенно стали его реализовывать. Так все и завертелось.
– Идея с вознаграждениями за шаги не нова. В чем ваша уникальность перед теми же STEPN, Sweatcoin и Walken?
– Во-первых, у нас нет привязки к криптовалютам. Разработали свою внутреннюю валюту, которую назвали TER-токен. «Тер» в переводе с казахского – пот. То есть, пользователь зарабатывает своим потом.
Во-вторых, у нас низкий порог входа. Человек скачивает приложение, регистрируется, заполняя поля с именем, фамилией и номером телефона, после чего начинает ходить и зарабатывать. Все бесплатно. И не надо ничего покупать, как в том же STEPN, где сначала нужно потратить несколько сотен, а то и тысяч долларов на NFT-кроссовки.
В-третьих, несем важную социальную функцию. Сегодня на сердечно-сосудистые заболевания приходится 16% смертей в мире. Казахстан здесь не исключение. В нашей стране 40 тыс. человек ежегодно получают инсульты. Лучшая профилактика для таких недугов – ходьба. Специалисты ВОЗ рекомендуют проходить минимум 5 тыс. шагов в день. Чтобы у людей была мотивация, предлагаем 1TER за 1 тыс. шагов.
– Токены даются только за ходьбу или за другие активности тоже?
– Пока что только за шаги. Причем лимитировано. За день, даже если вы пройдете больше 5 тыс. шагов, максимум можно заработать 5 TER.
Однако у нас в приложении есть еще две возможности для получения дополнительных токенов. Первая – просмотр рекламы. За три ролика начисляем 5 TER. При этом вы сами решаете, когда смотреть и хотите ли вы вообще это делать.
Вторая – приглашать друзей. За одного человека сейчас даем 5 TER. Здесь пока никаких ограничений нет. Правда, токены придут только после того, как ваш друг пройдет как минимум 1 тыс. шагов.
– Что потом можно делать с заработанными TER-токенами?
– Потратить в нашем внутреннем магазине, где предлагаем различные товары: PlayStation, Яндекс Станции, беспроводные наушники, подставки для телефонов, электрощетки и многое другое. Не так давно добавили купоны, промокоды в различных сервисах, билеты в кино. В скором времени, надеюсь, сможем выставлять и более крупные лоты: поездки на концерты в Европу или туры в Египет.
Сразу скажу, обменять TER-токены на обычные деньги или криптовалюту нельзя, как и потратить в другом месте.
– Как происходит ценообразование на товары в вашем магазине?
– Вывели внутренний курс: 1 TER = 50 тенге. При формировании соотношения исходили из того, чтобы пользователю не приходилось для накопления токенов на покупку товара ходить годами либо пару дней.
Если речь идет о дорогих товарах, у нас применяются специальные коэффициенты, которые делают курс гибче. К примеру, если что-то стоит больше 100 тысяч тенге, то 1 TER увеличивается до 60-70 тенге, чтобы пользователь быстрее смог накопить.
Правда, бывают и обратные случаи. Есть кейс, когда одна девушка пригласила 99 друзей и довольно быстро смогла купить Яндекс Станцию, которая стоит 650 TER. Мы проверили, все активные.
– Есть ли для пользователей лимиты на получение товаров?
– Изначально их не было. Но однажды произошла интересная ситуация. Пользователь после очередного дропа решил забрать сразу 4 товара. Он абсолютно легально на них накопил, так что все отдали без проблем.
Правда, мы поняли, что если таких ребят будет много, то у нас не останется вознаграждений для других. В результате поставили ограничение: один товар в месяц. К слову, оно не распространяется на промокоды, которых у нас много.
В общей сложности уже раздали больше 1 тыс. товаров и промокодов.
Читайте также: Казахстанцы собрали на коленке софт, который может полностью оцифровать магазины. История стартапа Beksar
«Почти половина наших юзеров – люди из регионов»
– С помощью чего отслеживаются пройденные шаги?
– Если говорить про iOS, то интегрируемся с приложением Health, которое установлено на всех iPhone. Оттуда подтягиваем данные о пройденных шагах. При этом доступ к другой информации вроде пульса или геолокации мы не запрашиваем. Нам это не нужно.
С Android ситуация сложнее. Версию под эту систему мы сделали одновременно с iOS. Пульнули приложение в Google Play, там нас сразу апрувнули. Однако столкнулись с проблемой подсчета шагов, ведь у каждого смартфона свои приложения. Нам нужно было сделать унифицированную базу.
Решили интегрироваться с Google Fit – это трекер для всех платформ. Они нам выдвинули требования: пройти одну проверку, вторую, добавить аутентификацию через Google и т.д. Начали все делать, но ответов от Google иногда приходиться ждать неделями. Как только дождемся подтверждения, сразу выкатим приложение на Android. Надеюсь, это произойдет в ближайшее время.
– Сколько сейчас пользователей у AlgaApp?
– Больше 160 тысяч. И это при том, что у нас до сих пор нет версии для Android. Да и в маркетинг особо не вкладывались. Единственная реклама – разместили на пауэрбанках в различных заведениях QR-коды, ведущие на загрузку нашего приложения. Только неделю назад запустили в Алматы в тестовом режиме наружную рекламу на digital-бордах. Благодаря этому сразу получили новых пользователей.
Меня особенно радует, что почти половина наших юзеров – люди из регионов. К примеру, первую официальную покупку у нас сделал человек из аула в Мангистауской области.
Но наша главная гордость – 95 тысяч MAU (ежемесячно активные пользователи) и 42 тысячи DAU (ежедневно активные пользователи). В среднем юзер проводит в нашем приложении около 30 минут.
– А ретеншн какой?
– В первый день – 60%, а на 28-ой – 35%. К слову, бенчмарк в категории health tech – меньше 2%.
Мы пошли на небольшую хитрость. Пользователю, чтобы получить начисление за пройденные шаги, необходимо зайти в AlgaApp на следующий день. Но в отличие от других сервисов, мы не просим, чтобы наше приложение работало в фоновом режиме во время ходьбы. Достаточно сделать check-in, после чего оно начнет считать шаги.
– Шаги можно легко накрутить. В AlgaApp предусмотрены механизмы, позволяющие обнаружить обман?
– Пока что нет. На самом деле, не так много пользователей пытается нас обмануть. Тем более, пока есть лимит в 5 TER, угрозы фрода нет. Даже если человек накрутит 500 тысяч шагов, это ему ничего не даст.
Однако в новой версии приложения, над которой активно работаем, появится внутренний шагомер, который будет сверять время сеансов ходьбы и сигнализировать о подозрительной активности. Условно, весь день человек проходил не больше 100-200 шагов в час, а потом резко взял и сделал 10 тыс. за 30 минут. Система автоматически будет реагировать на подобные аномалии и учитывать только те шаги, которые фактически пройдены.
«Уже смогли окупить все вложения в проект»
– Сколько вы уже вложили в AlgaApp?
– На данный момент потратили 15 млн тенге. Основная часть расходов – команда. Сейчас у нас в штате, если не считать кофаундеров, 8 человек: разработчики, поддержка, SMM. Также на свои деньги покупали товары в магазин. Наверное, только через месяц работы на нас вышел официальный представитель одного бренда, специализирующегося на медицинском оборудовании, и предложил по бартеру тонометры.
– Получается монетизироваться?
– С помощью рекламы. Это наш основной источник дохода. Мы подключены к системе Google, который дает весь необходимый инвентарь. В основном это формат Rewarded Video. Юзер сам нажимает на просмотр и 30 секунд показывается реклама без пропуска. В конце за это начисляется вознаграждение. Наша задача – следить, чтобы не появлялся запрещенный контент.
Благодаря этому уже окупили проект и можем покрывать операционные расходы. Если честно, приятно удивились, насколько это круто работает.
Есть еще один источник монетизации – партнеры. С ними пока что больше получается выстраивать бартерные истории. У нас есть классный кейс с Wolt. Они дали нам 500 уникальных промокодов на 3 тыс. тенге. В результате Wolt получил 200 новых пользователей. Сейчас обсуждаем условия дальнейшей работы.
Сейчас у нас 6 партнеров, из которых 2 платят за размещение баннеров. Думаю, чем больше будет пользователей, тем охотнее начнут приходить другие компании с размещением своей рекламы или товаров.
– Будете растить базу подписчиков исключительно в Казахстане или рассматриваете выход на другие рынки?
– Казахстаном ограничиваться не планируем. Видим огромный потенциал в Узбекистане, где в 2 раза больше населения и также актуальна проблема с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Для начала можно обкатать AlgaApp в Ташкенте. Если там полетит, то можно выходить и в другие города.
Затем будем двигаться в остальные страны Центральной Азии и Кавказа. Не вижу особых сложностей запуститься там: перевести интерфейс приложения и влить деньги в маркетинг. Единственная сложность – партнеры, которые будут предоставлять товары. Но этот вопрос решаем.
Дальше, конечно, хотели бы пойти в MENA. В этом регионе важно работать, чтобы иметь доступ к большому венчурному капиталу. В ОАЭ и Саудовской Аравии охотнее инвестируют в компании, которые зарегистрированы в этих странах.
Есть мысли насчет США. Но это уже далекое будущее. Для начала нужно набраться опыта на знакомых рынках, показать трекшен и уже затем двигаться в мир.
– Собираетесь поднимать инвестиции?
– Планы такие есть, но мы не торопимся. Изначально были мысли сделать MVP и сразу идти к инвесторам. Но получилось самим начать зарабатывать и притормозили с этой идеей. Хотим сперва дорасти до 500 тыс. пользователей. Думаю, после запуска Android без проблем сможем прийти к этой цифре.
Дальше, чтобы расти быстрее, понадобятся финансы. Нужно будет расширять команду, запускать маркетинговые кампании. Это требует ресурсов. На самом деле, уже потихоньку общаемся с инвесторами. Знакомы с ребятами из MOST Ventures и MyVentures. Кстати, когда общались с последними, оказалось, что их СЕО уже 2 месяца пользуется нашим приложением.
В идеале хотелось бы привлечь $500 тыс. при оценке $5 млн. Думаю, это реалистично. У нас быстро растет количество пользователей, а с релизом приложения на Android темп только увеличится. Имеем рабочую бизнес-модель и уже можем зарабатывать на себя.
– Какие планы на ближайшее будущее?
– Выкатить AlgaApp 2.0. Хотим добавить маршруты для пользователей, где они могут пройти 5 тысяч шагов и насладиться прогулкой по красивому месту. Появятся челленджи с большим призом для победителя и гарантированными презентами для всех участников. Это должно помочь сформировать коммьюнити. Также пополним ассортимент товаров в магазине.
Еще хотим договориться о сотрудничестве с Министерством здравоохранения РК. Чтобы они, возможно, оказали информационную поддержку нашему приложению. Это может дать огромному количеству людей мотивацию для ходьбы, что улучшит профилактику сердечно-сосудистых заболеваний. Министерство должно быть в этом заинтересовано.