«Вложили в регион более 100 млн евро». Топ-менеджер Glovo поделился планами компании в Казахстане
Год назад в интервью Digital Business сооснователь Glovo Саша Мишо рассказывал, что доволен тем, как развивается казахстанский рынок и видит здесь большой потенциал для роста. Хотя на тот момент агрегатор в нашем регионе работал в «минус» и много инвестировал – за три года Glovo вложил в Казахстан 40 млн евро. Тем не менее Саша уверял, что в перспективе 5-7 лет Центральная Азия может занять лидирующие позиции в общем «портфеле» Glovo, который работает в 25 странах.
Удалось ли компании стать прибыльной в Казахстане? Сколько денег в общей сложности вложено в наш рынок? Как долго Glovo готов инвестировать? Насколько сейчас для агрегатора важна Центральная Азия? На эти и другие вопросы ответил глобальный директор Glovo по работе с органами власти Уильям Бенхолл.
«За последний год Казахстан стал для нас одним из ключевых и приоритетных рынков в глобальном плане»
– В декабре прошлого года на тот момент генеральный менеджер Glovo в Центральной Азии Карим Богуспаев говорил, что в 2023-м компания в Казахстане постарается выйти хотя бы на окупаемость. Это получилось?
– Мы по-прежнему здесь убыточны. Но движемся в нужном направлении. Корректируем курс, исходя из особенностей рынка. Сфера доставки еды в Казахстане конкурентоспособная. Здесь представлены сильные компании.
У нас есть понимание, что для получения прибыли необходимо инвестировать дальше. С учетом нашей бизнес-модели мы на протяжении нескольких лет постоянно вкладываем в новую страну. Продолжим это делать и в Казахстане. Надеюсь, выход в «плюс» – вопрос времени.
– Насколько сейчас для вас важен наш рынок?
– За последний год Казахстан стал для нас одним из ключевых и приоритетных рынков в глобальном плане. С учетом потенциала, который тут есть, мы не скрываем важности региона и делаем на него большую ставку в будущем.
– Сколько компания уже вложила денег в Казахстан?
– Инвестировали более 100 млн евро в регион. Большая часть бюджета пришлась на Казахстан. В эту сумму входит оплата курьерам, зарплаты наших офисных сотрудников, различные операционные расходы.
Что касается 40 млн евро, о которых в прошлом году говорил Саша, то это инвестиции в развитие рынка. В первую очередь, маркетинговые кампании и формирование привычки у людей заказывать доставку еды.
– Несмотря на инвестированные 100 млн евро, вы говорите, что Glovo продолжит вкладываться в наш рынок. Есть ли какой-то потолок суммы, пробив который топ-менеджмент скажет: «Стоп, хватит, на Казахстан больше тратиться не будем»?
– У нас не стоит вопрос, какую максимальную сумму мы готовы влить в регион. Сейчас хотим определить правильный индикатор, с помощью которого сможем понимать, сколько еще нужно вложить или уже стоит остановиться.
Если мы видим, что можем развиваться и расти в Казахстане, но для этого необходимо инвестировать – будем вкладывать деньги. Если поймем, что финансирование не поможет увеличить долю рынка – тогда начнем постепенно уменьшать денежные потоки.
«Мы сместили фокус с экспансии на новые рынки»
– С помощью чего будете оценивать возможности для развития и роста?
– В разных странах применяем подход, который базируется на ключевых метриках: количество заказов, наличие конкурентов и развитость технологий. Если говорить о последнем пункте, то могу сказать, что в Казахстане фантастический уровень проникновения мобильной связи, наличия смартфонов у населения и распространения бесконтактных платежей. Плюс дешевый интернет. Все это мы определяем как факторы для построения успешного бизнеса в нашей сфере.
Цифры это подтверждают. С каждым годом в Казахстане мы росли примерно в 2 раза, что нас радует. Осталось дождаться момента, когда сможем получать здесь прибыль. Думаю, он настанет совсем скоро.
– Одним из инструментов, который должен помочь Glovo в Казахстане быстрее выйти в прибыль, был концепт q-commerce. Как обстоят дела с его развитием на нашем рынке?
– Мы запустили доставку продуктов из собственных дарксторов, которые появились в Алматы и Астане, и различных других магазинов. Запартнерились с аптеками по медикаментам. Однако q-commerce – сложный вопрос, требующий серьезных инвестиций. А готовность вкладывать зависит от рынка.
К примеру, в некоторых странах доля электронной коммерции составляет 45% или даже 60%. В Казахстане ситуация пока что другая. И в таком случае перед нами дилемма. Самим развивать новую среду и формировать у людей привычку больше покупать онлайн, вкладывая огромные деньги? Либо дождаться, когда рынок постепенно придет к большей популярности электронной коммерции и уже активнее развивать это направление?
– Также у Glovo были планы по масштабированию в Кыргызстане и запуску в других странах Центральной Азии. Что из этого получилось реализовать?
– В Кыргызстане мы растем и продолжаем инвестировать в этот рынок. Можно сказать, у нас там складывается хорошая ситуация.
С другими странами Центральной Азии ситуация иная. К примеру, в нашем списке государств, где мы были готовы запускаться в ближайшее время, находился Узбекистан. Но мы сместили фокус с экспансии на новые рынки. Теперь, если у нас есть выбор запустить очередную страну или сфокусироваться на рынке, где мы присутствуем, чтобы стать прибыльными там, то выберем второй вариант. Но это не говорит о том, что мы отказались от идеи запуска того же Узбекистана.