Компании-майнеры пожаловались Токаеву на «непосильную плату за цифровой майнинг»
Восемь казахстанских компаний, занимающихся цифровым майнингом, подписали открытое письмо президенту Казахстана Касым-Жомарт Токаеву. В нем лицензированные представители индустрии цифрового майнинга заявляют о слишком высокой стоимости электроэнергии для майнинга и просят пересмотреть налоговую политику государства в отношении этой сферы.
Как сообщили Digital Business в Ассоциации блокчейн и индустрии дата-центров в Казахстане, письмо уже направлено и зарегистрировано в администрации президента. Под обращением подписались руководители ТОО «BCD Company», ЧК «TT TECH Limited», ТОО «KZ Systems», ТОО «AI Solutions», Жамбылского филиала ООО «Кинур», ЧК «Green Power Solution Ltd.», ТОО «VerCom» и ТОО «KINUR INVEST».
Компании отмечают, что индустрия цифрового майнинга Казахстана «находится в крайне бедственном положении»:
«На сегодня все крупнейшие представители отрасли приостановили свою деятельность и планируют до конца года полное прекращение своего бизнеса в Республике Казахстан».
По мнению авторов письма, в Казахстане благодаря профильному министерству (МЦРИАП) и депутатам Мажилиса был принят самый передовой в мире Закон «О цифровых активах в Республике Казахстан», регулирующий все элементы цифровой экосистемы, включая цифровой майнинг:
«Параллельно в МФЦА развивается регуляторное поле в части оборота цифровых активов. Ниже приведены результаты и итоги принятия Закона «О цифровых активах в Республике Казахстан»:
- все цифровые майнеры зарегистрировали свои юридические лица в Республике Казахстан и стали налоговыми резидентами;
- деятельность цифровых майнеров осуществляется только при наличии лицензии. Одним из важных критериев лицензии является правомерность подключения дата-центров цифровых майнеров к источникам энергоснабжения, что исключает неконтролируемые подключения и незаконное потребление электрической энергии;
- с целью налогообложения корпоративным подоходным налогом выстроен прозрачный механизм определения дохода от полученных цифровых активов, который находится под контролем Комитета государственных доходов;
- все вычислительное оборудование цифровых майнеров внесено в единый реестр. Благодаря этому, правоохранительным органам стало легче идентифицировать дата-центры, использующих контрабандное или полученное иным незаконным способом оборудование.
Казахстан стал первой страной мира, которая благодаря взаимодействию бизнеса и государственных органов смогла расставить все контрольные точки и выстроить весь механизм взаимодействия элементов цифровой экосистемы. Рынок сознательно пошел на эти шаги, чтобы защитить энергосистему от недобросовестных участников, а также с целью обеспечения устойчивого развития индустрии цифрового майнинга на основе принципов прозрачности и открытости».
Отечественная индустрия цифрового майнинга должна была обрести новый импульс развития на фоне принятого регулирования. К сожалению, отмечают подписанты открытого письма, весь положительный эффект регулирования обесценен налоговым администрированием цифрового майнинга. По их мнению, поручение президента, озвученное в феврале 2022 года касательно кратного увеличения налога на майнинг, Министерство национальной экономики «поняло слишком буквально»:
«Вследствие этого наша страна потеряла долю от мирового объема цифрового майнинга с 14,03% в 2022 г. до 4% в 2023 г. Не разобравшись в специфике и в вопросах экономики, а также себестоимости цифрового майнинга, в 2023 г. была введена дифференцированная ставка платы в размере до 26 тенге/кВтч, пагубный эффект которой по сути уничтожает индустрию и не позволяет цифровым майнерам оптимизировать свою деятельность с целью сокращения расходов. До 80% себестоимости цифровых активов составляет стоимость электрической энергии.
С какой целью Республика Казахстан заявляет на весь мир о цели стать региональным криптохабом и развивать дата-центры по обработке данных, если индустрия цифрового майнинга находится на отшибе экономической повестки страны и стагнирует вследствие неэффективного и несбалансированного налогового регулирования?»
Представители казахстанских компаний уверены, что цифровой майнинг и сама экосистема цифровых активов при должном регулировании может принести огромные дивиденды государству:
«Именно поэтому в лидерах по цифровому майнингу сегодня стоят такие страны, как США (45%), КНР (20%) и Россия (12%). Имея соответствующую инфраструктуру, цифровые майнеры, как правило, также диверсифицируют свой бизнес под вычислительные дата-центры для обработки различных данных. Рынок облачных высокопроизводительных вычислений, как ожидается, достигнет 11,54 миллиардов долларов США к 2026 году. Казахстанские цифровые майнеры упускают стратегическую возможность развиваться в данном направлении вследствие налогового регулирования.
Недоработки в вопросах налогового регулирования индустрии цифрового майнинга снижают инвестиционную привлекательность нашей отрасли, а также наносят вред имиджу нашей страны своей непоследовательностью.
Инвесторы и компании цифрового майнинга считают справедливым необходимость оплаты введенного корпоративного подоходного налога, взимаемого с любых видов коммерческой деятельности, но считают непосильной плату за цифровой майнинг, которой нет ни в одной другой мировой юрисдикции».
В конце открытого письма представители бизнеса просят президента дать поручение пересмотреть налоговую политику в отношении индустрии цифрового майнинга:
«Если государство не предпримет срочных мер, то индустрия цифрового майнинга в Республике Казахстан перестанет существовать. Останется просто запретить цифровой майнинг на законодательном уровне и войти в список стран, которые уже осуществили подобный запрет: Бангладеш, Ирак, Боливия, Колумбия, Египет, Иран, Косово и Непал».