Стоимость езды на электромобиле в Казахстане в 2,7 ниже, чем на бензиновой машине

О редакции Большое интервью с председателем правления KASE
Дата публикации: 31.07.2023, 15:31

Фото — myenergi, Unsplash

В Казахстане наблюдается развитие рынка электромобилей: если в 2022 году было зарегистрировано 812 единиц, то в 2023 году — уже 2790.

Однако электрокары составляют всего 0,06% от общего числа зарегистрированных автомобилей по стране, что свидетельствует об их невысокой популярности. В то же время это указывает на большой потенциал для роста, говорится в отчете департамента отраслевого анализа МФЦА, в котором проанализирован мировой и казахстанский рынок электромобилей.

Количество электромобилей превысило прогноз

Cогласно данным Бюро национальной статистики Республики Казахстан, на 1 мая 2023 года количество зарегистрированного автотранспорта в Казахстане составило 4 млн 730 тыс. 661 единиц, из них 87,6% – легковые автомобили, 10,3% – грузовые и 2,1% – автобусы.

По виду используемого топлива 82,3% транспорта передвигаются на бензине, доля автомобилей на смешанном топливе – 7,6%, дизельном топливе – 7,4%, на газе– 0,2%, на электричестве – 0,06%, у более 2,44% автотранспорта не указан вид топлива.

Среди легковых автомобилей: 87,5% на бензине, 1,9% на дизельном топливе, 0,1% на газе, на смешанном топливе – 8,3%, на электричестве – 0,06%, у 2,14% легковых автомобилей не указан вид топлива.

Статистика показывает значительный рост количества электромобилей в стране в 2023 году: если в 2022 году в стране насчитывалось 812 электромобилей, то на 1 мая 2023 года было 2790 единиц транспорта на электрическом топливе. Из 2790 единиц электротранспорта доля легковых автомобилей составляет 88,6% (2472 единиц), грузовых автомобилей – 6,6% (183 единиц), автобусов – 4,8% (135 единиц).

Уже по итогам 2022 года фактическое количество легковых электромобилей превысило прогноз, опубликованный на сайте Министерства энергетики РК в том же году, почти в два раза (812 автомобилей вместо 451), и уже в апреле 2023 года фактическое количество превысило прогноз 2025 года более, чем в два
раза.

Также, согласно прогнозу, к 2030 году в эксплуатации прогнозировалось порядка 6267 электромобилей, а в 2035 году – порядка 40 тыс. электромобилей, однако, с учетом нынешнего превышения прогнозных данных, возможно потребуется их пересмотр в сторону увеличения.

Сколько стоит «заправить» электромобиль в Казахстане

В соответствии с расчетом Министерства энергетики РК, в среднем 1 электромобиль потребляет в год 3 400 кВт⋅ч, а ежегодное потребление в 2035 году в секторе электромобиль будет составлять 136 млн. кВт⋅ч. Динамика высчитана на основе средних показателей роста единиц автомашин в год.

В Казахстане стоимость каждого километра пути на электромобиле с запасом хода 500 км, мощностью 350 кВт и аккумуляторной мощностью 85 кВт⋅ч (Tesla) составляет 8,5 тенге (в городском цикле).

Для сравнения, стоимость топлива за каждый километр пути Toyota Camry (XV70) 2.5, с объемом бака 60 литров составляет 19,06 тенге (из расчета: 9,3 литров на 100 км. в городском цикле при цене на АИ 92 – 205 тенге). Учитывая, что средний ежегодный пробег по Республике Казахстан 20 000 километров, годовые затраты на подзарядку электромобиля составит 170 000 тенге с учетом тарифа за 1 кВт⋅ч в размере 50 тенге, что в 2,7 раза дешевле годовых затрат на содержание автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.

Данные — отчет МФЦА

Казахстанцы не готовы покупать электрокары

Несмотря на очевидную выгоду покупки электромобиля, население страны пока не готово массово пересаживаться на экологически чистый транспорт из-за следующих сдерживающих барьеров:

  1. Высокая первичная стоимость электромобиля в сравнении с автомобилем с двигателем внутреннего сгорания. Около 40% стоимости электромобиля составляет аккумуляторная батарея;
  2. Недостаточно развитая инфраструктура: недостаточное количество электрозарядных станций в регионах страны и отсутствие специализированных сервисов и поставки запчастей;
  3. Неизвестность остаточной стоимости при продаже электромобиля на вторичный рынок.

Одним из основных сдерживающих факторов в развитии «зелёного» транспорта является недостаточное развитие электромобильной инфраструктуры, а именно зарядных станций. В Казахстане можно отметить две компании, специализирующиеся на установке и эксплуатации электрозарядных станций и имеющие наибольшее количество установленных станций: eDrive.kz и Оператор ЭЗС.

Наибольшее количество электрозарядных станций сконцентрировано в городах Алматы и Астане, по 1-2 зарядных станций функционируют в городах Караганда, Темиртау, Шымкент, Талдыкорган, Атырау, по 3 – в Щучинске и в Костанае.

Владельцы электромобилей в остальных регионах не имеют возможности пользоваться общественными зарядными станциями и «заправляют» свои автомобили в домашних условиях, «от розетки».

Еще по теме:

28,9% казахстанцев все еще используют лампы накаливания