Работа без галстуков, канбан-доска и массажный кабинет. Репортаж из офиса Freedom Mobile

Офис Freedom Mobile находится далеко от центра Алматы, ближе к горам. Отсюда рукой подать до вершины горы Кок-Тобе. На улицах нет пробок, а воздух всегда свеж. Это хорошо заметно, когда смотришь в сторону многоэтажек с 4-го этажа здания компании: четко видна линия, где смог опускается на основную часть города.
Стал тимлидом в 21 год
Компания целиком занимает 5-этажное здание. Внизу тренинг-центр, где происходит обучение новичков, дальше по уровням находятся команды HR и бизнеса, маркетинга и клиентской поддержки, а 4-й этаж целиком «захватил» ИТ-блок. 5-й этаж — это коворкинг без закрепленных мест для встреч с клиентами и сотрудников, которые трудятся в «полях». Всего в компании работает 1000+ человек.

Лаура Кисамеденова
— Хотя еще чуть больше 2 лет назад во Freedom Mobile было лишь 25 специалистов в офисе, — рассказывает HR-директор компании Лаура Кисамеденова. — Мы начали массовый найм в марте 2021 года с открытием первых магазинов.
Мы пришли в компанию 14 февраля. Праздник всех влюбленных здесь преобразовали в день благодарности: каждый желающий мог оставить свое «спасибо» в виде валентинки конкретному специалисту или всей команде. Сделать это было можно и в онлайне.

— Нам важно, чтобы люди могли говорить все, что думают о процессах, коллегах и работодателе в целом. Не только позитив: каждый сотрудник может рассказать, что его не устраивает и предложить какой-то свой вариант, — добавляет HRD. — Потому что наша основная ценность — это свобода в принятии решений и ответственности за них.

Нанимать айтишников во Freedom Mobile начали не сразу, а лишь весной 2022 года. Первый год все цифровые задачи доверяли аутсорсу. Как выяснилось, напрасно,, говорит Лаура Кисамеденова:
— Самый главный недостаток — аутсорс-компания как подрядчик не имеет никаких KPI и не старается «бежать» быстрее вместе с нашим бизнесом. В каких-то моментах они могли не выкладываться на 100%, а в случае сбоев на маркетплейсе или основном сайте мы могли потратить много времени, чтобы достучаться до поддержки и все исправить. В итоге мы несли прямые и немаленькие потери. Поэтому в марте 2022 года во Freedom Mobile пришли к пониманию, что нужна своя команда разработчиков. Только так можно развиваться хорошими темпами. Вместе с новыми сотрудниками, кстати, мы полностью переделали и маркетплейс, и сайт.

Тамерлан Токбаев был одним из первых frontend-разработчиком в компании. Ему 21, а он уже стал тимлидом:
— Долгое время работал в Астане. Потом приехал в Алматы, чтобы учиться в магистратуре, параллельно искал себе работу по профилю. У меня было несколько предложений, но я выбрал Freedom Mobile. И вот почему: во-первых, импонируют ценности и корпоративная культура компании. Далеко не каждый бизнес готов делиться успехами со своими сотрудниками. А здесь тебе позволяют быть причастным к новым важным проектам для Казахстана и вписать в них свое имя. Во-вторых, зацепила возможность делать все с нуля. На прошлом рабочем месте определили на задачу, которую на протяжении 6 лет делали 10 других человек. Вместо того, чтобы работать, ты тратишь время на изучение странной документации и попытки разобраться в чужой логике решений.

Тамерлан Токбаев
Тамерлан позиционирует себя как middle+ специалист, который руководит проектом и управляет небольшой командой из 5-6 человек. Парень скромничает, мол, не делает ничего выдающегося. И в этот момент за него говорят его коллеги:
— В декабре 2022 у нас был корпоратив. И там награждали лучших в каждой сфере. Наш Тамерлан остался в числе двух кандидатов на звание топового разработчика. Нам кажется, что его не выбрали только потому, что он еще совсем молодой.
Что не устраивает в работе? Тамерлан говорит о 2 вещах: расположении офиса и большой нагрузке на ИТ-команду. При этом последний недостаток уже превратили в преимущество. Несколько месяцев назад во Freedom Mobile приняли канбан-технологию — и теперь все задачи от заказчиков сначала согласовываются с директором по цифровым продуктам и только потом оказываются в бэклоге:

— Сейчас ко мне никто не может подойти и попросить взять задачу вне очереди. Все приоритезировано, а еще все переговоры с заказчиками перешли к директору. А мы живем своей работой и ни на что не отвлекаемся. Это классно.
Канбан и дедлайны
Лаура ведет нас в комнату, где находится эта канбан-доска. В переговорке примерно на 15 квадратных метров почти на всех стенах висят стикеры. Пространство поделено на зоны, где каждая часть соответствует какому-то этапу выполнения задачи — от анализа идеи и бэклога до списка с надписью «done»:

— Тимлиды всех команд собираются здесь каждую неделю и берут на себя определенные обязательства. В первую очередь это задачи, которые могут улучшить бизнес прямо сейчас. Когда человек подписывается под обязательством и не выполняет его в срок, он попадает в красный штрафной лист. За 2-3 срыва дедлайна можно попасть на разговор к директору. Но дедлайн не всегда статичен: бывают случаи, когда, допустим, разработке поступает новая задача с более высоким приоритетом. В таком случае текущий проект ставится на стоп — а на карточке прописывается причина задержки.

Во время таких встреч присутствует фасилитатор, чтобы общение проходило максимально экологично и комфортно. Такой формат общения без жестких директив — один из основных элементов корпоративной культуры Freedom Mobile. Во время разговоров с сотрудниками удалось дополнить этот список и другими важными нюансами. Например:
- Свобода в выборе инструмента решения задачи и возможность ошибаться;
- Открытость и прозрачность коммуникации;
- Горизонтальное движение от проекта к проекту.
Почему во Freedom Mobile против «удаленки»?
На каждом этаже офиса много людей. Выглядит непривычно, учитывая что многие ИТ-компании в Казахстане работают в гибридном формате с удаленкой:
— Мы принципиально отказались от формата дистанционной работы, — объясняет Лаура Кисамеденова. — Во-первых, считаем, что в офлайне проще и быстрее выстраивать коммуникацию. Во-вторых, если в офисе есть правильная атмосфера, то и задачи выполняются лучше и эффективнее. Freedom Mobile, конечно, не вводит полный запрет на удаленку: если у человека в жизни происходит форс-мажор, он может временно трудиться из дома или еще откуда-то. Но это точно не основной вариант для работы.

Чтобы мотивировать сотрудников ходить в офис, здесь используют классические приемы. Например, делают удобные переговорки со звукоизоляцией. Обеденные зоны с кофе и печеньками, оборудованная столовая на цокольном этаже. Но есть и необычные вещи. Например, кабинеты йоги и массажа на 5-м этаже.
Во вторник, когда мы были в офисе, как раз работал массажист от компании-партнера. Девушка приезжает сюда раз в неделю на полный рабочий день:

— Мы дали ребятам возможность заботиться о своем здоровье и не тратить часы своей жизни на дорогу из офиса до массажного кабинета. Каждый может записаться, заплатить сумму ниже рыночной и получить хороший сеанс массажа. То же самое касается и йоги, занятия ведут сами сотрудники.
«Я увидел здесь потенциал уровня Google»
Перед тем как попасть во Freedom Mobile, Ельдар Азимбаев прошел длинный карьерный путь. Начинал с специалиста по продажам, затем вырос до менеджера b2b-проекта и руководителя отдела продаж. Сейчас он — директор проектного офиса:

— В данный момент моя команда — это PM других проектов. Вместе мы разрабатываем дополнительные продукты для розничной торговли и внутренних потребностей компании. Например, расширенные гарантии при продаже гаджетов и внутренний портал для сотрудников. Во Freedom пришел, потому что увидел здесь потенциал уровня Google и захотел создавать уникальные проекты для Казахстана. Плюс подкупило то, что меня позвали на самом раннем этапе жизни компании — и мне довелось рисовать всю бизнес-концепцию компании, прогнозировать ROI и думать, при каких условиях дебет сойдется с кредитом.
Работа в молодой компании нравится Ельдару еще и тем, что здесь можно самому влиять на корпоративную культуру и транслировать правильные ценности. Специалист говорит и о свободе самовыражения:
— Здесь нет никакого формализма. Работа без костюмов, галстуков и пиджаков. Выгляди как хочешь, спорь с кем захочешь, выбирай удобный для тебя инструмент решения задачи. Главное — результат.

Единственным объективным недостатком компании Елдар называет отсутствие исторических данных. У Freedom Mobile пока нет большого архива информации, поэтому сотрудникам тяжело просчитывать будущие кейсы и строить гипотезы. Из-за этого, говорит он, бывают и неудачи. Но есть и преимущество, отмечает Ельдар: это создание истории новой компании.
Кого ищет компания?
Задач и нагрузки для ИТ-специалистов здесь хватает. Поэтому Freedom планирует расширять штат разработчиков и других квалифицированных кадров. Готовы набирать специалистов со свежим взглядом, а также наращивать компетенции внутри компании:

— В том числе мы рассматривали стажеров, — объясняет Лаура Кисамеденова. — и сотрудничали с одной ИТ-школой Казахстана, а также с Международным университетом информационных технологий. Ищем тех, кто готов присоединиться к нашей молодой амбициозной команде, развиваться вместе с нами, получить практику в реальных проектах.

Сейчас Freedom Mobile ищет frontend, backend и мобильных разработчиков уровня middle+ и выше.
Требования к кандидатам
FrontEnd разработчик:
- Опыт работы 2+ года в качестве FrontEnd разработчика.
- Уверенные знания JavaScript/TypeScript.
- Знания SSR, SSG, CSR, их отличий и преимуществ.
- Знание React, Next.
- Знание сборщиков WebPack/Vite.
- Знание Redux, Redux toolkit, Redux thunk либо опыт работы с любым другим стейт менеджером.
- Умение верстать mobile-first, препроцессоры SASS, SCSS.
- Приветствуется работа с Docker, опыт работы с библиотекой компонент MUI, Ant.
- Будет плюсом опыт оптимизации bundle, повышение производительности приложения.
Требования к Golang:
- Опыт разработки на Go не менее 3 лет.
- Опыт разработки микросервисных приложений на Go.
- Понимание сетевых протоколов.
- Знания REST API, gRPC, WebSocket, HTTP, JSON-RPC.
- Глубокое понимание концепций языка (concurrency, интерфейсы).
- Уверенные познания в Linux и Docker.
- Уверенные познания в СУБД Postgres.
- Понимание принципов CI/CD.