Алексей Ли рассказал о подготовке к «большому прыжку» и инвесткультуре в США и Казахстане
Основатель онлайн-супермаркета Arbuz.kz/Pinemelon.com Алексей Ли в выпуске FreedomTalks на YouTube-канале Freedom Broker Kazakhstan поделился последними новостями, как дела у его проекта в Америке. Рассказал, сколько заказов в день делают клиенты на Arbuz.kz в Казахстане и на Pinemelon.com в США. И почему молодым стартаперам не нужно сразу, сломя голову, бежать на международные рынки.
«Все рынки кардинально разные в паттернах»
– И в Казахстане, и в США в самом начале мы сталкивались с одной характерной вещью – кривой роста: продаж, заказов. Все это вызывает эмоциональные качели. Сегодня много заказов – ты счастлив. Завтра мало – ты в депрессии. Когда мы запускали компании, эти чувства были всегда.
Алексей Ли: «На 3 моих успешных стартапа пришлось 7 провальных»
Не скажу, что заходили в США с серьезным маркетинговым исследованием. Проделали только первичную работу. И открыли для себя одну важную вещь. Любовь американцев к машинам, без которых они не представляют своей жизни, накладывает определенный отпечаток на потребление электронной коммерции.
Мы пока что не привлекли инвестиций в США. Это тот большой прыжок, к которому сейчас приближаемся. Последние полгода 70-80% моей работы направлены на подготовку к фандрайзингу.
«Сегодня у многих молодых ребят есть мираж, что необходимо сразу делать продукт или услугу на экспорт»
– В Казахстане денег тоже хватает. Но у нас пока что неправильная культура инвестирования, которая портит стартап и может привести даже к его разрушению. В инвестировании нужно четкое понимание разделения раундов. Есть бизнес-ангелы, которые вкладывают собственные деньги на начальной стадии. Затем должны идти институциональные инвесторы – фонды. Они могут подключаться на раундах А, В, С. Но их не так много. Зато у нас немало стратегических инвесторов, что отличный сигнал для рынка. Когда они есть, появляются первые экзиты.
Если бы я смотрел на стартапы с колокольни инвестора, то обращал бы в первую очередь внимание на предпринимательскую стойкость. Человек должен гореть продуктом.
Сегодня у многих молодых ребят есть мираж, что необходимо сразу делать продукт или услугу на экспорт и запускаться сходу в США. Да, туда можно и нужно пробовать идти, но с определенным уровнем подготовки. Тяжелоатлет перед тем, как поднять штангу, долго тренируется. Я желаю всем нашим молодым ребятам учиться и пробовать себя как на внутреннем, так и на внешних рынках.