Алексей Ли рассказал о подготовке к «большому прыжку» и инвесткультуре в США и Казахстане

О редакции Большое интервью с председателем правления KASE
Дата публикации: 16.12.2022, 09:13
Алексей Ли

Алексей Ли

Основатель онлайн-супермаркета Arbuz.kz/Pinemelon.com Алексей Ли в выпуске FreedomTalks на YouTube-канале Freedom Broker Kazakhstan поделился последними новостями, как дела у его проекта в Америке. Рассказал, сколько заказов в день делают клиенты на Arbuz.kz в Казахстане и на Pinemelon.com в США. И почему молодым стартаперам не нужно сразу, сломя голову, бежать на международные рынки.

«Все рынки кардинально разные в паттернах»

– И в Казахстане, и в США в самом начале мы сталкивались с одной характерной вещью – кривой роста: продаж, заказов. Все это вызывает эмоциональные качели. Сегодня много заказов – ты счастлив. Завтра мало – ты в депрессии. Когда мы запускали компании, эти чувства были всегда.

Алексей Ли: «На 3 моих успешных стартапа пришлось 7 провальных»

В Казахстане у Arbuz.kz около 2,5-3 тысяч заказов в день. Это компания, которая имеет стабильную траекторию полета, вышла на орбиту. У Pinemelon.com, с учетом того, что стартовали в США всего полгода назад, дела похуже. Сначала у нас было примерно 20-30 заказов за день, сейчас – 80-100. На мой взгляд, это хороший темп. США – самый тяжелый потребительский рынок в мире. Там гораздо сложнее работать, чем в Казахстане. Есть много отличий: в маркетинге, поведении клиентов, психологии сотрудников, особенностях подбора команды и т.д. Скажу так, поездив по многим странам, пришло понимание, что все рынки кардинально разные в паттернах.

Не скажу, что заходили в США с серьезным маркетинговым исследованием. Проделали только первичную работу. И открыли для себя одну важную вещь. Любовь американцев к машинам, без которых они не представляют своей жизни, накладывает определенный отпечаток на потребление электронной коммерции.

Алексей Ли

Есть разница в привлечении инвестиций. Если в Казахстане всех инвесторов можно посчитать при помощи пальцев рук и ног, то в США список бесконечный. И они довольно открыты для общения. Можно в день назначать по 5-10 звонков. Все вежливо с тобой пообщаются и дадут время рассказать о проекте. Хотя, возможно, в жизни вы больше никогда не пересечетесь. Скажем так, тебе открывают окно возможностей. Транзакционные отношения (обычно под этим термином понимают общение, в котором каждая сторона стремиться решать свои задачи, в формате «услуга за услугу», без особого личного интереса и вовлеченности – прим. Digital Business) для предпринимателей и инвесторов в США – обыденная вещь.

«Мы тоже боимся ехать на этот рынок. Но берем билет и едем!». Большое интервью с Алимом Хамитовым о масштабировании казахстанских стартапов в США.

Мы пока что не привлекли инвестиций в США. Это тот большой прыжок, к которому сейчас приближаемся. Последние полгода 70-80% моей работы направлены на подготовку к фандрайзингу.

«Сегодня у многих молодых ребят есть мираж, что необходимо сразу делать продукт или услугу на экспорт»

– В Казахстане денег тоже хватает. Но у нас пока что неправильная культура инвестирования, которая портит стартап и может привести даже к его разрушению. В инвестировании нужно четкое понимание разделения раундов. Есть бизнес-ангелы, которые вкладывают собственные деньги на начальной стадии. Затем должны идти институциональные инвесторы – фонды. Они могут подключаться на раундах А, В, С. Но их не так много. Зато у нас немало стратегических инвесторов, что отличный сигнал для рынка. Когда они есть, появляются первые экзиты.

А вот государственные деньги могут испортить экосистему и замедлить ее развитие без должной культуры. Когда инвесторы будут требовать исполнения планов бюджета, у предпринимателей потеряется всякая мотивация работать над проектом.

Если бы я смотрел на стартапы с колокольни инвестора, то обращал бы в первую очередь внимание на предпринимательскую стойкость. Человек должен гореть продуктом.

Алексей Ли

На мой взгляд, сейчас Казахстан имеет огромные шансы построить международные компании с мозговым центром здесь, но работающие на зарубежных рынках. При этом у нас классный внутренний рынок, на котором тоже можно успешно работать. И в этом нет ничего плохого.

Сегодня у многих молодых ребят есть мираж, что необходимо сразу делать продукт или услугу на экспорт и запускаться сходу в США. Да, туда можно и нужно пробовать идти, но с определенным уровнем подготовки. Тяжелоатлет перед тем, как поднять штангу, долго тренируется. Я желаю всем нашим молодым ребятам учиться и пробовать себя как на внутреннем, так и на внешних рынках.