Алексей Ли: «На 3 моих успешных стартапа пришлось 7 провальных»

О редакции Рейтинг Digital Business: стартапы и инвестиции
Дата публикации: 15.12.2022, 16:30
Алексей Ли

Алексей Ли. Фото: скриншот с YouTube-канала Freedom Broker Kazakhstan

Основатель онлайн-супермаркета Arbuz.kz/Pinemelon.com Алексей Ли в выпуске FreedomTalks на YouTube-канале Freedom Broker Kazakhstan рассказал про свой предпринимательский опыт и дал советы начинающим стартаперам.

– На 3 моих успешных проекта (помимо Arbuz.kz/Pinemelon.com, Алексей Ли еще сооснователь сервиса покупки билетов в кино, театры и концерты «Тикетон» и тревел-сервиса Aviata.kz – прим. Digital Business) пришлось где-то 7 провальных. Как говорится, за одного битого двух небитых дают. Если говорить про мой путь в индустрии, то первая компания, которая начала успешно развиваться – это «Тикетон», который заработал в 2012 году. Через год запустили Aviata.kz, чему предшествовала серьезная работа, когда мы учились делать разные проекты под заказ. Если расставлять все сервисы в хронологическом порядке, то, выражаясь метафорично, мы постоянно переходим к поднятию более тяжелой штанги. Ошибки были разные, но  стараемся на них учиться и больше не допускать.

Начинающим стартаперам я бы посоветовал две вещи:

1. Иметь экспертизу. Вы должны досконально знать сферу, в которую идете. Либо найти людей на рынке, которые в этом разбираются. Мы всегда имели экспертизу в электронной коммерции. В случае с «Тикетоном» переговорили со многими директорами кинотеатров. А с Aviata.kz один из сооснователей был выходцем из авиаиндустрии.

2. Правильно подобрать тайминг. Это половина успеха. Положительного результата на потребительском рынке стартап добивается во время тектонических сдвигов. Условно, Uber появился вместе с массовым распространением смартфонов. Без этого сервис бы не взлетел. И вот все самые большие истории происходят на таких волнах. Когда случилась пандемия, начал просматриваться тренд на онлайн-заказы продуктов. Все в США ринулись строить компании в этой сфере, как и мы.