Как стартап Logizi привлек $150 тыс. инвестиций, а потом полностью сменил бизнес-модель

О редакции Подписывайтесь на нас в Google News!
Дата публикации: 15.08.2022, 11:10

Данияр Типеев (слева) во время встречи с потенциальными клиентами Logizi

Основатель логистического стартапа Logizi Данияр Типеев привлек на развитие своего проекта $150 тыс. инвестиций. Сейчас он вместе с командой запустил новую автоматизированную биржу для грузоперевозчиков. Продукт уже привлек более 200 перевозчиков и отправителей. Но у ребят получилось не сразу: больше года они работали над другой идеей и, в конце концов, были вынуждены от нее отказаться. Но не сдались. Их история о том, через что проходят многие стартапы – пивот, резкий поворот в работе проекта после того, как что-то пошло не так.

«Мы прошли полный цикл — от гипотезы до воплощения ее в жизнь. Но не получилось»

Данияр Типеев был связан с логистикой и раньше. Какое-то время работал в Казпочте, затем создал компанию по курьерской доставке в Нур-Султане. Несколько лет назад он продал работающий бизнес, но уходить из сферы не захотел:

— Мне хотелось сделать логистику более технологичной, автоматизировать все, что еще не автоматизировано.

В начале 2020 года Данияр сформировал концепцию будущего проекта: это должен быть сервис, который может решать несколько конкретных задач отправителя. Несколько месяцев Данияр проверял идею будущего проекта: общался с логистами, перевозчиками и курьерскими компаниями, выявлял их основные боли и потребности.

Для проекта он собрал небольшую команду из 5 человек. Первое время Logizi существовал за счет личных средств участников команды. Бюджеты были небольшие, и ребята сосредоточились на проверке гипотез. Первой гипотезой стал калькулятор для расчета цены доставки товаров через курьерские компании. По задумке, этот инструмент должен помогать быстро узнать стоимость перевозки груза и составить список компаний, которые готовы оказать такую услугу. Когда он показал первые продажи, Данияр вместе с командой получил небольшой грант от NURIS CLUSTER.

Грант помог поддержать проект на плаву, но для реализации идеи были нужны бóльшие суммы. Найти инвестиции поначалу было сложно. Для этого Данияр составлял списки из десятков людей, которые чисто теоретически могли бы дать деньги или уже давали другим проектам. Находил их и выяснял, насколько комфортно будет с ними работать. Дальше — множество встреч и постоянный питчинг:

— Мы превратили калькулятор в виджет, который можно встроить в сайт любого интернет-магазина. Создали MVP и получили вместе с ним 50 тысяч долларов инвестиций от QazTech Ventures и Quest Ventures и 100 тысяч от частного инвестора весной 2021 года на развитие идеи. А ближе к концу года… приостановили работу над ней.

Данияр решился на этот шаг после того, как допилил калькулятор Logizi и адаптировал его для нескольких торговых компаний. Проект работал и даже приносил выручку, но значительно меньшую, чем ожидалось. А самое главное – из технологического стартапа, нацеленного на быстрое масштабирование, проект начал превращаться в классический сервисный бизнес:

— Да, мы уже зарабатывали. Но, по сути, брали на себя сервисную работу курьерской компании и отчитывались перед получателями, где и в каком состоянии находится их груз и когда курьер его доставит. Чтобы масштабировать компанию, нам пришлось бы многократно увеличивать штат службы поддержки. А мы хотели развиваться быстрее.

Опыт неприятный, но полезный, говорит основатель Logizi. Команда прошла полный цикл от проверки гипотезы до воплощения ее в жизнь:

— Это было начало пути. Я выяснил: как бы ты ни валидировал идею, это не всегда гарантирует тебе результат. Узнать, что работает, а что нет, можно только одним способом — постоянно что-то делать.

Новая идея — автоматизированная биржа для грузоперевозчиков

Какое-то время Данияр искал новый формат для Logizi и нашел несколько возможных вариантов с учетом потребностей рынка. С этим ему помог друг-логист, который рассказал о проблеме в отрасли. Он перевозил оборудование с севера России в Казахстан и в один из моментов не смог быстро найти перевозчика:

— Друг обратился к экспедиторам. Те попросили за услуги 4,5 тысячи евро. Выбора не было, товарищ согласился. А через несколько дней на выгрузке узнал своего старого знакомого перевозчика. Тот рассказал, что получил за работу только 1,5 тысячи. То есть 3 тысячи евро осели у посредников! Я понял, что смогу хотя бы частично решить эту проблему, если каким-то образом исключу часть звеньев в цепочке между отправителем груза и перевозчиком.

В начале 2022 года ребята пересобрали бизнес-модель проекта. Решили создать биржу для перевозок крупногабаритных грузов на основе искусственного интеллекта. Своего рода платформу для общения перевозчиков и отправителей без лишних посредников.

Разработка нового сервиса заняла 4 месяца — с апреля по июль 2022 года. При этом команда Данияра решила не упускать это время и создала небольшой лендинг, который работал бы так же, как и будущий продукт. Запустили его в апреле. Результаты проверки порадовали:

— За это время наши менеджеры помогли заключить несколько договоров на перевозку грузов общей стоимостью почти $23 тысячи и заработали на этом 10%. И это с учетом того, что мы вообще не продвигали сырой сайт. Так что в этот раз мы, думаю, попали в точку.

Новую версию Logizi запустили в середине июля — и меньше чем за месяц собрали базу из более 200 заинтересованных перевозчиков и отправителей, которые находят исполнителей под свои потребности. В ближайшее время этот каталог будет расширяться в разы:

— Пока мы строим экономику проекта на подписках. В дальнейшем, когда посетителей станет больше, мы уйдем от этой модели и перестроимся на комиссии с завершенных сделок. Но сейчас деньги не главное. Гораздо важнее расширять базу перевозчиков и оперативно закрывать новые вопросы, которые возникают в процессе развития проекта.

Один из таких нюансов — работа с недобросовестными исполнителями, которые могут подключаться к маркетплейсу. Чтобы минимизировать риски для добросовестных пользователей платформы, команда Данияра планирует подключить сервисы проверки юрлиц по просроченным задолженностям и судебным разбирательствам, а еще ввести систему отзывов и оценок.

На данный момент основные рынки Logizi — это Казахстан, страны СНГ и Китай. Но продукт может работать и в других регионах, в том числе США. Для масштабирования сервиса Данияр планирует привлечь около полумиллиона долларов инвестиций.

Хотите рассказать свою историю создания  технологичного бизнеса? Или поделиться мыслями о проблемах на рынке ИТ Казахстана? Пишите на редакционную почту editor@digitalbusiness.kz!

А еще ждем ваши комментарии в нашей группе в Telegram! Здесь можно задать свои вопросы герою статьи, поделиться опытом, начать дискуссию. Строим цифровое комьюнити вместе🚀