Бывший «продажник» из Петропавловска делает медицинский стартап, который позволит клиникам лучше заботиться о пациентах и больше зарабатывать

О редакции Большое интервью с председателем правления KASE
Дата публикации: 28.11.2022, 09:14
Ахат Китебаев

Ахат Китебаев

До того, как прийти в ИТ, Ахат Китебаев из Петропавловска попробовал себя в разных сферах: отвечал за продажи в банковской сфере, открывал риелторскую компанию, занимался торговлей товаров для дома. Но случилась девальвация, предприниматель обанкротился и решил, что с традиционным бизнесом пора завязывать. Переехав в Алматы, Ахат вместе с братом открыл digital-агентство. Ребята занимались предоставлением аутсорсинговых услуг различным компаниям. Однако вскоре у парня возникло желание делать свой продукт. Так на свет появился проект Aibomed – платформа для эффективного управления клиникой.

В интервью Digital Business Ахат рассказал, чем его привлек medtech, почему для бизнеса важно, чтобы клиника давала заботу пациентам и как с этим может помочь автоматизированная система.

«Люди, выйдя из кабинета врача, остаются один на один со своей проблемой. У них есть только листок бумажки с назначениями лекарств»

– Почему решили идти в medtech?

Ахат Китебаев

– Однажды к нам обращается клиент с проблемой воровства в его клинике. А мы в digital-агентстве как раз разработали ERP-модель (программное обеспечение для управления бизнес-процессами, которое объединяет финансы, цепочки поставок, производство, кадры, отчетность и др. – прим. Digital Business) и подстраивали ее под разные сферы. Но для медицины продукта не было.

Стали перестраивать ERP, углубились в тему медицины, и она мне как-то отозвалась. А потом начали приходить руководители и собственники из других клиник. Все с разными «болями». Поняли, что нужно делать отдельный продукт. Так появился Aibomed. Можно сказать, спрос создал предложение.

– С какими «болями» к вам обращались?

– Есть формула успешного бизнеса: постоянное увеличение оборота, улучшение продукта и оптимизация расходов. В каждой клинике хотя бы один из этих компонентов провисал. У кого-то были проблемы с воровством медикаментов и «серой кассой». У других на протяжении нескольких лет, с учетом инфляции, не рос оборот. Третьи жаловались на низкий ретеншн пациентов, которые после первичного осмотра больше не возвращались в клинику. Были и те, у кого все эти проблемы шли в комплексе.

Как правило, подобное происходит из-за неэффективного менеджмента. Большая часть руководителей клиники – врачи, на которых лежат лечебные задачи. Полностью контролировать всю работу (и медицинскую, и коммерческую) они не могут из-за нехватки времени, которое направлено на «операционку». В результате бизнес развивается медленно или вообще стоит на месте.

Ахат Китебаев

Мы решили исправить ситуацию. Сделали систему, с помощью которой руководитель мог бы контролировать и управлять процессами. Плюс видеть всю «дорожную карту» пациентов. В данном случае их вполне можно назвать клиентами.

– Что собой представляет ваш продукт?

– Это web-платформа с контролем передачи клиента из отдела в отдел и инструментами для его возвращения. Позиционируем себя как система управления и развития клиники. Наша цель – дать руководителю помощника, снять с него монотонные задачи, которые мы автоматизировали.

– Чем Aibomed может помочь пациенту?

– Это история о заботе. Часто люди, выйдя из кабинета врача, остаются один на один со своей проблемой. У них есть только листок бумажки с назначениями лекарств. Это не совсем правильно.

Сейчас в нашем обществе есть синдром недолечивания. Человек попил три дня выписанные таблетки, ему полегчало, на этом все. Проводили исследование, где общались с пациентами, которые бросали лечение. Выяснилось, что в большинстве случаев им либо стало легче, либо они просто забывали из-за домашней суеты. А когда «болячка» выскакивает по-новому, люди обращаются уже в другую клинику, так как считают, что в прошлой им помочь не смогли.

– Как ваша забота выглядит на практике?

Ахат Китебаев

– Человек скачивает мобильное приложение, где мы можем видеть, сколько раз он сходил на прием, как часто принимал медикаменты, посещал ли процедурный кабинет и так далее. Исходя из этой информации, врач может корректировать лечение, давать какие-либо рекомендации, само приложение присылает пуш-уведомления, что пора идти на прием или пить таблетки. Это все в комплексе не дает пациенту чувствовать себя брошенным.

– Если отбросить в сторону идеализм, в чем мотивация врача следить за каждым человеком, пришедшим к нему на прием?

– В увеличении количества лояльных клиентов. Когда человек обратился в клинику и получил там качественное лечение у конкретного специалиста, то в следующий раз он снова придет именно к нему. А еще всем родственникам и друзьям посоветует. Будет расти клиентская база, впоследствии вырастет и зарплата врача.

«Есть клиника, где увеличили оборот в 4 раза за 3 месяца»

– Польза для пациента и врача понятна. Где польза для менеджера?

Ахат Китебаев

– Система дает точные графики и конверсию, чтобы у руководителя было четкое понимание, где клиника проседает. В бизнес-процессах есть такое понятие как «узкие места». Aibomed их «подсвечивает» и дает руководителю рекомендации по исправлению ситуации. К примеру, предоставляет точные данные по каждому сотруднику, чтобы объективно оценивать их эффективность.

Можем на цифрах посмотреть, что не так делает специалист, дать ему советы по улучшению работы. Это позволяет увеличивать конверсию. Условно, если у врача низкий процент вторичных приемов, то, скорее всего, он чем-то не устраивает пациентов. Мы сигнализируем об этом руководителю, а он разбирается в проблеме.

Также контролируем процент перехода после вторичного приема в процедурный кабинет и прохождения полного курса лечения. Именно тут теряются деньги. Плюс решаем проблему воровства.

– Как боретесь с воровством и «деньгами в конвертах»?

– Когда пациент попал в систему, можем отследить все его передвижения. То есть провести платеж за услугу через «серую кассу» уже не получится. Допустим, к врачу пришло 10 пациентов, а по кассе проходит 5. У нас есть инструменты, с помощью которых можно проверить трафик приходов. Плюс транзакции проходят через нашу систему.

Помогаем пресекать воровство медикаментов, что тоже нередко происходит. Наши алгоритмы контролируют процесс расходования лекарств. Если ответственный человек может объяснить и доказать, что перерасход случился по объективным причинам, то никаких мер к нему применяться не будет. В противном случае придется доплатить.

Также можем оптимизировать расходы, контролируя закупки и использование медикаментов. Есть проблема, когда клиника заказала лекарства по скидке на год вперед, а потом они лежат «мертвым грузом», так как реальная потребность гораздо меньше. Таких необдуманных трат можно избежать. Видя все расклады по клинике, понимаем, сколько чего может понадобиться и даем точные цифры по закупке различных препаратов.

– Результаты внедрения системы уже есть?

Ахат Китебаев

– Кейсов много. Есть клиника, где увеличили оборот в 4 раза за 3 месяца. Все за счет оптимизации бизнес-процессов. Другому медзаведению с оборотом в 2 миллиарда тенге в год помогли увеличить выручку на 10%. Помогли им выстроить работу колл-центра за счет автоматизации и оптимизировали бизнес-процессы. Выявили проблемы, что позволило усовершенствовать продукт и улучшить аналитику в системе. Однако у нас есть понимание, что это далеко не предел. Сейчас делаем робота-помощника, который будет давать главному врачу подсказки по управлению.

«На данный момент меня полностью устраивает история регионального бизнеса с возможностью масштабирования в страны Центральной Азии и СНГ»

– Сколько сейчас у вас клиентов?

– 13 клиник в Алматы и Атырау. Но тут еще поле непаханное. Только в Алматы 2 тысячи частных клиник. Завершаем проект по стоматологии. Думаю, до конца года у нас будет продукт, который поможет решать основные «боли» и в этой нише.

Зарабатываем на внедрении нашей системы. Берем от 400 тысяч до 3 миллионов тенге с клиники, в зависимости от количества персонала и сложности внутренних процессов. Еще берем абонентскую плату – 4 500 тысяч тенге за пользователя.

– Собираетесь масштабироваться?

Ахат Китебаев

– Во втором полугодии 2023-го планируем выходить в другие города Казахстана: Актау, Шымкент и Караганду. А в 2024 году хотим устроить экспансию в Центральную Азию и другие страны СНГ. Цель на ближайшее будущее – автоматизировать 100 клиник, помогая им развиваться.

– Что насчет США, ОАЭ, Юго-Восточной Азии, куда стремятся многие казахстанские стартапы?

– Там совершенно другой клиент. Наша система выстроена на «болях» людей с постсоветского пространства. В других регионах подобное решение не зайдет. А делать для них какие-то фичи в данный момент не планируем, не хотим расфокусироваться.

Медицинская экосистема отличается во многих странах. Общался с экс-министром здравоохранения Эстонии, который запустил у себя на родине проект, похожий на Aibomed. С ним он пытался закрепиться в Казахстане, но ничего не получилось: год поработал в убыток и закрылся. Хотя, казалось, есть опыт работы на другом рынке. Но все дело в специфике. У нас, к примеру, в государственные клиники не зайдешь, так как они используют разные системы данных, возникнет хаос. Плюс они довольно консервативны в плане внедрения новых технологий.

На данный момент меня полностью устраивает история регионального бизнеса с возможностью масштабирования в страны Центральной Азии и СНГ. А про США большая часть стартаперов говорят, чтобы получить инвестиции. Это на всех действует.

– Получается, вам инвестиции не нужны?

Ахат Китебаев

– Почему, нужны. Но мы не хотим брать первые предложенные деньги для увеличения показателей. Наше видение таково – расти не быстро, но качественно. Ищем стратегического инвестора, готового разделить нашу философию. Наша цель в Казахстане – создать стабильно растущую компанию, занять свой процент рынка и органически расти вместе с ним. А потом уже делать зарубежный стартап.