«Делаем ставку на джунов». Декан Школы ИТ и инженерии КБТУ – об уровне подготовки студентов, критике высшего образования в Казахстане и модернизации учебных программ

Digital Business | «Делаем ставку на джунов». Декан Школы ИТ и инженерии КБТУ – об уровне подготовки студентов, критике высшего образования в Казахстане и модернизации учебных программ О редакции Digital Business | «Делаем ставку на джунов». Декан Школы ИТ и инженерии КБТУ – об уровне подготовки студентов, критике высшего образования в Казахстане и модернизации учебных программ Единый QR в Казахстане: разговор о подводных камнях
Дата публикации: 20.12.2022, 09:14
Алибек Бисембаев

Декан Школы ИТ и инженерии КБТУ Алибек Бисембаев

Школа ИТ и инженерии (бывший факультет информационных технологий) Казахстанско-Британского технического университета (КБТУ) по праву считается одним из лучших мест для обучения по айтишным специальностям. Из года в год ее выпускники устраиваются на работу в большие местные и международные технологические компании. Вместе с этим от игроков рынка можно услышать вал критики в сторону казахстанских вузов. Начиная от обучения по устаревшим материалам и заканчивая в целом низким уровнем подготовки.

Декан Школы Алибек Бисембаев рассказал Digital Business, что сейчас происходит с учебными программами в КБТУ, как университет помогает рынку закрывать дефицитные позиции и почему в вузах не могут поставить на поток подготовку специалистов уровня senior.

«Мы стали больше концентрироваться на стеке технологий»

– По каким специальностям в вашей Школе сегодня обучают студентов?

– Если мы говорим о бакалавриате, то у нас три ведущих направления: «Автоматизация и управление», «Информационные системы», «Вычислительная техника и программное обеспечение». В этом году добавили еще две программы: «ИТ-менеджмент» и «Робототехника и мехатроника». В магистратуре линейка образовательных программ шире: от программной инженерии и науке о данных до промышленной и системной инженерии.

Студенты

После бакалавриата у наших выпускников есть базовые компетенции – это уровень junior-специалистов. Если человек отучился еще два дополнительных года в магистратуре, где более интенсивная программа, насыщенная разными курсами, то его можно считать senior-специалистом.

– При формировании учебных программ вы опираетесь на потребности рынка?

– Конечно. При университете есть индустриальный комитет, в который входят представители государственных органов и различных средних и крупных компаний, в том числе технологических. Microsoft, Honeywell, Halyk Bank, Alabs, 1Fit, DAR, управление цифровизации акимата города Алматы – это лишь часть наших партнеров, с которыми тесно взаимодействуем.

Раз в семестр проводим встречи с руководителями и топ-менеджерами этих организаций, обсуждаем образовательные программы, прохождение практик/стажировок и дальнейшее трудоустройство студентов. Анализируем ИТ-рынок Казахстана, чтобы понимать, в каких отраслях ниша испытывает дефицит и пытаемся направить свои ресурсы на подготовку востребованных специалистов.

– В ком сегодня нуждаются казахстанские ИТ-компании?

Алибек Бисембаев

– На данный момент есть спрос на ребят, которые умеют работать с такими языками программирования как Python, C/C++, Java, JavaScript, С#, Swift, Kotlin, и.т.д. Не хватает Android и iOS-разработчиков. Также рынку очень нужны Data Scientist-ы и DevOps-инженеры. Мы эти направления развиваем, но только в магистратуре. Впрочем, на недавней встрече индустриального комитета решили, что трек по DevOps будем интегрировать и в бакалаврские программы, так как такие специалисты сейчас жизненно необходимы.

– Техническая оснащенность позволяет готовить специалистов по актуальным направлениям?

– Скорее да, чем нет. Некоторые наши партнеры, такие как Honeywell, Halyk Bank и Huawei, открыли в КБТУ собственные лаборатории, оборудованные современной техникой и программным обеспечением. Благодаря этому студенты могут на занятиях решать задачи, приближенные к «боевым».

В последнее время стали больше концентрироваться на стеке технологий, чтобы наши выпускники, приходя на работу, были в теме и сходу могли понять, с чем имеют дело. К примеру, тот же Halyk Bank сейчас нам сильно помогает по развертыванию Microsoft Azure. Руководство КБТУ также финансово поддерживает школу.

Хочу отметить, что все обучение у нас проходит на английском языке. Это позволяет не тратить время на перевод учебной литературы и адаптации стека технологий. В результате мы не сильно отстаем от трендов и можем давать студентам актуальную информацию.

«Уровень трудоустройства наших выпускников – 95%»

– Преподаватели Школы ИТ и инженерии – это теоретики или есть и практики, работающие в больших компаниях и стартапах?

Алибек Бисембаев

– Стараемся соблюдать баланс. В первую очередь мы учебное заведение, которое занимается научной деятельностью. Некоторая часть наших преподавателей, в основном профессора, доценты и докторанты пишут научные статьи, выступают на конференциях и т.д. Активно привлекаем к преподаванию и людей из индустрии: действующих сотрудников технологических компаний, а также фаундеров и кофаундеров различных проектов. Как правило, они работают у нас part time.

По началу нам было сложно заинтересовать условного senior-специалиста совмещать свою основную работу с преподаванием в КБТУ. Не было возможности предложить конкурентоспособную зарплату. Однако год назад решили эту проблему. Часть затрат смог взять на себя университет, часть – спонсоры.

– Специалисты из каких компаний у вас преподают?

– Есть сотрудники из Halyk Bank, DAR, ИИВТ, 1Fit и т.д. Можно сказать, что практически все крупные казахстанские ИТ-компании представлены у нас 1-3 специалистами уровня senior и team lead. Плюс у нас очень сильный собственный кадровый состав.

Алибек Бисембаев

Американская корпорация Honeywell и вовсе открыла лабораторию, а также интегрировала нужные ей курсы в учебную программу, сделав отдельный трек по автоматизации управления промышленными технологиями. Затем они берут ребят к себе на работу.

– Кто еще хантит ваших студентов?

– Крупные промышленные предприятия из нефтегазовой отрасли стараются забрать как можно больше наших ребят, обучавшихся по направлению «Автоматизация и управление». Сейчас они активно переходят в «цифру», так что спрос на таких специалистов большой. А КБТУ славится качеством подготовки именно в этом профиле.

Активно хантят наших студентов технологические компании из Казахстана и стран СНГ. К примеру, ИТ-департамент Halyk Bank. Их сотрудники каждый семестр читают курсы по специализациям, в которых у них есть дефицит кадров. Сейчас они сделали трек по Golang. Для этого наняли нашего магистранта, который работает с этим языком программирования. Он разработал программу и отобрал студентов. После обучения, как правило, проводится тестирование, по итогам которого самым перспективным ребятам могут предложить оплачиваемую стажировку с возможным получением оффера. Обычно Halyk Bank трудоустраивает в свой ИТ-департамент 2-3 наших выпускника с образовательной программы.

Студенты

По итогам 2021 года уровень трудоустройства наших выпускников составил 95%.

Недавно продлили международную аккредитацию по компьютерным специальностям в США от агентства ABET (Совет по аккредитации в области техники и технологий). Это позволит нашим выпускникам продолжить обучение в магистратуре европейских и американских университетов без сдачи дополнительных экзаменов. Аккредитация также положительно влияет на уровень трудоустройства на международном уровне. Выпускники Школы работают в Google, Meta, Amazon и т.д.

«Если компании хотят, чтобы мы сразу выпускали больше специалистов уровня senior, то им придется тратить собственные ресурсы для интеграции с нашими образовательным программами»

– Сколько человек обучается в Школе?

– Порядка 2,4 тысячи. Мы ежегодно увеличиваем набор. Если 2 года назад принимали 400-450 человек, то сейчас – 700-750. При этом минимальный проходной уровень баллов Единого национального тестирования (ЕНТ) наших абитуриентов на образовательные программы из года в год растет. Ребята, настроенные получить ИТ-образование, изначально мотивированы лучше учиться.

– Способен ли университет готовить большее количество студентов без ущерба качеству?

Алибек Бисембаев

– Это палка о двух концах. Раньше у нас была такая система: ежегодно получали от государства 300 целевых грантов на подготовку ИТ-специалистов. Это давало возможность проводить внутреннее тестирование и отбирать на факультет очень способных ребят. Уровень качества был очень высок.

С 2021 года целевые гранты отменили: теперь участвуем на общем конкурсе. Плюс в стране идет демографический рост. Количество поступающих абитуриентов ежегодно растет. Среди них хватает перспективных ребят. Даже тех, у кого был высокий балл ЕНТ, но слабо велись предметы, связанные с программированием. Поэтому нам приходиться участвовать в тренде, где количество отчасти заменяет качество.

– Это как-то связано с тем, что к 2025 году в Казахстане должно быть 100 тысяч айтишников?

– Сложно сказать. Мне не совсем понятно, как можно подготовить 100 тысяч айтишников до 2025 года, если не подключать региональные вузы. У нас многие университеты, которые готовят ИТ-специалистов, расположены в основном в двух городах: Алматы и Астане. Большая часть грантов на их обучение сконцентрированы здесь. При этом инфраструктурные мощности у многих вузов ограничены. К примеру, наша Школа за год может подготовить не больше тысячи айтишников – это максимальный предел в рамках нашего кампуса.

Алибек Бисембаев

Знаю, что есть интересный проект помощи региональным вузам в подготовке ИТ-специалистов. Но он до сих пор находится на стадии обсуждения по финансированию. В этом направлении активно работает Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности.

Но проблема с айтишниками в регионах заключается не в их отсутствии или низком уровне подготовки, а в том, что там нет технологической экосистемы. Ставка сделана на подготовку специалистов в сельском хозяйстве или добывающей промышленности. Мне кажется, отучившись в любом региональном вузе на айтишной специальности, человек будет стремиться уехать в Алматы или Астану. Там есть ИТ-компании и он сможет найти работу. Региональные города пока что таким похвастаться не могут.

– Представители ИТ-бизнеса, начиная от крупных корпораций и заканчивая небольшими стартапами, часто критикуют казахстанские вузы за уровень подготовки студентов. Говорят, что университеты выпускают слабых и низкоквалифицированных специалистов, которых нужно чуть ли не заново переучивать.

– Тут важно понимать, что сейчас многие компании остро нуждаются в специалистах уровня senior и team lead. У нас ставка на подготовку джунов, потому что, на мой взгляд, ИТ-рынку Казахстана в данный момент необходимо подготовить критическую массу программистов. А уже после из них вырастут более опытные специалисты. Подготовка junior, с моей точки зрения, в КБТУ очень хорошая. Об этом говорят цифры по трудоустройству и заинтересованность больших корпораций в сотрудничестве с нашими выпускниками.

Алибек Бисембаев

Если компании хотят, чтобы мы сразу выпускали больше senior-специалистов, то им придется тратить собственные ресурсы для интеграции с нашими образовательными программами. Как, например, это делает Halyk Bank. Да, по началу их ИТ-департамент наше предложение о сотрудничестве всерьез не воспринимал. Дали задание и сказали: «Если выполните, тогда поговорим». Мы все сделали и в банке были приятно удивлены нашими результатами. Начали работать по открытию совместной лаборатории, но Halyk Bank решил масштабировать данный опыт и на другие университеты, в результате чего появилась Halyk Academy.

Когда большой компании нужно много специалистов, то необходимо идти именно таким путем. А если речь идет о найме 1-2 сеньоров в год, то проще их захантить в Восточной Европе или Индии, чем вливать большие ресурсы в вузы. Мы самостоятельно не можем быстро переключиться на подготовку senior- специалистов, когда в Казахстане еще есть необходимость в джунах.

– Собираетесь ли вы в ближайшее время как-то трансформировать учебные программы?

– Сейчас наша главная цель – состыковать ИТ с задачами инженерии. Например, в Казахстане до сих пор нет программ по биоинформатике. Из-за этого мы не можем решать задачи в генной инженерии, применяя методы машинного обучения. Не разработаны алгоритмы, которые могли бы помогать врачам выявлять предрасположенность к онкологическим заболеваниям и снижать смертность от рака. Очень перспективное направление, где можно интегрировать биологию, медицину, ИТ и инженерию.

Студенты

Еще нас интересует развитие водной инженерии. В стране есть проблемы с водой, мелеет Каспийское море. Нужны специалисты, которые с помощью технологий будут анализировать данные, обрабатывать космические снимки, изучать модели, чтобы узнать, что происходит с водой под землей и над ней. Тут также комплекс вопросов гидрогеологии, геодезии, сейсмики, 3D-моделирования, ИТ, большие данные и т.д.

Интересна тема умного города и транспортной политики. В Алматы есть запрос на оптимизацию себестоимости и уменьшение времени при строительстве станций метро. Необходимы специалисты, способные интегрировать технологии автоматизации в различных инженерных направлениях внутри метрополитена.

– Что может помешать все это реализовать?

– Особых преград не видим. Но хотелось бы отметить некоторые. Большая проблема, которая волнует все вузы – отсутствие единой платформы по автоматизации образовательных программ в лице LMS, ERP и CRM систем. Сейчас каждый университет пытается самостоятельно решать этот вопрос. Хорошо, если бы Министерство науки и высшего образования занялось созданием проекта, способного интегрировать все учебные процессы в одну систему. Тогда и вузам будет легче выстраивать коммуникации по отчетностям на одном уровне со всеми организациями в Казахстане.

Алибек Бисембаев

Нужно продолжать развивать академические и финансовые свободы. Например, эндаумент фонды (предназначен для использования в некоммерческих целях – прим. Digital Business). На бумаге они вроде и есть, но для развития университета из них практически ничего не возьмешь. Приходиться встречаться с компаниями, просить помощи на обновление аудиторий или бесплатной интеграции стека технологий.

Еще один вопрос – общежития. Нам уже не хватает мест для проживания наших студентов. Вроде бы акционеры поддержали строительство нового здания в следующем году. Будем надеяться, что удастся решить проблему за 1-2 года.

На повестке у руководства стоит вопрос строительства дополнительного кампуса. Мы уже не помещаемся в основном здании. В шутку называю территорию Школы Израилем или Японией, ведь на маленькой площади мы размещаем много людей и генерируем массу идей.