«90% людей с инвалидностью в Казахстане не могут найти себе работу». Что предлагали участники Digithon 2022 от Beeline
16 ноября в коворкинге Smartpoint в Алматы подвели итоги Digithon 2022. Это — корпоративный хакатон от Beeline Казахстан, во время которого команды создавали инновационные продукты. В этот раз участники ивента — а до финала дошли 10 команд, состоящих из сотрудников компании со всей страны — представляли идеи и ИТ-решения для улучшения жизни людей с инвалидностью. Лучшие команды представляли и доказывали работоспособность своих проектов перед жюри – в которое вошли, в том числе, будущие потенциальные пользователи инклюзивных цифровых продуктов. Мы побывали на подведении итогов, и публикуем фрагменты питчинга 3 победителей Digithon 2022.
Какие инклюзивные ИТ-решения прошли в финал Digithon?
Сбор лучших участников в Алматы — это лишь финальная часть всего диджитона. До этого, с 18 по 28 октября, был отборочный этап. А с 1 по 16 ноября команды, чьи идеи показались наиболее интересными жюри, разрабатывали прототипы продуктов. Чтобы проекты получились актуальными и действительно нужными, Beeline пригласил менторов и гостей, которые консультировали участников по вопросам людей с инвалидностью.
Вот какие проекты вышли в финал:
- Vis.io — система распознавания автобусов и их номеров в движении, цветов предметов, лиц знакомых и друзей на базе Computer Vision;
- BeeVolunteer — приложение для связи людей с инвалидностью и волонтёров;
- Индор навигация собственной разработки. Сервис для B2B и B2C;
- BeeTV Open Eyes — инклюзивный онлайн-кинотеатр. Коллекции «Кино без границ» для тех, кто не видит и не слышит;
- Daridobro.kz — маркетплейс, предоставляет возможности заработка людям с инвалидностью и ассоциациям, объединяющим таких людей;
- Сервис, помогающий глухонемым коммуницировать с окружающими людьми. Распознавание и синтез речи;
- BeeSight — приложение для отслеживания общественного транспорта для незрячих людей;
- Q-Adam – мобильное приложение, которое помогает ориентироваться в городе при помощи голосовых подсказок и звуковых датчиков (Bluetooth-маячков);
- База маркеров для карт для безопасного передвижения по городу;
- BizBirgemiz — социальная система для помощи семьям с детьми инвалидами.
Чтобы понять, действительно ли проекты способны помогать людям с инвалидностью, организаторы диджитона пригласили в жюри специалистов по вопросам инклюзии: эксперта по ассистивным технологиям и доступности информации в Nazarbayev University Зията Абдыкаимова, эксперта по вопросам инклюзии и прав людей с инвалидностью в Казахстане Алмаза Ержана, народного эксперта Adaldyq Council Сарсеева Ернара, руководителя Центра социальных инклюзивных программ Салтанат Мурзалинову-Яковлеву. Также оценивали решения команд СЕО Beeline Казахстан Евгений Настрадин, директор по изменениям и информационным технологиям Алексей Шаравар и начальник отдела разработки core-сервисов Александр Ким.
«Мы объединили людей с инклюзией, которые готовы работать, и тех, кто готов покупать непродовольственные товары»
Одно из самых интересных решений представила команда «Ангелы Салты». Они разработали маркетплейс daridobro.kz для заработка людям с инвалидностью и профильным некоммерческим организациям. Это уже работающая площадка, на которую сейчас приглашают продавцов. Вот фрагмент питча одной из участниц проекта Салтанат Джанузаковой:
— Начнем со статистики. В Казахстане есть больше 700 тысяч людей с инвалидностью. 400 тысяч из них работоспособны. Государство обеспечивает работой 27 тысяч. А вакансий на популярной платформе по поиску работы для этой категории всего лишь 10 тысяч. Это меньше 3%. Получается, что больше 90% людей с инвалидностью не могут найти работу. Откуда они получают деньги? Понятно, что есть соцобеспечение, но это небольшие суммы.
Хочу обратиться к залу. Давайте поднимем руку, кто за последний месяц делал социальные вклады, вложения или донаты? Вижу, что делаете. Мы посмотрели статистику по Казахстану: один человек в среднем тратит на социальные пожертвования тысячу тенге в месяц. При этом на непродовольственные товары мы тратим больше 50 тысяч в месяц. На обувь, одежду, мебель, шопперы, сумки и т.д.
Что мы сделали в проекте? Объединили людей с инвалидностью, которые готовы работать, и тех, кто готов покупать их изделия. Площадка прямо сейчас локализуется и будет доступна и на русском, и на казахском языках.
У нас есть в продаже 5 видов шопперов. Также мы договорились с 2 организациями, которые готовы размещать свои товары на нашем маркетплейсе. Это реальные продавцы.
Маркетплейс — это open-source решение. Есть локализация, адаптивность. Мы все сделали на сервере, а также предусмотрели модульность проекта, чтобы быстро устранять ошибки.
Почему не использовать другие работающие маркетплейсы в Казахстане? Одни берут комиссию за заказы, в других есть риск мошенничества. А мы же можем выстроить модель без комиссий, заручившись поддержкой Beeline и волонтерских организаций.
Вопрос от жюри: — Как вы собираетесь это продвигать? Вам нужны миллионы посещений, чтобы сайт работал и был популярным.
— Пока нам не нужны миллионы посещений, потому что люди могут производить определенное количество товаров. Это эксклюзивные вещи, которые можно продвигать через ярмарки и органически.
Приложение, связывающее инвалидов и волонтеров
В тройку лучших ИТ-решений также попало приложение для связи людей с инвалидностью и волонтёров BeeVolunteer. Гипотезу о жизнеспособности проекта успешно протестировали с помощью бота в Telegram, вскоре MVP приложения передадут волонтерской организации, рассказал во время питчинга участник команды Куаныш Бокейханов:
— Начну с вопроса. Были ли вы ситуации, когда вы видели, что людям с инвалидностью или пенсионерам требовалась помощь? А люди не могут им помочь: кто-то торопится, кто-то боится, кто-то не может чисто физически.
Это распространенная проблема, и для ее решения мы создадим приложение, которое будет связывать людей с инвалидностью и волонтеров. Уже есть MVP — бот в Telegram.
Вот как это выглядит. Есть двое парней: Николай и Серик. У Николая нарушена работа опорно-двигательного аппарата, а Серик просто хороший парень, который хочет помогать. Их объединяет то, что они оба пользуются приложением. Только Николай выбирает тот вид помощи, в котором нуждается, а Серик — чем конкретно может помочь. Далее мы запрашиваем у обоих местоположение. И если ребята оказываются рядом, выдаем запрос-предложение обоим. В случае, если они согласны, создается заявка.
То есть Серик знает потребности Николая и его месторасположение. И если он может и хочет помочь, то обязательно отзовется на заявку.
Вопросы из зала: — Допустим, мне нужно несколько волонтеров, чтобы подняться на верхний этаж в коляске. Вы мне поможете?
Куаныш: — Мы показали функционал приложения представителям волонтерского общества и договорились дать в тестовом формате это приложение. Если все пройдет хорошо, то волонтеры из организаций смогут приходить и группами.
— А на какую помощь может рассчитывать человек?
К:— Любая физическая помощь. Сопроводить по городу, поднять инвалидное кресло…
— Смотрите. Я отправил заявку. И нужно какое-то время, пока человек найдется. А я не буду ждать, пока он найдется, чтобы перейти через дорогу. Возможно, вы думали как-то сортировать людей по геолокации и показывать тех, кто находится в нескольких сотнях метров или километре?
К: — Мы думали об этом функционале, но пока отказались. Поэтому приложение, в первую очередь, работает по предварительной договоренности.
«Около 170 тысяч человек в Казахстане не могут посмотреть кино»
Лучшей, по мнению жюри, стала команда с инклюзивным онлайн-кинотеатром BeeTV Open Eyes. Их идея оказалась единственной, которая не требует дополнительной разработки: решение создано на базе существующего сервиса BeeTV с применением технологий дополнительного комментирования и сурдоперевода.
Питч начался оригинально. Участница команды Екатерина Фигурская попросила всю аудиторию закрыть глаза и ощутить небольшой фрагмент фильма так, как будто они незрячие. А затем включила этот же фрагмент, но с аудиокомментариями происходящего: «На экране красивая девушка в зеленом платье подходит к барабанам» или «Герои смотрят на океан во время заката»:
— В чем боль? В Казахстане около 170 тысяч людей просто не могут посмотреть фильм. Эти люди не видят или не слышат, у них есть определенные проблемы. Следующая цифра — 150: так мало фильмов находится в открытом доступе для людей с такими потребностями. При этом фильмы старые, еще советские.
А что есть у нас? Классный продукт BeeTV. Недавно была реклама, где говорилось, что BeeTV смотрят все. Так давайте сделаем так, чтобы BeeTV действительно могли смотреть все!
Потенциально наш продукт может стать первым инклюзивным онлайн-кинотеатром в Казахстане. И частично мы нашей маленькой командой уже это сделали — есть продукт «Кино без границ». Там мы буквально вчера опубликовали коллекцию из 800 свежих фильмов разных жанров с аудиокомментариями и сурдопереводом. Это коллекция внутри приложения, которая может быть доступна всем.
Мы не хотим останавливаться на этом. Нужно сделать продукт проще. Мы понимаем, что в идеале нужно пару кликов, чтобы запустить любой фильм. А еще нужно добавлять контент на казахском языке. Пока его нет.
Вопросы из зала: — Есть ли аналоги в мире. И нужна ли вам поддержка? Какая-то помощь государства или других крупных компаний?
Екатерина: — Сама технология комментариев и перевода существует давно. А вот как таковых аналогов — их немного. Есть дорогие сервисы, немного фильмов на YouTube… Что касается поддержки: сейчас мы делаем так, чтобы сократить клиентский путь, чтобы приложением было проще пользоваться. Поэтому единственная поддержка, которая нам нужна, — это чтобы вы стали нашим рупором. Потому что, каким бы классным ни был продукт, он быстро исчезнет, если о нем никто не узнает. Потом понадобится помощь специалистов, безупречно владеющих казахским языком.
«Самое важное для меня: каждый из проектов может перерасти в историю, которая способна решать проблемы большого количества людей. Может быть, кто-то думает, что Диджитон — это тренировка, какой-то симулятор. Но это не так: за 2 недели команды погрузились в проблемы и стали причастны к большому событию. Все команды, это видно, проделали серьезную исследовательскую работу, изучив опыт и потребности целевой аудитории своих продуктов. Приобретенный опыт, думаю, поможет не только в разработке конкретных продуктов, но и способствует преодолению барьеров между людьми, увеличивает количество более инклюзивно мыслящих людей. Также в зависимости от занятых мест победители Диджитона получили сертификаты на денежные призы от 50 тысяч до 100 тысяч тенге на каждого участника команды, а обладатели первого места – командную поездку на крупную ИT конференцию Highload++ в Армению».