Бизнес в облаках. Почему ИТ-компании Казахстана боятся пользоваться cloud-провайдерами?
В 2021 году международная исследовательская компания International Data Corporation оценила мировой рынок облачных услуг более чем в $408 млрд. Услугами Cloud-провайдеров пользуются крупнейшие мировые корпорации. Однако в Казахстане дела обстоят иначе: облачные технологии только начинают проникать в бизнес. Почему так происходит? Digital Business поговорил об этом с основателем облачного сервис-провайдера qCloudy Нурбеком Садыковым и директором по развитию бизнеса Евгением Кимом.
«Облако — это конструктор, где бизнес и команда разработки сами выбирают нужные инструменты для развития продукта»
— Перед интервью вы сказали, что пока бизнес в Казахстане мало применяет облачные технологии. А в чем их ценность и польза?
Нурбек: — Их несколько. Первое — это адаптивность бизнеса, позволяющая сократить Time To Market, ускорить запуск нового продукта благодаря быстрому процессу развертывания продуктовых фич и сокращению количества ошибок.
К примеру, есть стартап, которому нужно показать результаты в ограниченные сроки, чтобы получить инвестиции. Для этого команда пилит продукт, который строится вокруг сервера, работающего по модели Infrastructure as a Service, как у нас в большинстве случаев практикуется в Казахстане. То есть в этом случае команда получает лишь вычислительные мощности — создавать и настраивать инфраструктуру, готовить место для хранения большого количества данных, настраивать сеть нужно ручками, так как многие провайдеры предоставляют урезанное API, а то и вовсе не предоставляют. Если делать все с нуля, то эти процессы могут занять несколько месяцев. А публичные облака, работающие как Infrastructure as a Service, Platform as a Service и Software as a Service и предоставляющие полноценное API, дают возможность за короткое время развернуть базовую инфраструктуру, большинство компонентов которой поддерживается специалистами публичного облака. Вдобавок к этому при помощи автоматизации процесса разработки можно сократить время имплементации бизнес-фичи продукта до 2 недель.
Второе. Облако помогает оптимизировать штат компании. Бизнесу больше не нужно нанимать системных администраторов, безопасников, администраторов базы данных, потому что за работоспособность и сохранность данных отвечают много высококвалифицированных специалистов на стороне облака. Это позволит in-house инженерам заниматься стратегическими задачами, а не тактическими, и усилить фокус на бизнес.
Третий момент — это обеспечение высокого SLA (Service Level Agreement). Облачные провайдеры предоставляют высокодоступные, отказоустойчивые и управляемые сервисы. При корректной настройке ты точно знаешь, что твой сайт или приложение не «ляжет» при большом количестве запросов со стороны пользователей. А это, в свою очередь, влияет на ожидание и лояльность клиентов.
— Но далеко не всем компаниям и стартапам нужно работать с облаком?
Нурбек: — Согласен. Но есть еще один важный для Казахстана кейс, где облачные технологии могут быть не только полезными, но и критически важными. Речь про масштабирование продукта на другие рынки. В стране есть достаточно проектов, которые планируют или даже вот-вот окажутся в Европе, странах MENA, США и других регионах. Для проверки собственных гипотез им предстоит развернуть продукт в чужой стране. И если команда работает с физическими серверами, то время на перенос сервисов на необходимую площадку может быть критически важным. В случае с облаком ты просто переносишь всю инфраструктуру в нужную локацию, используя те наработки, с помощью которых она поднималась изначально. По сути, нужно запустить 3 команды — и вы получаете готовую систему контейнеризации и базу данных.
Евгений: — Дополню мысль Нурбека на теоретическом примере. В Казахстане есть продуктовая компания с тысячами клиентов. Сейчас они уходят в ОАЭ. Им не нужно искать партнеров среди местных провайдеров, договариваться с ЦОДами. Они просто подключаются к облаку, переносят всю программную часть и могут запуститься там в считанные часы.
Нурбек: — Облако как технология несет в себе огромное количество возможностей для реализации самых амбициозных задач бизнеса. Пример из собственной практики. Мы запускали систему прокторинга, которая контролирует студентов во время экзаменов: списывает ли человек, отвлекается ли на разговоры. Для реализации решения нам был нужен графический процессор (GPU) для произведения быстрых расчетов и обучения математических моделей. Мы обошли практически все ЦОДы в Казахстане и не нашли ни одного, который работал бы с этим процессором, так как в связи с активным периодом майнинга был дефицит видеокарт. А потом пошли к публичному cloud-провайдеру. Нашли нужные ресурсы и много другого функционала, который потребовался бы на более поздних стадиях развития продукта. То есть, облако — это конструктор, где разработчики могут выбирать нужные инструменты.
По поводу аренды мощностей, которые нужны бизнесу конкретно в этот момент. Netflix, к примеру, запускает разное число вычислительных мощностей исходя из аналитики потребления продукта. Они реально увеличивают мощности в часы-пик, когда люди смотрят сериалы и кино больше всего. И за счет прогнозируемого потребления снижают собственные затраты.
«Пока люди смотрят на облачные технологии с опаской. Так же было и с McDonalds в 2016 году. Но посмотрите, как изменилась ситуация…»
— Звучит здорово, но почему тогда компании и стартапы не работают с облачными технологиями?
Евгений: — Есть несколько причин. Первая — главной заинтересованной стороной внедрения облака становится команда разработки, а не фаундер или CEO. Представители бизнеса пока не углубляются в технические нюансы и не хотят разбираться, что такое облачные технологии. Главное для них — результат и развитие продукта. Какими способами этого добиваться, уже не важно.
Поэтому большинство команд разработки в Казахстане по-прежнему работает с инструментами с ограниченным функционалом, а доказать ценность ускорения процессов разработки за счет облака не могут.
— Важный момент. Бизнесы, работающие с персональными данными клиентов, обязаны хранить информацию на территории Казахстана…
Нурбек:— Это второй барьер, который порождает страх у владельцев бизнесов. Людям кажется, что раз от них требуют хранить данные клиентов в Казахстане, они навсегда привязаны к физическим серверам. Но это не так: cloud-технология позволяет строить гибридную систему, когда персональные данные хранятся в Казахстане, а вычислительные операции производятся в облаке.
В таком случае компания обеспечивает клиентам доступ с низкой задержкой к продукту, увеличивает скорость разработки за счет использования огромного количества технологических сервисов облака. А еще Real-time-аналитику: актуальные данные по заявкам и продажам можно получать ежесекундно, а не несколько раз в день, как это происходит обычно. Мы уже реализовали такое гибридное облако для одной из крупнейших ритейл-компаний Казахстана, чье имя не можем назвать из-за соглашения о неразглашении.
Поэтому я бы сказал, что это, скорее, вопрос привычки. Пока люди смотрят на эту технологию с опаской. Как на McDonalds в 2016 году (момент открытия сети в РК — прим.ред): тогда люди не верили, что этот фастфуд приживется, а теперь туда регулярно ходят многие жители больших городов.
— Кажется, еще одна преграда — это отсутствие специалистов, способных работать с такими технологиями.
Нурбек:— Да, cloud-инженеров, как и специалистов в сфере DevOps, в Казахстане практически нет. В вузах учат только разработке, в большинстве по устаревшей программе, а качественные образовательные курсы, в основном, иностранные. Поэтому, чтобы ускорить внедрение облачных технологий, нужно создавать комьюнити и объяснять людям, какую пользу они могут получить благодаря таким сервисам. Это — одна из задач конференции DevOpsDays, которая пройдет в Алматы 11 ноября.