«В Казахстане многие женщины боятся проявить себя, так как думают, что задвинут мужчину». CEO Citix Яна Шойбекова о том, как быть многодетной мамой и успешной бизнесвумен

О редакции Рейтинг Digital Business: стартапы и инвестиции
Дата публикации: 09.11.2022, 08:57
Яна Шойбекова

Яна Шойбекова

Яна Шойбекова – не только CEO стартапа Citix, который собирается совершить революцию в мире наружной рекламы, но и многодетная мама. У Яны четверо детей. При этом заняться предпринимательством она решила после рождения второго ребенка.

Мы поговорили с Яной и узнали, как совместить материнство со стартапом, сколько времени у нее получается уделять детям, как долго можно жить в режиме «белки в колесе» и почему многие женщины в Казахстане не торопятся в бизнес.

«Дети осознают, что сейчас я инвестирую время в создание возможностей для реализации их мечты»

– У вас получается совмещать в себе маму и руководителя ИТ-компании?

– Скорее да, чем нет. Все благодаря четкой организации процессов дома и людям, на которых могу опираться. Начиная от супруга и заканчивая нянями, ставшими полноценными членами семьи. Еще важно выстроить правильные взаимоотношения с детьми. Они осознают, что сейчас я инвестирую время в создание возможностей для реализации их мечты. Но при этом все выходные и праздники проводим вместе. В отпуск тоже всегда беру детей с собой. Плюс мы каждый вечер общаемся и они рассказывают о своих делах.

– Детям хватает этого?

Яна Шойбекова с мужем

Яна Шойбекова с мужем Данияром

– Дело ведь не в количестве, а в качестве проведенного времени. Знаю много случаев, когда женщины сидят постоянно дома, но заняты чем угодно, только не детьми. Если ты знаешь, чем живет твой ребенок, вникаешь в его дела в школе и в разговорах понимаешь, что он здоров ментально и духовно, то это выливается в определенный результат. Дети могут общаться со мной откровенно. Они не боятся сказать мне, где я не права. У каждого из них есть своя точка зрения, на которой они умеют стоять, а я в свою очередь к ним прислушиваюсь. Считаю, у нас выстроены хорошие взаимоотношения.

– Не так давно закончилась акселерация от Google, которая длилась почти три месяца. Плюс вы закрывали вопросы по запуску Citix в Стамбуле. Как понимаю, в это время были постоянно в разъездах. Удавалось поддерживать привычное общение с детьми?

– Не особо. Старшие были у бывшего супруга, младшие тоже проводили время с отцом. Чувство вины за это есть, но стараюсь не заниматься самоедством. Слава Богу, период был небольшой. Тем более, как минимум раз в неделю старалась более-менее качественно уделять время каждому. Они у меня понимающие. Проблем нет.

«Когда ты бежишь без остановок, можешь не заметить изменений на рынке и упустить момент для трансформации продукта»

– А как вы сами пережили такой насыщенный период?

Яна Шойбекова

– Три месяца практически прожила в самолетах. Это «съедает» много здоровья. Недосып, постоянная суета, смена часовых поясов, питалась как попало. Планирую устроить себе отпуск в самое ближайшее время. Команда уже говорит: «Не озирайся ни на что и езжай отдыхать». Пока более-менее молодой, здоровье позволяет жить в таком ритме. Но потом это даст свои негативные результаты. Так что сейчас важно перевести дух. Последнее время, наверное, жила на каком-то драйве от акселератора.

– Насколько для стартапера важен отдых?

– Чаще всего любой проект, а стартап особенно, держится на идейном вдохновителе. Если он не будет уделять должного внимания себе, то произойдет выгорание и многолетняя работа пойдет коту под хвост.

Когда ты бежишь без остановок, можешь не заметить изменений на рынке и упустить момент для трансформации продукта, чтобы сохранять и даже увеличивать его востребованность. Важно остановиться и посмотреть трезвым взглядом на то, что делаешь. Тогда проблемы становятся очевидными.

– Выходит следовать таким правилам?

Яна Шойбекова

– Это как раз то, над чем с Али (Алишер Хасанов – ведущий Silkway Accelerator прим. Digital Business) работали на акселераторе. Я была одной из тех, с кем ему приходилось непросто. Али много времени потратил на то, чтобы проработать мое эго. У него такой подход, что он не говорит тебе прямо, что нужно поменять, а плавно подводит к озарению. Мне для этого понадобилось чуть больше 4 недель. Если бы озарило раньше, результаты были бы еще лучше.

– Что вам еще дал акселератор?

– Помимо знаний и классного опыта, познакомилась с топовыми ребятами. Мы вдохновляли друг друга, делились положительными эмоциями. Еще акселератор омолодил тип моего мышления. Вспомнила студенческие годы: занятия, оценки, общение. Было дико грустно, когда все закончилось. Но с некоторыми ребятами будем продолжать отношения. К примеру, планируем запускать пилот с UvU.

«Если твоя сущность лезет со всех сторон, то держать этого «зверя» на кухне за готовкой борща невозможно – он все равно сорвется с цепи»

– Почему среди стартаперов в Казахстане мало женщин?

Яна Шойбекова

– Таков культурный код. На Востоке женщины исторически особо не имели веса. И даже сейчас на управленческих должностях в государственном аппарате их все еще мало.

Но главная причина – воспитание. Многие женщины боятся проявлять себя, так как думают, что таким образом как-то задвинут мужчину. Такие стереотипы очень крепки в обществе. Почему-то у нас так сложилось, что если ты руководишь, то каким-то образом ослабляешь мужчину. Но всегда можно найти подход взаимовыгодного сотрудничества, ведущего к прогрессу.

– Сталкивались с подобным?

– Я человек с амбициями и хочу внести вклад в историю, а не просто так прожить жизнь. Хотя в юности казалось, что, возможно, как-то не так мыслю и мне не нужен свой бизнес. Поддавалась общественным стереотипам. Но природа берет свое. Если твоя сущность лезет со всех сторон, то держать этого «зверя» на кухне за готовкой борща невозможно – он все равно сорвется с цепи. Со мной так и произошло.

– С учетом вашего опыта, что бы посоветовали девушкам, которые хотят заняться бизнесом, но не решаются?

Яна Шойбекова

– Не бояться. Не пытайтесь подстраиваться под мужчин и одеваться в их костюм, чтобы вести бизнес с некой маскулинностью. Важно понимать свою природу, сильные стороны и развивать их. Эти навыки помогут в бизнесе. А где-то даже будут эффективнее, чем идти классическим для мужчин путем. Главное набраться терпения, потому что легко не будет.

Для меня важно, чтобы у людей сложилось объективное понимание о бизнесе. Эта сфера сжирает много сил, энергии и здоровья. Нужно быть к этому готовым. Если решился, то главное не бояться и делать.

В следующем году хочу начать проводить бизнес-завтраки с девушками и женщинами, где буду рассказывать о предпринимательстве: начиная от каких-то житейских вещей и заканчивая более профессиональными. Мне часто пишут в директ с такими просьбами, так что решила отдать дань общественной жизни.