«Выход на зарубежные рынки даст в Казахстане эффект «Димаша-Головкина». Интервью с основателями Sergek Group о планах и проблемах

О редакции Большое интервью с председателем правления KASE
Дата публикации: 07.11.2022, 09:41

Запуск системы общественной и дорожной безопасности «Сергек» состоялся еще в 2017 году. С тех пор проект братьев Кайрата и Асета Ахметовых распространился в 8 городах Казахстана и пытается выйти на зарубежные рынки. Что мешает «Сергеку» охватить все населенные пункты в РК? Какие экспортные планы у компании? Какие гипотезы сейчас тестируются в Алматы и какие решения могут быть масштабированы за рубеж? Читайте об этом в интервью для Digital Business.

«Сергек может снизить показатели смертности и травматизма на трассах хотя бы на 50%»

— Система «Сергек» сохраняет и обрабатывает огромное количество информации. Расскажите, а где она хранится — на серверах вашей компании или у акиматов и департаментов полиции?

Кайрат: — В день «Сергек» только в Астане обрабатывает больше 20 млн событий. Это большие данные. Более того, информация о событиях доступна 30 дней, а информация о нарушении ПДД хранится бессрочно. Поэтому, для обработки строятся мощные сервера. В городах, где реализуются наши проекты, бизнес-модели разные. У кого-то из госпартнеров свои сервера, по каким-то договорам мы строим специальные ЦОДы и передаем их на баланс заказчика. Но в каждом проекте мы проходим обязательную сертификацию по информбезопасности у государственно-технической службы КНБ РК.

Кайрат Ахметов

— В каких городах работает система сейчас?

Асет: —  На сегодня «Сергек» действует в 6 городах Казахстана: Астана, Алматы, Оскемен, Атырау, Шымкент, Семей. В Таразе и Туркестане мы заканчиваем прохождение сертификации, отлаживаем работу аппаратно-программных комплексов и планируем запустить систему до конца этого года. То есть мы будем представлены в 8 крупных локациях Казахстана.

Там, где работает система, удалось снизить число погибших в ДТП на проезжей части. Поэтому сейчас у «Сергека» есть несколько точек роста на рынке Казахстана, которые помогут и дальше делать наши дороги безопаснее. Один из планов — хотелось бы выйти из городов на трассы. Ведь исторически сложилось так, что в авариях/ДТП на трассах гибнет и получает травмы гораздо больше людей, чем в городах. Думаю, после запуска системы вполне реально снизить показатели смертности и травматизма хотя бы на 50%. Конечно, это будет вызовом для нас, потому что на некоторых участках трасс нет не только освещения, но и мобильной связи. Поэтому придется интегрировать «Сергек» с каким-то новым «железом», подключаться к спутниковой связи и использовать альтернативные источники энергии.

Также мы собрали новую комплектацию — «Сергек аул». Она подходит для использования в райцентрах, совсем небольших городах и деревнях. Основная ее фишка — можно подключать большое количество камер на одну стойку или вообще крепить их на фасадах зданий. Сейчас решаем вопросы с дистрибуцией: внедрять технологии в райцентрах чуть-чуть сложнее, потому что они финансируются из областных бюджетов и не распоряжаются деньгами напрямую.

Асет Ахметов

Есть еще несколько проектов, которые должны сделать города Казахстана более комфортными для жизни. Например, в Алматы мы запустили «Эко-Сергек»: повесили за свой счет несколько десятков датчиков, которые измеряют количество выхлопных газов и определяют машины, загрязняющие город больше всего. Уже собрали информацию о 3 тысячах таких автомобилей. Если получится, то можно внедрить эту систему в работу эко-патрулей.

Кайрат: — Не стоит забывать и об общественной безопасности. Название самого продукта говорит за себя: интеллектуальная система общественной и дорожной безопасности «Сергек». В каждом городе, где мы работаем, большая часть камер – это камеры общественной безопасности. Информация с них передается напрямую в ситуационные центры и центры оперативного управления, чтобы полицейские могли оперативно реагировать на происшествия.

Также у нас есть собственное решение – программное обеспечение для IP-камер наблюдения – «Sergek Video Management System» (Sergek VMS). Это система хранения и работы с видеопотоками от камер общественной безопасности. Cистема внедрена вместе с системой «Сергек» и готова к запуску в городах Семей, Тараз и Туркестан. В пилотном режиме функционирует в Астане, Шымкенте и Атырау.

Сейчас разработчики трудятся над тем, чтобы внедрить в программное обеспечение видеоаналитику. Она поможет вести детальный поиск людей, например, по запросу «ребенок в красном пальто», распознавать задымление помещений, переключаться на режим охраны или определять чрезвычайные ситуации в местах скопления людей.

«Многие думают, что «Сергек» стал монополистом и может открыть с ноги двери любого акимата. Но это не так»

— Когда «Сергек» появится во всех городах Казахстана?

Кайрат: — У нас нет плана охватить «Сергеком» 100% населенных пунктов в Казахстане. На данный момент нам интереснее выводить продукт на экспорт. Поэтому внутри РК мы работаем как и прежде.

Я хотел бы объяснить, почему экспорт стал более важным направлением для развития нашего бизнеса. Почему-то многие думают, что «Сергек» стал монополистом в Казахстане и может открывать с ноги двери любого акимата. Но это не так: каждый раз нам нужно приходить и доказывать, что наша система дешевле и лучше иностранных аналогов. Дело даже не в тендерах: мы вынуждены проходить один и тот же бюрократический путь аудитов, лицензирования, проверок. Все процедуры могут занять до полутора лет. Представляете, что это такое для бизнеса — заключать один контракт на протяжении 18 месяцев?

По сути, объем усилий для заключения контракта с новым городом сопоставим с теми усилиями, которые нужны для выхода на рынок в Узбекистане, Кыргызстане, Малайзии или где-нибудь еще.

— Звучит странно, учитывая, что «Сергек» уже принес измеримую пользу в Казахстане. Снизил смертность на дорогах, как вы говорите… Можно ли как-то повлиять на эти процедуры, упростить их?

Асет: — Мы разговариваем на эту тему с МВД и другими профильными ведомствами. Наш посыл по работе с государством такой: проверки и регламенты нужны, но они чересчур затянуты. И если хотя бы немного сократить время их прохождения, то вполне реально получить более дешевые продукты. В штате компании несколько сотен человек, которым нужно вовремя платить зарплату, у нас есть планы и коммерческая составляющая. Если мы начнем двигаться быстрее, то сможем охватить больше городов. А также за счет снижения себестоимости продукта и сокращения наших затрат – сэкономить государственные деньги.

При этом есть понимание и позиции государства. К тому же, если мы будем форсировать изменения, кто-нибудь может посчитать это лоббированием интересов конкретной компании.

— Нет обиды на систему?

— Мы довольны, что смогли реализовать наши проекты в 8 регионах Казахстана в таких условиях. По сути, «Сергек» стал лидером на внутреннем рынке Smart City, безопасности и видеонаблюдения. Но это нас не успокаивает: нужно двигаться дальше. Есть ощущение, что если получится за рубежом, то можно добиться эффекта «Димаша-Головкина» в Казахстане. У нас в менталитете все-таки есть такая черта: если кто-то добивается серьезного успеха вне страны, он автоматически становится популярным и уважаемым на родине. И работать с новым статусом гораздо проще.

«Алматы — это наша «песочница» перед выходом на зарубежные рынки»

— Перед тем, как обсуждать ваши экспортные планы, хочу уточнить один момент. А есть ли идеи у «Сергека» по применению аналитики и софта вне B2G-сегмента? Почему бы не продавать решения бизнесу в Казахстане?

Кайрат: — У нас есть реализованный проект «Безопасный двор» в нескольких жилых комплексах столицы. Мы предоставили застройщику наше технологическое решение по распознаванию автомобильных номеров. Оно позволяет автоматически идентифицировать номерные знаки жильцов и городских служб через въездные /выездные ворота и оптимизирует работу пропускной системы. Данный проект решает городскую задачу и упрощает жизнь людей. В этом направлении у нас есть еще одна идея — запустить шеринг электротакси. Было бы неплохо закупить несколько десятков электрокаров и сдавать их в аренду таксистам.

— Хорошо. А если говорить про экспорт, какие задачи ставите здесь перед собой?

Кайрат: — Мы планировали выход на зарубежные рынки еще несколько лет назад, но серьезно помешала пандемия. Пришлось отменить очень много деловых поездок и переговоров. Были перенесены несколько крутых выставок, где можно было презентовать свой продукт.

Сейчас пересобираем экспортную стратегию. Целимся на рынки Центральной и Юго-Восточной Азии, есть предметные интересы в регионе Ближнего Востока и Африки.

Уже есть небольшие проекты в соседних с Казахстаном странах. Недавно запустили комплекс из нескольких десятков камер в Намангане (Узбекистан). Для этого мы получили кредит в одном из банков Казахстана для финансирования экспортного проекта при содействии KazakhExport.

Асет: — Работа по экспорту напрямую связана с тем, что мы делаем в Казахстане. У нас есть прекрасный город Алматы с полумиллионом используемых машин в день. По своей инфраструктуре и набору городских проблем очень похож на интересующие нас иностранные локации. Это наша «песочница» в хорошем смысле слова: здесь мы можем тестировать «Эко-Сергек», бороться с шумным транспортом и разгружать город. Если наши гипотезы и решения сработают в Алматы и сделают жизнь городских жителей лучше, их однозначно можно выводить на экспорт.