Чем занимается проектный менеджер: обязанности, задачи и скиллсеты

04.11.2022, 10:39
Автор: Павел Плис
Павел Плис

Павел Плис. Фото предоставлено автором.

Сегодня на популярной платформе по поиску работы насчитывается порядка 500 открытых вакансий на должность проектного менеджера в казахстанских компаниях. Вилка заработных плат — от 300 тысяч до 1,2 млн тенге. Павел Плис, проектный менеджер казахстанского видеохостинга Aitube, рассказал Digital Business об особенностях работы в этой профессии и необходимых навыках и сложностях, с которыми чаще всего приходится сталкиваться проектным менеджерам в Казахстане.

Кто такой проектный менеджер

Проектный менеджер (Project Manager, PM)— это специалист, чья задача управлять технической частью реализации проекта, соблюдая надлежащее качество, сроки и бюджет. На проекте PM должен обеспечить:

  • следование командой выбранной методологии управления проектом,
  • планирование выполнения задач,
  • контроль их выполнения,
  • коммуникацию,
  • оперативное решение проблем.

Как выстраивается работа проектного менеджера

PM подбирает методологию управления проектами (на данный момент наиболее популярны Scrum и Kanban), составляет устав проекта, прописывает регламент взаимодействия в команде, создает соответствующие командные мероприятия в календаре. А потом коучит и адаптирует команду к выбранному подходу.

PM налаживает коммуникационные каналы, структуру документации по проекту, настраивает workflow в Jira — в общем, делает все для прозрачности проекта для всех участников.

Например, у нас есть команда по разработке Android-приложения. Я провожу для команды стендапы каждый день в одно и то же время — на них мы коротко проходимся по статусу задач, вопросам, проблемам.

Раз в две недели проводим груминг — там обсуждаем предстоящие задачи, декомпозируем их и оцениваем. Также непосредственно перед стартом нового спринта планируем объем работ, ориентируясь на показатели скорости работы команды и приоритеты от продакт-менеджеров.

Раз в месяц мы собираемся с командой и проводим ретроспективу, на которой обсуждаем позитивные и негативные моменты за прошедший период. По итогам заводятся экшн айтемы (списки задач), чтобы в дальнейшем исправить негативные моменты.

Помимо этого необходимо помогать команде в оперативных вопросах — как индивидуальных, так и общих (нехватка дизайна, требований, приоритеты на следующую задачу).

Также я веду календарь планируемых релизов и совместно с тимлидом слежу за релизным циклом команды, чтобы попадать в плановые сроки. При этом необходимо учитывать время на проведение тестирования для обеспечения качества доставляемых фич (организация процесса тестирования — это еще один процесс, который нужно выстраивать совместно с лидами).

Как собрать команду под проект

Команда собирается исходя из предварительного планирования ресурсов для реализации проекта и необходимых компетенций участников в зависимости от сложности задач. Немалое значение имеет подбор тимлида и необходимого количества тестировщиков для обеспечения качества релизов.

команда

Фото — Randy Fath, Unsplash

При старте нового проекта решение о том, из каких специалистов собрать команду, базируется в первую очередь на технологическом стеке проекта, а также рассматривается опыт разработки смежных функциональностей на предыдущих проектах — такие специалисты смогут быстрее влиться в проект.

В остальном количество и компетенции специалистов подбираются по итогам предварительного планирования. И не менее весомым является мнение тимлида о наиболее подходящих участниках для решения проектных задач.

С какими сложностями сталкиваются PM

Например, у нас были проблемы с синхронизацией подготовки контента к реализации фич на плановый релиз. Подобные моменты нужно своевременно эскалировать, если проектный менеджер не может напрямую влиять на какую-то структурную единицу.

По соблюдению конечных сроков помогало умение договариваться с заказчиком, чтобы нарезать MVP к релизу. Главное — всегда быть в диалоге с заказчиком и не замалчивать проблемы.

Проблемы коммуникаций в коллективе (из-за особенностей характеров) помогают решить 1-2-1 встречи и умение понизить градус в обсуждении.

Наверное, одной из самых больших сложностей на моем проекте была проблема с релизным циклом в командах по разработке мобильной версии приложения. Релизы были очень редкие и проблемные, задачи копились, багов не становилось меньше. Постепенно с командой мы изучили проблемные места и подготовили план по переходу к стабильному релизному циклу. Поэтапно мы начали реализовывать этот план, у нас появился регламентирующий документ, на основании которого сейчас имеем довольно стабильный график релизов.

Чем интересна работа проектного менеджера

Мне нравится многозадачность, новые предметные области и множество интеграций — каждый раз узнаешь что-то новое в техническом и технологическом аспекте, в подходах управления проектами и взаимодействия между командами.

Самое классное в моей работе, что всегда есть возможность попробовать что-то новое: подход, методологию, процессы, форматы мероприятий. В качестве примера могу привести новую команду, которую сформировали относительно недавно. Она занимается разработкой Cuts — лента коротких видео в формате 9:16 для Aitube. В рамках данной команды мы как раз обкатываем новый для нас подход и формат работы, который подразумевает под собой  кроссфункциональность (так называемая Feature team) и предполагает использование Scrum-методологии. Сейчас команда движется в нужном направлении, по сути являясь экспериментом, а в последствии возможным примером для трансформации остальных команд.

Какие черты важны для проектного менеджера

Задуматься о профессии проектного менеджера стоит людям с хорошими организационными и коммуникативными навыками. Проектному менеджеру важно уметь общаться и убеждать. Для этой работы важны не только hard skills, то есть основные навыки, но и soft skills — гибкие умения, дисциплина, способность решать конфликтные ситуации, ответственность. Проектный менеджер — точно не для интровертов!

общение

Фото — charlesdeluvio, Unsplash

Еще мне кажется, профессия подойдет тем, кто умеет решать комплексные задачи и не фокусироваться на чем-то одном. Для любителей решать изолированные задачи, скорее всего, такая позиция не подойдет.

Разница между проектным и продуктовым менеджерами

Продуктовые менеджеры вовлечены в процесс от бизнес-идеи до момента предоставления дизайна и функциональных требований. А далее подключаются проектные менеджеры с командами разработки, формируя беклог технических задач с декомпозицией и сроками.

Продакт-менеджеры (PO — от Product Owner) управляют формированием бизнес-задач, приоритетами их выполнения и приемкой работ по итогам разработки. PM же управляет жизненным циклом технических задач, обеспечивая качество и сроки, а также закладывая вероятные риски при реализации проекта.

У нас на Aitube ключевое различие заключается в том, что продуктовые менеджеры управляют требованиями и приоритетами продуктовых фич, организуют дизайнеров и аналитиков в рамках согласованного флоу для подготовки дизайна и функциональных требований для передачи в разработку. А далее уже проектный менеджер управляет сроками, рисками и качеством разработки на основании переданных требований, взаимодействуя с разработчиками и тестировщиками.

Иными словами, продуктовый менеджер является заказчиком для проектного менеджера.

Как узнать, кто нужен компании — Product или Project

Если это продуктовая разработка, то обе роли необходимы. Бывает, что один человек совмещает эти роли на небольших проектах.

На проектах, где бизнес требования прорабатываются на стороне заказчика и вы, по сути, являетесь подрядчиком, необходим только PM. В обратном кейсе — только PO.

Вообще, в заказной разработке бывает много интересных моментов: например, когда специалисты в команду организуются модульно, от разных компаний субподрядчиков. Я работал на таком проекте, где от моей компании я был единственным участником в качестве PM.

Где узнать больше о профессии проектного менеджера

Кроме специализированных курсов я бы порекомендовал книги «Революционный метод управления проектами SCRUM» Джефф Сазерленд, а также «Постигая Agile» Эндрю Стеллман.

книги

Для начала этого будет вполне достаточно. Ну и неплохим вариантом для чтива является платформа Habr.

Словарик проектного менеджера

Scrum — методика организации совместного рабочего процесса, в основе которой — поэтапная разработка и совершенствование продукта небольшой командой специалистов различного профиля.

Kanban — это популярный подход к реализации принципов agile и DevOps при разработке ПО. Методика предполагает обсуждение производительности в режиме реального времени и полную прозрачность рабочих процессов.

Встреча 1-2-1 (One-on-one) — регулярные встречи менеджера и его подчинённого, на которых обсуждаются те вопросы, которые нельзя обсудить в группе большего размера.

Soft skills — комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами, так или иначе важных во всякой профессии (критически мыслить, публично выступать, работать в команде и т.д.)

словарь

Новости