«Делай быстро, проси прощения потом». Как прошла KOLESA Conf ’2022, где было даже предложение руки и сердца
![Kolesa Conf](https://digitalbusiness.kz/wp-content/uploads/2022/10/img_2539.jpg)
Субботним утром у кинотеатра «Арман» на проспекте Достык в Алматы очередь. Этот факт удивляет проходящую мимо пару средних лет. «Неужели в прокат вернули «Казахи против пришельцев»? – то ли в шутку, то ли всерьез спрашивает у своей спутницы мужчина. И оказывается очень далек от истины. Сегодня здесь ИТ-конференция KOLESA Conf ’2022. По заверениям организаторов, все билеты (кинотеатр может вместить около 1 тысячи человек) были распроданы за месяц.
Корреспондент Digital Business побывал на ивенте. Рассказываем о самом интересном.
«Всегда в приятном шоке от алматинских ивентов»
Конференция проходила по четырем направлениям: Management, Web, Data и Mobile. Организаторами было заявлено выступление 35+ экспертов из Казахстана и стран СНГ. С одним из спикеров знакомимся у входа в кинотеатр. Его зовут Андрей Минкин, он software engineer в компании Percona (занимается обслуживанием различных баз данных с открытым исходным кодом в локальных и облачных средах). В Алматы приехал из Бишкека.
![Андрей Минкин](https://digitalbusiness.kz/wp-content/uploads/2022/10/img_2428.jpg)
Андрей Минкин
– В 6 утра вызвал такси, а через час уже на границе с Казахстаном. Там пешком перешел, нашел другую машину и сразу в Алматы. И вот к 10 часам на месте. На KOLESA Conf выступаю второй раз. Буду рассказывать, что хорошего есть в тимлидстве, должен ли тимлид увольнять людей и куда ему дальше развиваться. Круто, что ребята проводят конференции. В Центральной Азии мало кто делает подобные ивенты, поэтому они пользуются огромным спросом и на них стоит ходить, – говорит Андрей, глядя на количество собравшихся.
![Kolesa Conf](https://digitalbusiness.kz/wp-content/uploads/2022/10/img_2875.jpg)
Ради конференции в Алматы, только уже из Астаны, прилетел фаундер стартапа FocusEd Бахытжан Жакажанов. Правда, в качестве слушателя.
– Всегда в приятном шоке от алматинских ивентов. Все продумано до мельчайших деталей: зоны активностей, конкурсы, развлекательные штуки. А самое главное, тут удается собрать вместе крутых ребят из разных больших компаний, которые делятся интересными фичами и обмениваются опытом. Все это идет на пользу ИТ-тусовке Казахстана. Лично я жаден до знаний и постараюсь обойти все секции, – делится планами Бахытжан.
![Бахытжан Жакажанов](https://digitalbusiness.kz/wp-content/uploads/2022/10/img_2380.jpg)
Бахытжан Жакажанов
На первом этаже оборудовали импровизированную кофейню, где любой участник мог бесплатно попросить кофе, а также угоститься шоколадными конфетами и круассанами с курицей. Гостей зазывали участвовать в викторинах, посвященных разным темам: от дизайна до разработки. Победителю вручали брендированную кружку от KOLESA Conf ’2022. Можно было поиграть в видеоигры или просто поваляться на мягких пуфах.
![Kolesa Conf](https://digitalbusiness.kz/wp-content/uploads/2022/10/img_2523.jpg)
Люди проходят викторину на знание правил дизайна
Главную ценность конференции сформулировал CEO стартапа Cerebra Досжан Жусупов, который тоже заглянул на ивент:
– Тут классный движ. Молодежь стремится сюда попасть, чтобы послушать крутых спикеров. Ребята из моей компании тоже хотели прийти, но не успели купить билеты. Будут смотреть онлайн.
![Kolesa Conf](https://digitalbusiness.kz/wp-content/uploads/2022/10/img_2294.jpg)
Тем временем организаторы объявляют, что конференция скоро начнется. Пора расходиться по выбранным секциям.
«Задайте себе вопрос: решает ли эта база данных мою проблему?»
Держим путь в зал, где собрались специалисты по направлению Web. Там с темой «Трезвый взгляд на выбор технологий» выступает software engineering manager Kolesa Group Дмитрий Кузыров. Спикер рассказывает, на что ориентироваться при выборе баз данных для продукта:
![Дмитрий Кузыров](https://digitalbusiness.kz/wp-content/uploads/2022/10/img_2328.jpg)
Дмитрий Кузыров
– Один из первых вопросов, который нужно себе задать: решает ли конкретно эта база данных мою проблему или задачу? Частенько бывает, что базу данных выбирают из-за хайпа. На конференциях постоянно о какой-то одной рассказывали, или коллеги взяли и теперь вы решили попробовать. Так делать не стоит. Как минимум, необходимо зайти на сайт производителя и почитать, где ее предлагают использовать, изучить юзеркейсы. Еще важно задуматься, как база данных будет масштабироваться. Ориентируйтесь на свой трафик: сколько пользователей ежедневно посещает сервис.
«Одна из самых сложных проблем при выходе казахстанского проекта на американский рынок – коммуникация с командой в США»
В зале Management product manager Arbuz/Pinemelon Ержан Нуриманов рассказывает, как онлайн-магазин Arbuz.kz запустился в США под брендом Pinemelon.com за 10 месяцев:
![Ержан Нуриманов](https://digitalbusiness.kz/wp-content/uploads/2022/10/img_2483.jpg)
Ержан Нуриманов
– Одна из самых сложных проблем при выходе казахстанского проекта на американский рынок – коммуникация с командой в США. На созвоне я говорю «shelves», а мой американский коллега — «levels». Я — «shelves», а он — «levels». И только в конце разговора понимаю, что мы по-разному называем одно и то же — полки!
Еще одной проблемой, по словам Ержана, стала временная разница в 12 часов:
![Kolesa Conf](https://digitalbusiness.kz/wp-content/uploads/2022/10/img_3002-1.jpg)
– Они ложатся спать, мы встаем. Мы ложимся спать, они встают. Мы им что-то высылаем. Они просыпаются и пишут, вот здесь надо поправить. А мы уже спим. Когда выходите на американский рынок, будьте готовы работать в таком режиме. Первое время коммуникация продуктовой команды в Казахстане с офисом в США была медленной. Чтобы ускорить итерации, в Arbuz/Pinemelon решили проводить «дейлики» два раза в день: в 9 утра и в 9 вечера. Утром сделали — и в этот же день получили фидбек. Это сильно помогло.
Как переименование платного пакета увеличило количество покупателей в два раза
Идем в зал Data. С темой «Что делать, когда цифры не отвечают на вопросы» выступает тимлид направления качественных исследований в Kolesa Group Динара Абдильдинова. Спикер приводит конкретные кейсы из опыта компании:
![Динара Абдильдинова](https://digitalbusiness.kz/wp-content/uploads/2022/10/img_2708.jpg)
Динара Абдильдинова
– На сайте Avtoelon.uz (сервис по продаже машин в Узбекистане – прим. Digital Business) была низкая конверсия звонков по объявлениям. Никто не мог понять, почему так происходит. Мы решили пойти на авторынок, потому что в Узбекистане большая часть сделок заключается там, и стали общаться с людьми. Показывали им картинку с объявлениями на сайте и спрашивали, что не так. Выяснилось, многие боялись нажимать на плашку «позвонить», так как думали, что наберут напрямую в Avtoelon, а не продавцу. Дизайнеры изменили интерфейс, чтобы пользователям стало понятно, что они звонят хозяину машины. В итоге после релиза количество звонков увеличилось на 30%, а добавлений в «избранное» – на 9%.
![Kolesa Conf](https://digitalbusiness.kz/wp-content/uploads/2022/10/img_2677.jpg)
По мнению Динары Абдильдиновой, исследователи – это своеобразный мостик между пользователями и продуктовой командой:
– Наши рекомендации могут серьезно помочь продукту. Изначально Avtoelon был полным аналогом Kolesa.kz. Платные пакеты назывались так же, как и в Kolesa, но там продажи шли, а на Avtoelon – нет. Снова пошли к людям и оказалось, что они ассоциировали пакет «Турбо» с машинами, у которых есть турбодвигатель. Думали, что только владельцы таких авто могут купить пакет. В итоге переименование пакета в два раза увеличило процент платящего сегмента.
![Kolesa Conf](https://digitalbusiness.kz/wp-content/uploads/2022/10/img_2691.jpg)
«Когда отвечал на вопросы из зала, больше думал о том, как буду делать предложение»
Заглянули на секцию Mobile. О том, с чего нужно начинать делать суперапп, рассказывает lead flutter developer в Magnum E-commerce Ерасыл Майханов:
![Ерасыл Майханов](https://digitalbusiness.kz/wp-content/uploads/2022/10/img_2905-1.jpg)
Ерасыл Майханов
– В течение дня использую порядка 10 приложений: это социальные сети, мессенджеры, такси, карты, доставка еды, банковские услуги, онлайн-абонемент в фитнес-зал и другое. Сегодня весь мир движется в сторону мобильных технологий, многие хотят делать супераппы, такие, как китайский WeChat.
![Kolesa Conf](https://digitalbusiness.kz/wp-content/uploads/2022/10/img_2542.jpg)
Самым необычным стало выступление product manager Kolesa Group Нурмухаммеда Бекжана. Рассказав о том, как он с командой запустил сервис Крыша Агенты, где они сделали MVP с минимальной разработкой (об этом кейсе можно почитать здесь), парень попросил свою девушку выйти на сцену и сделал ей предложение. Девушка без особых раздумий сказала: «Да!»
![Нурмухаммед Бекжан](https://digitalbusiness.kz/wp-content/uploads/2022/10/img_2938.jpg)
Нурмухаммед Бекжан со своей уже невестой
– Мы планировали после моего выступления улететь в Грузию на отдых. Подумал, что до этого нужно успеть сделать предложение. О планах рассказал только организаторам и ведущим. Когда отвечал на вопросы из зала, больше думал о том, как буду делать предложение. Очень волновался, – делится эмоциями Нурмухаммед Бекжан.
Закончилась конференция динамичным выступлением CPO Dodo Brands Дмитрия Павлова. Он рассказал, как в компании благодаря небольшой перестройке отдела ИТ-разработки улучшились продажи:
![Дмитрий Павлов](https://digitalbusiness.kz/wp-content/uploads/2022/10/img_2997.jpg)
Дмитрий Павлов
– Раньше ИТ-разработка была централизованной. Все в одно «окошко» обращались с просьбами, а им отвечали: ты приходи во втором квартале, ты — в третьем, а ты — в 2030 году. Мы «отщипнули» часть айтишников от основной команды и передали региональным офисам. Бизнес учился работать с айтишниками напрямую и наоборот. Получилось взаимное погружение. Вскоре увеличилась конверсия открытия карточек с акциями, а следом и продажи. Теперь идеи маркетологов могут быстро реализовываться.
![Kolesa Conf](https://digitalbusiness.kz/wp-content/uploads/2022/10/img_3031.jpg)