Пройти за 60 секунд. Как стартап MED365 ускорил процесс медосмотров на предприятиях

О редакции Подписывайтесь на нас в Google News!
Дата публикации: 27.09.2022, 09:30
Чингиз Кулахметов

Чингиз Кулахметов

В сферу medtech Чингиз Кулахметов пришел в 2018 году. Одно из управлений акимата Алматы искало решение, способное ускорить прохождение медицинского освидетельствования для водителей автобусов. Тогда у Чингиза, который вел несколько направлений в ИТ-бизнесе, возникла идея сделать «умное» медицинское оборудование. Вскоре появилась компания MED365 и ее решение – автоматизированная система медицинских осмотров (АСМО).

Digital Business  узнал, каким образом «железо» помогло ускорить процесс освидетельствования, можно ли сделать АСМО на 100% казахстанским, и насколько тяжело масштабировать стартап, в основе которого медицинское оборудование.

«Меня система узнавала даже в маске»

На данный момент, отмечает Чингиз, в Казахстане на опасных и вредных производствах работает 1,5 миллиона человек:

– Все они обязаны проходить предсменное и послесменное медицинское освидетельствование. По регламенту на него выделяют 1 час. И вот представьте, как в автопарке, где 600 водителей, можно всех проверить за такое время? Процедура превращается в формальность. Многие получают допуск без проверки. Но так нельзя, ведь водители автобусов ежедневно перевозят тысячи людей. Их самочувствие – важный аспект для безопасности пассажиров. Мы захотели заняться решением этой проблемы.

Чингиз Кулахметов

Продукт MED365 – это аппарат, в котором имеются необходимые для медицинского освидетельствования девайсы: тонометр, термометр, алкотестер и пупиллометр (прибор для замера ширины зрачков, а также расстояния между ними, чтобы определить динамику в различных условиях освещенности. Прим. Digital Business). Все это объединено в единую систему с помощью софта.

– Теперь на медицинское освидетельствование одного человека необходимо около 1 минуты. Иногда можно уложиться в 40-50 секунд. У нас есть искусственный интеллект, который предоставляет аналитику на основе полученных данных и сигнализирует о проблемах со здоровьем. Это позволяет медработнику вовремя начать бить тревогу и отправить сотрудника на профосмотр. Каждый недопуск из-за алкогольного опьянения или повышенного артериального давления – предотвращение травматизма и летальных исходов, – объясняет Чингиз.

АСМО

Автоматизированная система медицинских осмотров (АСМО)

Перед установкой оборудования в программе регистрируют всех работников предприятия: загружают личные данные и делают снимок для Face ID, который позволяет идентифицировать человека. Технический директор MED365 Асхат Шакенов говорит, что обмануть их Face ID не получится:

– Когда тестировали продукт, загрузили в систему распознавания 700 тысяч фотографий лиц разных национальностей. Это помогло обучить аппарат различать работников по минимальным отличиям: чертам лица, глазам, родинкам. Меня система узнавала даже в маске. А еще у нас на одном предприятии были близнецы, но программа отличала их без проблем.

Асхат Шакенов

Технический директор MED365 Асхат Шакенов

После идентификации можно проходить процедуры по регламенту. Дуете в алкотестер, измеряете артериальное давление, а дальше самое интересное – пупиллометр. С его помощью устанавливается степень усталости и проверяются подозрения на наркотическое опьянение. Работает эта штуковина следующим образом: смотрите в прибор, слышите звуковой сигнал, видите вспышку (светораздражитель для реакции зрачка), слышите второй звуковой сигнал. Готово!

Когда процедуры пройдены, АСМО выдает результаты и предоставляет возможность оставить жалобу на здоровье. Например, боли в животе, в суставах, слабость и т.д. Процесс действительно занимает не больше минуты.

– Данные идут на компьютер к фельдшеру или медсестре. Они все оценивают и решают, давать ли допуск к работе. Последнее слово остается за специалистом. Но теперь ему не нужно тратить время на осмотр, – дополняет Асхат Шакенов.

«Наша цель – сделать аппарат на 100% казахстанским»

– Чингиз, из каких комплектующих собираете оборудование?

– В основном из отечественных. Закупаем только три детали: тонометр (в Японии), алкотестер (в Южной Корее) и монитор (в Китае). Пупиллометр – наша разработка, которой гордимся.

Чингиз Кулахметов

Сейчас прорабатываем возможность производства всех комплектующих в Казахстане. Сделать это реально. Думаю, к следующему году сможем собрать первый казахстанский алкотестер. Прототип – не проблема. Другой вопрос, что медицинские приборы проходят через продолжительный процесс регистрации и сертификации. Наша цель – сделать АСМО на 100% казахстанским. Надеюсь, к концу 2023 года получится ее реализовать.

– Сколько АСМО можете производить в месяц?

– От 50 до 100. Работаем над уменьшением аппарата за счет оптимизации металлоконструкции. Апгрейд позволит увеличить спрос на оборудование, так как улучшается его мобильность. Функционал останется прежним.

– Зарабатываете только за счет продажи оборудования?

– Пока что да. Плюс есть сервисное сопровождение, которое обходится компаниям в пару тысяч долларов в год. Цена одного аппарата – несколько десятков тысяч долларов. За первое полугодие 2022 года продали около 30 аппаратов. Но по этим данным не совсем корректно оценивать эффективность, потому что можем заключить контракт в мае, а продать в сентябре.

MED365

Мозговой центр MED365

Собираемся менять бизнес-модель. Оборудование будем предоставлять в аренду или лизинг, чтобы компания могла растягивать платеж. А сервисное обслуживание заменим абонентской платой за подписку на определенный пакет услуг. Их будет три. Стандартный – поверка/калибровка оборудования в определенный период времени. Профессиональный – сопровождение и поддержка 24 на 7. Индивидуальный – исполнение любых «хотелок» заказчика.

Наши клиенты – компании из государственного и квазигосударственного сектора. Это инвестиционный холдинг «Самрук-Казына», АО «НАК «КазАтомПром», АО «КазТрансОил», ТОО «АлматыЭлектроТранс» и многие другие. Сотрудничаем с акиматами.

– Как убеждаете их в необходимости использовать ваше решение?

– Каждый раз объясняем, что есть закон. Давим на ответственность за людей. Но, к сожалению, не всегда это работает. Руководителям важно выполнение плана и следование технологическим процессам. Только после этого идет работник. Так нельзя. Нужно фундаментально менять структуру и ставить человека на первое место. Если он здоров и счастлив, то проблем на производстве не возникнет. Мы пытаемся донести ценность – нужно создавать культуру, в которой здоровье сотрудника будет иметь первоочередное значение.

– При этом главная цель любого менеджера – сделать так, чтобы организация была прибыльной. Чем MED365 ему в этом поможет?

Чингиз Кулахметов

– Когда работник получает травму или погибает на производстве, работодатель вынужден выплачивать компенсацию. Помимо выплат еще есть репутационные издержки. Вряд ли будет много желающих работать там, где люди постоянно травмируются.

Еще один момент – оптимизация. Зачастую для прохождения медосмотров предприятие держит большой штат фельдшеров. А им нужно платить зарплаты, выплачивать налоги, как-то контролировать: расходов хватает. Установив 3-4 наших АСМО, можно содержать всего несколько сменных фельдшеров.

«Хотим оцифровать всю промышленную медицину»

– Два года назад вы отмечали в интервью, что вложили в проект $450 000. Выросли ли расходы и на что тратили последние 2 года?

– Выросли до $800 000. Деньги шли на развитие компании: создание и тестирование оборудования, содержание команды разработчиков, поездки по разным городам для презентаций и так далее. В прошлом году привлекли $600 000 инвестиций от Тимура Турлова. Он стал нашим соучредителем.

Какая роль у Тимура Турлова в проекте?

Чингиз Кулахметов

– Это безумно интересный и вовлеченный человек, который нас мотивирует. Время от времени он к нам приезжает, дает советы по бизнес-части. Он в теме всего и всегда подскажет, что нужно делать в разных ситуациях. Встречи происходят по запросу. Как у него на все хватает времени, я не знаю. У меня одна компания и я разрываюсь, а он способен уделить внимание всем своим проектам.

– Для чего привлекали инвестиции?

– Развитие и масштабирование. Нам интересен рынок Центральной Азии, особенно Узбекистан. Там в два раза больше населения и в три раза больше производств. Уже прорабатываем направление: участвовали в специализированной выставке в Ташкенте. Увидели заинтересованность со стороны местного министерства здравоохранения.

До конца года планируем начать регистрацию оборудования. Это занимает много времени, так как медтехника требует долгих бюрократических процессов: экспертизы, клинические испытания и т.д. Их много во всех странах. Но в Узбекистане государство понимает, что идет активный рост ИТ-технологий в мире, поэтому нам идут навстречу. Помогают ускорить процессы регистрации, зная, сколько пользы может принести решение.

– Тяжело масштабироваться, когда все завязано на «железе»?

– Есть определенные проблемы, но они решаемы. Как уже говорил, уменьшаем размер АСМО, чтобы увеличить его привлекательность для небольших производств, где они смогут его переставлять, как захотят. В том числе по этой причине меняем бизнес-модель, чтобы упростить закупку.

– Есть мысли каким-либо образом трансформировать продукт? Уйти в софт, создать систему, которая будет работать за пределами промышленной медицины?

– Хотим сделать полноценную медицинскую информационную систему. Оцифровать не только предсменные и послесменные осмотры, а всю промышленную медицину: страхование, профосмотры, охрана и гигиена труда. Прорабатываем ИТ-сторону, чтобы все можно было перевести в «цифру» и автоматизировать. Движемся в сторону предоставления сервиса. И рынок тут большой – десятки миллионов долларов.

– Конкуренты есть в этом направлении?

– Есть похожее оборудование: из Китая, России. Но наша уникальность в том, что мы казахстанский продукт, и помимо «железа» предоставляем еще и софт: искусственный интеллект, который занимается аналитикой данных. Эту историю хотим развивать. Будет здорово, если до конца года сможем раскачать систему.

– Что еще хотели бы сделать до конца года?

Чингиз Кулахметов

– Добиться максимального количества продаж в Казахстане, зарегистрировать продукт в Узбекистане и заниматься экспансией на другие рынки: к нам проявляют интерес компании из США, ОАЭ. Сейчас общаемся с ними и видим перспективу, ведь весь мир движется в сторону автоматизации медицины и увеличения ее доступности для большего количества людей. Наша задача – не упустить момент.