«У метода опроса клиентов есть два больших недостатка». Markswebb дал пояснение к рейтингу лучших мобильных банков РК
На прошлой неделе на конференции Mobile Banking Day Almaty 2022 российское агентство Markswebb представило исследование лучших мобильных банков Казахстана для частных лиц. Эксперты агентства изучили мобильные приложения 10 популярных банков страны и составили рейтинг, который впоследствии вызвал немало критики в соцсетях. Чтобы прояснить ситуацию, представители Markswebb опубликовали некоторые критерии, по которым оценивали приложения, а также пояснили, почему они не использовали метод опроса клиентов.
Начнем с предыстории. По мнению аналитиков Markswebb, самое удобное приложение в 2022 году для частных лиц предлагает Банк ЦентрКредит. Составители рейтинга отметили, что этот мобильный банк «обеспечивает уровень клиентского опыта выше среднего по рынку, а в функциональных блоках лидирует в категориях платежей и переводов». В первую тройку также вошли Jusan Bank и Halyk Bank – «банки с развитой функциональностью и высоким качеством UX». Kaspi Bank помещен в рейтинге на четвертое место. Из преимуществ составители рейтинга выделили его развитую пре-логин зону и возможность оформления новых продуктов для не клиентов банка, а в качестве недостатков определили отсутствие переводов на электронный кошелек и невозможность перевода денег по телефону или реквизитам в другой банк.
Многих казахстанских пользователей в различных чатах, посвященных теме финансов, удивил этот рейтинг. Люди отмечали, что Kaspi Bank – «лидер по карточкам и активному использованию его мобильного приложения», а также «научил пользоваться всех телефоном и карточками» и «установил стандарт по услугам». А в телеграм-канале FINANCE.kz даже запустили опрос: «Как вы считаете, у какого банка самое удобное мобильное банковское приложение?». Из проголосовавших 6382 пользователей (на момент подготовки материала), 58% выбрали Kaspi Bank, 23% – Halyk Bank, Банк ЦентрКредит и Jusan Bank набрали по 5% голосов, у остальных – от 1 до 3%.
Представители агентства Markswebb откомментировали, что «качество цифрового клиентского опыта — метрика номер один для бизнеса, от которой зависят все другие». Однако у метода опроса клиентов, по мнению агентства, есть 2 больших недостатка:
А) Нельзя сравнить себя с конкурентами и понять, насколько банк в рынке, т.к. нет доступа к клиентам конкурентов, либо это очень дорого;
Б) Непонятно, как влиять на метрику: почему она низкая, где проблема и какие конкретно действия помогут ее исправить.
В агентстве поэтому пользуются своей системой оценки, которая не привязана к мнению пользователей и строится на наборе эвристик:
1) Чем больше задач клиент может решить в мобильном банке — тем лучше;
2) Часто возникающие, охватывающие больше клиентов, критичные задачи — весомее;
3) Решение задачи удобнее, быстрее, проще, понятнее — весомее;
4) Более частые и критичные проблемы при решении задачи — весомее для клиента.
«Система оценки на основе эвристик содержит в себе сотни критериев, которые описывают возможности, которые клиент может решать в цифровом сервисе, и то, как эти возможности реализованы. С какими свойствами функциональность для клиента работает, какие свойства интерфейса дают лучший клиентский опыт, – комментируют представители Markswebb. – Система оценки — это единая система координат, которая делает возможным объективное сравнение разных мобильных банков. Она не подвержена субъективным взглядам, потому что все критерии оценки бинарны. С точки зрения форм-фактора это чек-лист, который мы используем для кабинетного обследования. Исследователи моделируют клиентские сценарии и экспертно оценивают, выполняется критерий или нет.
Мы не привлекаем клиентов для оценки по чек-листу, т.к. это субъективное мнение, а не профессиональное. Мнение пользователей мы узнаём с помощью модерируемых UX-тестов с целевой аудиторией».
В системе оценки Mobile Banking Rank Казахстан, как оказалось, около 800 критериев. Верхнеуровнево она состоит из 17 групп пользовательских задач. Цифры на графике ниже показывают вес каждой группы в итоговой оценке приложения.
В агентстве Markswebb поясняют, что «например, в блок «История операций» входят все задачи, когда у клиента возникает потребность обратиться к истории. В итоговой оценке 9 баллов из 100 относятся к этому блоку.
Внутри этого блока мы выделяем несколько компонентов, которые отдельно оцениваем независимо друг от друга. Например, 22% внутри блока «История операций» — это оценка полноты данных, ещё 22% — удобство поиска и так далее».
Также составители рейтинга уточнили, как был получен доступ к разным мобильным банкам: «Мы рекрутировали резидентов страны, которые для нас открывали счета и выпускали карточки, передавали доступы. Мы в приложениях реализовывали все пользовательские сценарии и заполняли чек-лист по системе оценки».