Как выпустить токен и привлечь инвестиции в стартап

Digital Business | Как выпустить токен и привлечь инвестиции в стартап О редакции Digital Business | Как выпустить токен и привлечь инвестиции в стартап Единый QR в Казахстане: разговор о подводных камнях
Дата публикации: 04.08.2022, 09:18
Рашид Юсупов

Рашид Юсупов

Блокчейн-предприниматель Рашид Юсупов, который уже 7 лет в криптоиндустрии, рассказывает, как стартапам привлекать инвестиции через криптоинструменты. Какие суммы могут быть доступны проектам на разных стадиях.

— Есть три основных пути привлечения капитала: equity sales, token sales и NFT sales. Сразу отмечу, что NFT относится к специфическим проектам, в основном игровым и коллекционным. Поэтому сконцентрируемся на двух: продаже акций и токенов.

Equity sales используется в крипте, но редко. Разделяется на разные раунды:

Pre-seed — привлекается тогда, когда родилась концепция, есть идея, но нет денег на создание продукта и даже прототипа. Здесь советую предлагать не более 5% акций. Реально привлечь от ранних инвесторов (early birds) и ангелов до $100 тысяч. Правда, если у вас какой-то высокотехнологичный проект или, к примеру, новый вид блокчейна, то этого может не хватить. А вот на прототип игры — хватит наверняка.

Seed — привлекается с уже существующим прототипом (MVP), который можно показать инвесторам. На этой стадии ими могут выступить еще и венчурные компании. Предлагается не более 10% и реально собрать до $500 тысяч. Эти деньги нужны, чтобы подготовить продукт для перехода на следующий раунд.

Private sale — привлекается с готовым продуктом (alpha), сформированной командой, имеющимся комьюнити, неким PR (чтобы вы были уже на слуху) и в красивой упаковке. Тут, кроме венчуров, подключаются крупные фонды, на которых можно смело выходить и предлагать до 20% акций и поднять от $1 млн до $10 миллионов в зависимости от проекта.

Series A, B — финальная стадия, на которой есть рабочий полноценный продукт с монетизацией, который нужно выводить на другие рынки, расширять аудиторию, привлекать клиентов. Тут уже идут стратегические инвесторы, которые, как правило, хотят взять как можно большую долю или выкупить компанию. На этой стадии можно привлекать от $10 миллионов и выше, вплоть до сотен миллионов.

Однако основной в крипте — token sale. Это когда вы, практически не имея компании, можете выпустить эмиссию токенов и продать на рынке как профессиональным инвесторам, так и сообществу.

Тут три стадии: seed, private и public sale. Данный тип привлечений инвестиций отличается от equity тем, что здесь большую роль играет комьюнити. Все инвесторы, которые придут, будут смотреть, как вы развиваете продукт: можете ли построить правильно маркетинг-стратегию, привлечь не только фолловеров в свои соцсети, но и реальных пользователей продукта. Суммы привлекаются аналогичные, как и в equity, только public sale — это публичное предложение монеты, больше маркетинговый ход.

Есть несколько видов public sale:

ICO — аналог IPO. Впервые на него вышел Mastercoin, которому удалось собрать $5 миллионов. Этот инструмент активно использовался в период с 2013 по 2017 год, но сейчас он не особо актуален.

IEO — продажа на централизованной бирже. Проект выпускает эмиссию токенов и продает их, условно, за месяц. Однако такой инструмент стал не очень интересен, так как не всегда эффективен.

IDO — предложение токенов на децентрализованной бирже (DEX). Существует множество разных лаунчпадов для проведения IDO, и сейчас этот инструмент, пожалуй, единственный рабочий для публичных продаж.

Что нужно для таких инвестиций?

Рашид Юсупов

Команда. Должна быть крепкая команда с СЕО, СОО (операционным директором), СТО, project и product-менеджерами, разработчиками, среди которых должен обязательно быть блокчейн-разработчик, маркетинг-отделом (нужны СМО, SMM-специалисты, контент-райтеры, дизайнеры).

MVP — прототип продукта с дорожной картой, где указано по месяцам, кварталам или фазам, когда и что будет выпущено.

Комьюнити. Самый простой способ привлечения — Airdrop/Giveaway, когда можно бесплатно раздать определенную эмиссию токенов и привлечь людей. Правда, такой инструмент может привлечь много фейковых покупателей и халявщиков. Поэтому, если говорить об органическом притоке, то лучше использовать инфлюенсеров, коллаборации с другими проектами, амбассадорскую и реферальные программы. Также можно использовать партизанский маркетинг, шиллинг.

Хотите рассказать свою историю создания  технологичного бизнеса? Или поделиться мыслями о проблемах на рынке ИТ Казахстана? Пишите на редакционную почту editor@digitalbusiness.kz!

А еще ждем ваши комментарии в нашей группе в Telegram! Здесь можно задать свои вопросы герою статьи, поделиться опытом, начать дискуссию. Строим цифровое комьюнити вместе🚀