«После пересечения границы увидел не магазин, а точку майнинга». История экспата, переехавшего в Казахстан

О редакции Топ-10 казахстанских стартапов по версии Digital Business
Дата публикации: 29.08.2022, 09:45
Ник Макфлай

Ник Макфлай

Ник Макфлай – москвич. Вот уже более 10 лет он так или иначе связан с криптомиром. Сейчас парень активно погружен в NFT-индустрию и вместе с единомышленниками занимается проектом Rare Nik – сериал про мультивселенную с NFT-коллекцией. Команда работала и жила в Москве, но после февраля 2022 решила переехать из России в Казахстан. С апреля ребята – в Алматы.

Digital Business попросил Ника рассказать, почему он выбрал для релокации Казахстан, какое впечатление у него сложилось об Алматы, и насколько, по его мнению, здесь комфортные условия для экспатов из России.

«Алматы для меня – город №1 в мире… после Москвы»

Решение об отъезде из России мы с командой приняли в начале марта. В стране заблокировали Instagram и Facebook, а так как наш проект работает на американский рынок, нам было важно поддерживать общение с аудиторией во всех социальных сетях, а постоянно это делать через VPN, мягко скажем, немного проблематично. Поэтому поняли, что нужно переезжать. Сразу рассматривали три страны: Грузию, Турцию и Казахстан, так как туда россиянам не нужны визы, плюс довольно либеральное законодательство в плане продолжительного пребывания.

Ник Макфлай

По итогу сделали выбор в пользу Казахстана. Этому способствовало несколько причин.

Во-первых, здесь распространен русский язык, что не только упрощает коммуникацию, но и создает приятную атмосферу вокруг: в Грузии и Турции с этим сложнее. Во-вторых, в Казахстане живет много наших друзей, которые были готовы помочь с адаптацией и другими важными для экспата вещами, вроде поиска жилья. Именно по этой причине переехали именно в Алматы, а не в Нур-Султан, который ближе к России. В-третьих, это дружественная страна с доброжелательными людьми и шикарной природой.

В Алматы мы оказались только в апреле, так как месяц ждали в Самаре, куда перебрались из Москвы сразу после начала конфликта в Украине, пока откроется сухопутная граница между Россией и Казахстаном. Самолетом лететь не планировали, так как существовали всякие ковидные риски, которым не хотели себя подвергать.

Ник Макфлай

Кроме того, что пришлось ждать открытия сухопутных границ, никаких проблем у нас не было. Дело в том, что наша история совсем не похожа на классическую релокацию бизнеса, даже в ИТ-сфере. В России мы не регистрировали юридическое лицо, команда у нас небольшая (всего 3 человека, включая меня), и в Москве у нас даже офиса не было. В буквальном смысле собрали вещи и поехали. По приезду только сделали разрешение на временное пребывание, чтобы можно было находиться больше 90 дней: именно столько россияне могут пребывать в Казахстане без дополнительных документов… Хотя сейчас думаю о создании юридического лица. Можно сказать, находимся в начале его создания.

Что касается непосредственно страны, то Казахстан меня начал приятно удивлять сразу после пересечения границы. Обычно ведь в приграничной зоне что находится? Кафе, обмен валют, магазинчики. А здесь мы увидели точку майнинга. Я, конечно, знал, что Казахстан – один из мировых лидеров майнинга, но увиденное меня сильно порадовало. Я понял, что мне здесь точно будет с кем пообщаться о криптовалютах, блокчейне и прочих штуках.

Ник Макфлай

Вообще хочу сказать, что в Казахстане довольно высокий уровень цифровизации. К примеру, приложение Kaspi Bank – очень удобная вещь, с помощью которой можно рассчитаться за что угодно и где угодно. В России такого нет, хоть есть много других классных штук. Также наслышан о системе eGov.kz – многие отмечают, что очень упрощает жизнь, хотя сам еще не пользовался.

В бытовом плане Казахстан устраивает. Как по мне, Алматы – идеальное место: город №1 в мире для меня после Москвы, конечно. Мне нравится, что тут размеренный темп такой, благодаря чему чувствуешь себя спокойно. Еще жить тут гораздо дешевле, чем в Москве: цены на общепит в несколько раз ниже, недвижимость также выгоднее.

Ник Макфлай

Единственный недостаток, который смог увидеть за несколько месяцев – это поведение водителей на дорогах, которые не уважают пешеходов. Иногда, когда идешь по пешеходному переходу, складывается ощущение, что тебя поддавливают: мол, давай, иди быстрее. Это немного раздражает, но, пожалуй, других минусов нет. При этом местные говорят, что летом в Алматы много приезжих из регионов и на дорогах в основном таким образом ведут себя они. Посмотрим, что дальше будет.

«Стараюсь развивать местную NFT-тусовку»

Что касается NFT, то в Казахстане он на зарождающемся уровне. Хотя так можно сказать про весь мир. По последним данным, только 3-4% населения Земли имели хоть какие-то отношения с криптовалютами, а если мы говорим про NFT, то это и вовсе 1% от этих 3-4%. Казахстан в этом смысле не исключение: сейчас тут, наверное, счет людей, которые профессионально и глубоко погружены в NFT-индустрию идет на десятки. В России, возможно, это более развито, но только за счет того, что там больше населения, поэтому и людей, погруженных в NFT, и связанных с ним проектов больше. С одной стороны, это плюс России: там немного проще продвигать идею с ценностью NFT. С другой – в этом минус, так как  конкуренция выше, а сделав проект в Алматы, шансов больше, что его быстрее заметят.

Ник Макфлай

Тем не менее, стараюсь развивать местную NFT-тусовку. В мае решил проводить в Алматы NFT-завтраки – это такие неформальные встречи, где собираются эксперты, создатели коллекций, художники, люди, желающие как-то заработать на NFT, и просто новички, которые ничего не знают об индустрии, но хотят вникнуть. О подобном формате узнал, когда был в Самаре. В телеграмм-канале «NFT на доступном» увидел анонс NFT-завтрака в Самаре и решил сходить. Мне понравилось, что есть площадки, где люди из сферы могут встретиться и обсудить важные вопросы. Когда приехал в Алматы, стал искать нечто похожее здесь, но не нашел, поэтому решил все организовать сам. Уже провели более 15 встреч двухчасовых. Обычно нас собирается от 6 до 20 человек: половина – наши постоянные гости, а вторая часть – новички.

Ник Макфлай

Новым людям я объясняю, что такое NFT, в чем их смысл и ценность, а также о текущем состоянии рынка. Тем, кто уже делает проекты, стараюсь чем-то помочь: рассказываю, как лучше упаковать, на что сделать упор в маркетинге и так далее. А вот люди с опытом сами делятся своими знаниями и со мной, и со всеми собравшимися. В общем, создаем сообщество, чтобы люди видели, что они не одни и им есть с кем поделиться идеей или спросить совета.

К примеру, один из гостей завтрака после второй встречи подошел ко мне и говорит: «Я долго не мог уснуть, все думал, как бы мне тоже что-то придумать крутое с NFT». В итоге он сейчас делает классный проект про Казахстан и для Казахстана. Это просто здорово. В нашей среде принято, что те, кто уже запустил свою коллекцию, организовывают какие-то коллаборации с теми, кто делает проекты, чтобы поделиться своей аудиторией. Так что NFT-завтраки – важный импульс для развития сферы.

Если говорить о моем проекте, то мы делаем NFT-сериал про мультивселенную, где крипта – это и способ финансирования, и новая технология для взаимодействия людей с медиапродуктом. С помощью токенов человек может получать различные преимущества: участвовать в сериале, влиять на его сюжет и так далее.

Ник Макфлай

Сейчас все делаем с помощью подручных средств: снимаем на iPhone, практически без света, а в качестве актера – только я. В общем, кустарное производство. Однако могли бы делать все гораздо круче: у меня есть друг, который занимается профессиональной видеосъемкой и имеет камеры уровня практически Голливуда. Но у нас идея в том, что начинаем с очень плохого качества, чтобы показать – можно начать и так, нет необходимости в дорогом продакшне.

Рассчитан сериал на международный рынок, в первую очередь на США, так как сейчас там центр NFT-индустрии и культуры. Поэтому делаем его на английском языке, чтобы создать там комьюнити. А после того, как заметят в США, заинтересуется и весь остальной мир. По этой причине для нас не имеет особого значения, где мы находимся территориально: сериал можно делать как в России, так и в Казахстане. Главное, доступ к интернету чтобы был.

Ник Макфлай

Однако Казахстан нравится нам в плане локаций для съемок: тут есть горы, степи, пустыни. Пока что планируем связывать сериал с Казахстаном только таким образом. Плюс рассматриваем в будущем сотрудничество с местным маркетплейсом: общались с ребятами уже.

Вообще, в планах отснять весь первый сезон в Казахстане. Потом, скорее всего, поедем в другую страну, чтобы сменить локацию. Тем более, есть предложения. Да и в нынешнее время, если говорить о каком-то заземлении, то лучше иметь для этого три точки, потому что с двумя что-то может произойти, а одна точно останется. Но в целом, в Казахстане мне очень нравится – классная страна.

Хотите рассказать свою историю создания технологичного бизнеса? Или поделиться мыслями о проблемах на рынке ИТ Казахстана? Пишите на редакционную почту editor@digitalbusiness.kz!

А еще ждем ваши комментарии в нашей группе в Telegram! Здесь можно задать свои вопросы герою статьи, поделиться опытом, начать дискуссию. Строим цифровое комьюнити вместе🚀