Две головы кошкара в один казан не поместятся: Арман Тосканбаев советует, как выстраивать отношения с партнерами по бизнесу
Cерийный предприниматель и инвестор Арман Тосканбаев за 13 лет собственных проектов имел опыт взаимодействия с более 50 партнерами по бизнесу. Из них действующих партнеров — 15 человек, многие из которых ведут совместный бизнес с Арманом по 6-8 лет. В своей колонке для DigitalBusiness.kz Арман Тосканбаев поделился личным опытом, как выбирать партнеров, как составлять партнерское соглашение, как сохранять хорошие отношения между партнерами в конфликтных ситуациях, и как расходится, если дальше вместе не по пути.
— Большинство моих партнеров — это участники моей команды, которых я набирал как сотрудников, а потом они выросли до партнеров. Я не жаден на деньги, очень легко отдаю доли, если считаю, что человек усиливает команду. В большинстве проектов у меня менее доля менее 30%, хотя я и основатель этих компаний.
Партнеров я выбираю по следующим критериям:
- Человек должен пройти со мной путь в бизнесе, чтобы я увидел его способности, характер, навыки и т.д.
- Человек должен совпадать со мной по ценностям — быть порядочным, открытым, эффективным, любить людей.
Если вы видите в самом начале партнерства, что человек не порядочный, то ничем хорошим это не кончится.
Еще я не работаю с людьми, которым нужны исключительно деньги. Я считаю, что на первом месте должно быть другое: если человек ценит людей – клиентов и сотрудников, то деньги приходят сами, как побочный продукт человеческой благодарности. То есть если в бизнесе вы любите людей и делаете все для них, то у вас, скорее всего, все будет хорошо. К слову, в наших компаниях очень маленькая текучка кадров — мы платим выше рынка и заботимся о своих людях.
Дополнять, а не дублировать
У казахов есть поговорка: две головы кошкара в один казан не поместятся. Так и в бизнесе — партнеры, я считаю, не должны дублировать функции друг друга.
Думая про будущее партнерство, полезно спросить себя: «Буду ли я счастлив, делая бизнес с этим человеком?». Звучит странно, но тем не менее: где нет счастья, там не будет ни спокойствия, ни, как показывает мой опыт, денег.
А еще я точно не советую вступать в партнерские отношения в бизнесе из жалости или родственных связей. Бывает, что в партнеры напрашиваются друзья и близкие. Но если они не нужны вам в бизнесе, никак не могут реально помочь, если вы не считаете их равными себе по компетенциям – не берите.
Как проверить будущего партнера на берегу
Самый простой и универсальный метод — это навести справки у бывших партнеров, коллег и сотрудников. Многие игнорируют это, считая зазорным копаться в прошлом человека. Но зачастую люди меняются только на длинной дистанции или вообще никогда. Модели поведения человека формируются, как правило, до того, как он придет к вам в партнерство, и то, каким он или она были партнерами в прошлом, такими, скорее всего, будут и с вами. Даже если это проявится не сразу.
Второй метод: брать партнера на испытательный срок – год – через опцион. За это время он проявит, покажет себя. Обманывать группу людей можно на короткой дистанции, но со временем все тайное все равно становится явным. После того, как вы проработаете с человеком испытательный период длинною в год, вы увидите его с разных сторон. И дальше уже примите решение, брать его к себе на корабль или нет.
Как оформлять партнерство и решать конфликты
В партнерстве очень важно управлять ожиданиями партнеров. Самая частая ошибка, когда люди вступают в партнерство, но не обговаривают и не прописывают все условия на старте. И потом получается как в басне Крылова.
По моему собственному опыту, очень помогает партнерское соглашение, где вы вместе прописываете ответы на ключевые вопросы: как вы будете принимать решения, как распределяется доход между участниками компании, что будете делать, если в бизнесе наступит кризис, как быть с родственниками, которые просятся на работу и т.д. В конце этого текста даю шаблон-опросник для будущего соглашения — используйте на здоровье.
Но так или иначе конфликты с партнерами все равно случаются — в бизнесе без конфликтов не бывает прорыва и движения. Люди таким образом отказываются от старого, того, что не работает, находят новые идеи, решения, модели. И хорошо, если все стороны воспринимают конфликты именно так.
Мы с командой выработали стандарт решения конфликтов, в котором прописано:
- Конфликт — это хорошо, это точка для роста.
- Конфликт должен протекать без перехода на личности.
- В конфликтах нельзя обижаться.
- Нужно искать зерно, причины конфликта, а не тратить все силы на борьбу с последствиями.
- Говорить не за других, а только от своего имени — как это задело меня.
- Нужно написать алгоритм: что мы должны сделать, чтобы в будущем не повторялась данная ситуация.
Но если все-таки партнеры, ведя совместный бизнес, не смогли преодолеть противоречия и решили разойтись, то нужно помнить: рынок небольшой, все друг друга знают, а, значит, о том, как вы разошлись и что вы говорите друг о друге, скоро будут в курсе все вокруг. Нужно, расставаясь с партнером, держать в уме и следующее: а вдруг в будущем вы еще раз пересечетесь по вопросам бизнеса.
Даже если бывший партнер будет нелестно отзываться о вас, не отвечайте тем же. Люди не глупые, они разберутся, где правда, а где ложь, и больше будут ценить того, кто ведет себя достойно.
В завершении – обещанный шаблон, который я использую сам, и который, верю, поможет вам все обсудить на берегу с будущим партнером и прописать ваши договоренности.
Шаблон-опросник для партнерского соглашения
Общие вопросы
- Как партнеры будут использовать прибыль.
- Действия в случае серьезного финансового кризиса.
- При каких обстоятельствах партнеры будут готовы взять еще одного совладельца.
- Как будет производиться оценка работы каждого партнера. Что партнеры будут делать в случае, если оценка будет неудовлетворительной.
- Что партнеры будут делать, если один из них утратит интерес к работе, но все еще сохранит право на получение зарплаты и дивидендов.
- Брать ли на работу родственников.
- Единая цель, миссия и стратегический план бизнеса.
Культура управления
- Делегирование полномочий.
- Заинтересованность в обучении сотрудников.
- Как партнеры смогут определить, что компания переросла собственный управленческий потенциал.
- Какую роль в принятии решений отводят партнеры своим сотрудникам.
Распределение финансов
- Нужна ли подушка безопасности на 6 месяцев (постоянные расходы).
- Принцип компании: все первоклассное, либо экономить на всем, на чем можно.
- Пороговая величина доходов, при превышении которой выплачиваются поощрительные премии.
- Какую часть капитала будут составлять оборотные средства.
- Готовы ли партнеры обеспечить долги компании личным имуществом.
- Что если возникнет вопрос в привлечении дополнительных средств, а один из партнеров не сможет внести свою часть пропорционально доли.
- Как будем вкладывать в расширение бизнеса, когда добьемся успеха.
- Готовы ли мы продать долю в компании инвесторам.
Вопросы собственности и ответственности
- Насколько грубым должно быть нарушение партнером своих обязанностей, чтобы это послужило веским основанием для его выхода из состава участников или уменьшения доли.
- Какие доказательства неэтичного поведения являются поводом для изменений в составе владельцев.
- Партнер, виновный в уголовном преступлении, автоматически исключается из состава партнеров и ничего не получает за свою долю.
- Как оценивается стоимость компании. Критерии оценки.
- Возможность выкупить долю/акции компании у партнера.
- Что если партнер сам захочет выйти из бизнеса.
- Появление нового партнера. Минимальные требования.
- Соглашение о запрете на конкуренцию. Обсудить ограничения.
Полномочия, роли и статус
- Введение должности операционного директора.
- Будут ли партнеры отчитываться перед другими. Если нет, как будет планироваться координация усилий.
- Роли (владелец, руководитель).
- Принятие решения, если кто-то из партнеров затягивает с ответом.
- Ответственность (служебные обязанности).
- Обмен конструктивной критикой (если имеется). Регулярность обсуждения.
Корпоративное управление
- Совет директоров.
Личностные ценности партнеров
- Каковы главные ценности настоящих и будущих партнеров.
- Какие ценности в вашем партнере могут представлять риск для вашего партнерства и почему.
Ожидания партнеров
- Какой вклад в партнерство вносит каждый партнер.
- Ожидание от компании (что хочет каждый партнер).
- Ожидания от нас самих как владельцев.
Разрешение споров
- Собрание.
- Разговор по душам.
- Услуги фасилитатора.
- Третейский суд.
Тоже хотите стать колумнистом на DigitalBusiness.kz? Пишите на editor@digitalbusiness.kz, обсудим!