Почему всем предпринимателям нужно хоть чуть-чуть разбираться в ИТ. Опыт Салтанат Мадали
Казахстанская предпринимательница Салтанат Мадали в новом эпизоде подкаста «Бизнес Номады» поделилась опытом создания своих двух стартапов.
Как перейти от традиционного бизнеса к ИТ
Салтанат в бизнесе уже шесть лет — является основателем студии Fabricaloft.kz, которая занимается разработкой дизайнов интерьера, а также владеет мини-производством авторской мебели.
Это, по словам предпринимательницы, традиционный малый бизнес. О том, чтобы запустить технологический стартап, Салтанат Мадали задумалась еще до пандемии, когда жила в Египте и управляла бизнесом дистанционно:
Тогда Салтанат Мадали решила попробовать себя в другой индустрии: создать образовательную платформу — маркетплейс с разными курсами. В процессе ей пришлось погрузиться в мир ИТ, пообщаться более чем с 40 ИТ-компаниями со всего СНГ, узнать, что такое техническое задание, UX/UI-дизайн, верстка, разработка и т.д. Но проект оказался провальным — заработать на нем ничего не удалось.
Второй «блин» стал приносить деньги сразу
Новый стартап Interium.online — это сервис, на котором пользователь без технических знаний и навыков может прямо на сайте (без загрузки софта на свой компьютер) с помощью мышки нарисовать планировочное решение своей квартиры, расставить мебель, розетки и выключатели, нарисовать полы и потолки, а потом все это выгрузить и показать строителям-отделочникам. И все это — бесплатно. И именно бесплатность для пользователей, как считает Салтанат, позволила проекту стать успешным:
При этом Салтанат Мадали, подчеркивает, что ей очень помог опыт, полученный во время реализации первого проекта. И поэтому она не жалеет времени и денег, потраченных на образовательный стартап:
Почему MVP очень важен
Салтанат Мадали уверена, что сегодня любой предприниматель, который хочет быстро расти, должен быть хотя бы немножко «айтишником».
Также опыт в двух ИТ-проектах дал Салтанат понимание важности MVP:
И это работает не только для стартапов: например, вы хотите открыть в городе безглютеновую кондитерскую. Не нужно сразу делать цех, покупать оборудование и приглашать поваров. Достаточно сделать страницу в Instagram c фотографиями безглютеновой выпечки, сделанными на смартфон. Запустить таргетинг, получить заявки и посмотреть, какой есть спрос на продукт».
Но Салтанат Мадали делает оговорку: есть индивидуальные случаи. Например, запуская Interium.online, нельзя было сделать совсем простой MVP — сервис пришлось все-таки основательно проработать, иначе бы он в каком-то «сыром» виде не нашел отклика у пользователей.