Хорошо поспал и принял лекарство — получи токен: казахстанский стартап MedData замахнулся на цифровизацию медицины

О редакции Топ-10 казахстанских стартапов по версии Digital Business
Дата публикации: 10.08.2022, 10:03
Основатель MedData Шейхислам Сахи

Шейхислам Сахи

Во время работы в Казахстане, Италии и других европейских странах нейрохирург Шейхислам Сахи обнаружил, что в силу большой нагрузки врачам тяжело отслеживать динамику выздоровления своих пациентов после того, как те покинули стены медицинского учреждения. Чтобы это исправить, он создал приложение MedData. DigitalBusiness.kz пообщался с Шейхисламом и узнал, как нейрохирург решился на стартап, почему не побоялся вложить несколько десятков тысяч долларов семейных сбережений и чем его продукт может улучшить современное здравоохранение.

«Не имел понятие, что такое MVP, CustDev и другие штуки из мира стартапов»

— Почему решили поменять карьеру врача на стартап?

— Изначально видел себя исключительно в медицине: с 2015 года занимался клинической практикой, поучаствовал, наверное, в 1 тысяче операций в качестве ассистента у своих профессоров. Пока работал в больницах разных стран (Казахстан, Германия, Италия, Франция), увидел, что есть проблемы в цифровом менеджменте и дистанционном наблюдении за пациентами. По сути, после того, как человек получил консультационный лист на приеме, он пропадает из поля зрения врача, так как у них физически не хватает времени уделить много внимания всем пациентам. Сначала думал, что такая ситуация только в Казахстане, однако в 2017 году оказался в Италии, поездил по другим европейским странам и понял, что проблема есть и там.

Основатель MedData Шейхислам Сахи

— И так появилась идея с MedData?

— Верно. Подумал, что через продукт и команду смог бы помочь гораздо большему количеству людей, чем работая в медицине. Со своей концепцией обратился к профессору, за которым был закреплен как студент в Италии, и он помог собрать команду медэкспертов. Вместе с ними занялись исследованиями, которые продолжались почти год, чтобы разработать первые индексы и алгоритмы системы — грубо говоря, аналитический мозг.

Условно, у врача сто пациентов, система проводит анализ и делает выгрузку, в которой говорится, что, допустим, 15 человек нуждаются в более пристальном внимании и, возможно, корректировке лечения. Подобный вывод делается на основе ответов пациента, медицинского мониторинга, статистики приемов лекарств и так далее. Однако как поступать с этими данными – что-то менять в лечении или оставлять все, как есть – специалист решает сам. По сути, MedData – просто помощник.

— У вас было какое-либо представление о том, что такое стартап, как это работает?

— У меня был легкий предпринимательский опыт, но, честно говоря, не имел понятия, что такое MVP, CustDev и другие штуки из мира стартапов. Узнавал все на ходу. И, наверное, помогла привычка, которая выработалась еще в университетские времена: постоянно учиться. К примеру, искал стартаперов, у которых получилось запустить свой продукт в Казахстане или за границей, связывался с ними, и они делились опытом. Так пополнял базу знаний.

— Много шишек набили за это время?

— Главная ошибка, которую допускают многие стартаперы: основатель думает, что его продукт идеален и нужен рынку. А потом запускает его и сталкивается с тем, что это никому не нужно.

Мы через эти иллюзии прошли. Когда внедряли первую версию MVP, выявили не совсем правильно подобранный функционал. Тот продукт, что имеем сейчас на руках, уже надиктован спросом и CustDev, наработанным в общении с врачами, пациентами и управляющими клиник.

Основатель MedData Шейхислам Сахи

— На первых порах вы вложили в MedData около $350 тысяч. В эту сумму, помимо грантов и денег от бизнес-ангелов, вошли еще и ваши семейные сбережения. Страшно было идти на такой риск?

— Когда загорелся мыслью делать стартап, сразу в голове увидел у себя картину, где иду по дороге и вижу в конце оазис. Поэтому отогнал от себя все страхи, чтобы не останавливаться ни перед чем и идти в нужную сторону.

Помимо мотивационной составляющей был еще и сухой расчет. В стартапе есть четыре риска: market — определить правильно проблему, product — построить качественный продукт, team — набрать квалифицированную команду, и cash — найти деньги.

С проблемой, благодаря интервью с потенциальными клиентами, мы разобрались. Над продуктом заморочились, чтобы он максимально корректно работал. С командой первое время были проблемы: сначала работали с программистами из Казахстана, России, Беларуси и Украины на аутсорсе, но что-то у нас не получалось сотрудничество: не было «химии», какого-то коннекта, все шло медленно. В итоге в 2021 году объявил конкурс и нашел команду из Индии, с которой сначала поработали на аутсорсе, а потом взяли их в штат.

И когда три риска закрыты, почему не закрыть и четвертый. Особенно когда есть чем. Вот так я и рассуждал перед тем, как вкладывать свои деньги.

«Средняя клиника в США и некоторых странах Европы и Азии ежегодно теряет от 8 до 20% прибыли»

Давайте поговорим подробнее, какие «боли» решает ваш продукт.

— Изначально я, как врач, думал о проблемах коллег и пациентов. Но когда сделали первую версию MVP в конце 2020 года и стали внедрять, общаться с руководством клиник, то поняли, что проблемы есть и в менеджменте. У управляющего нет нормальных инструментов для объективной оценки развития клиники. Все строилось на ощущениях и цифрах, которые к моменту попадания на стол руководителя могли устареть. То есть он видит доход, поток клиентов, но не знает, как врачи справляются с нагрузками, понравилось ли пациентам обслуживание. И управляющему сложно оценить КПД сотрудника, отделения или филиала, если говорим о холдингах. Это все нужно знать, чтобы правильно развивать клинику, предсказать проблемы, которые могут появится в будущем, и что-то предпринять, чтобы их не допустить.

Основатель MedData Шейхислам Сахи

А позже, когда уже стали внедрять в продукт бизнес-процессы, то поняли, что в клиниках не должно быть налички в принципе, да и вообще денежный оборот не должен проходить через кассу, так как довольно много воруется.

Мы подсчитали, что средняя клиника в некоторых странах Европы, Азии и США ежегодно теряет от 8% до 20% прибыли. Поэтому сейчас учим рынок тому, чтобы пациенты оплачивали услуги онлайн, как поездку в Uber или доставку в Walt. В таком случае проблема серой кассы решается довольно легко, так как оплата проводится через приложение и транзакция видна.

— Для пациентов вы чем полезны?

— У нас в принципе все крутится вокруг пациента. Если говорить о глобальной цели, то я, как основатель, вижу ее в том, чтобы система сопровождала человека с самого рождения по любым вопросам.

К примеру, вакцинация: там будет вся информация о том, когда и какая прививка нужна, где ее можно сделать и сразу возможность записаться онлайн. Затем можно проследить, как вакцина отразилась на организме. И вся история будет сохраняться в базе данных.

Подобная функция серьезно облегчит переход пациента из одного учреждения здравоохранения в другое: передавать бумажные карты или перемещать информацию из одной системы в другую (что иногда невозможно) не придется. Мы выступаем за транспарентную информационную среду, чтобы она кочевала из клиники в клинику следом за пациентом.

Основатель MedData Шейхислам Сахи

— Каким образом будут защищены личные данные человека?

— Мы анализируем групповые данные. Например, вот группа пациентов с каким-то кардиологическим диагнозом — и нейросети обрабатывают исключительно информацию для медицинского анализа. Все пациенты для системы обезличены: она их воспринимает как единицу, у которой есть входные источники информации (температура тела, диагноз и так далее). Собирая эти данные с большой аудитории, мы можем сделать глобальную аналитику для определенного региона: Алматинской области, Алматы, всего Казахстана. И тогда статистический анализ Минздрава будет основываться не на цифрах с бумаги, которые отстают от реалий и могут быть даже сфальсифицированы, потому что непонятно как собираются на местах, а на реальных фактах. Все будет прозрачно. Поэтому хотим идти в сторону серьезной аналитики лечения и мониторинга здоровья населения.

— Нет проблем с сопротивлением со стороны работников здравоохранения?

— Так как мы не про диагностику заболеваний и их лечение, а больше про менеджмент, то нам проще, чем другим медицинским стартапам. При этом стоит сделать важное уточнение — мы не лечим, финальное решение принимает врач. Мы вытаскиваем цифру динамики лечения и можем дать рекомендацию. При этом исходим не из региональных протоколов, а международных стандартов. Систему не нужно подстраивать под протоколы лечения какой-то определенной страны. Мы даем чистый лист, и клиника сама выстраивает процессы внутри системы. Поэтому нам легче масштабироваться.

Почему наши конкуренты — американские, европейские и другие — до сих пор в тех же локациях, что и пять лет назад? Они сделали систему под один рынок, и чтобы идти дальше, нужно все перестраивать, поэтому на подключение одной новой больницы могут понадобиться месяцы.

«Мы хотим запустить историю с геймификацией здоровья, чтобы можно было следить за ним и получать награду в токенах»

— На каком сейчас этапе MedData?

— Можно сказать, уже практически готовы к полноценному запуску. У нас сейчас третья версия MVP и в фокус-группе тестируется 42 клиники в Казахстане. Мы постоянно мониторим фидбек от управляющих, врачей и пациентов, чтобы полностью отработать все недостатки перед тем, как продукт окажется в публичном доступе.

Основатель MedData Шейхислам Сахи

Из положительного: видим, что клиники смогли провести небольшую оптимизацию, так как теперь работу call-центров берет на себя приложение, которое напоминает о том, когда нужно прийти на прием, как записаться на дополнительные исследования или анализы. Благодаря этому можно увеличивать продажи и проще возвращать пациентов.

— Работать пока будете только в Казахстане или планируете сразу выход и в другие страны?

— Стартуем в Казахстане, чтобы показать продукт зарубежным партнерам. А в октябре собираемся выходить в другие страны. У нас уже есть контракты с холдингами, объединяющими десятки и сотни клиник из Италии, США и ОАЭ. В общей сложности имеем базу более 600 клиник. При этом, еще раз подчеркну, как-то локализовывать продукт не нужно.

— Делаете ставку на частные или государственное клиники?

— Все зависит от рынка. В Казахстане есть почва для работы только с частниками, потому что они более или менее готовы технически: есть интернет (правда, не во всех), нужное оборудование (ноутбуки, планшеты). Что касается государственных, то нам нужно интегрироваться с разными медицинскими порталами, где находятся базы данных, так как между ними ничего не передается. Такая же история и со страховыми. Пока есть эти препятствия, мы не сможем работать с государственными учреждениями. Но, стоит сказать, что в Казахстане больше частных клиник: из 3,4 тысяч медучреждений только 1,2-1,3 тысячи — государственные.

Основатель MedData Шейхислам Сахи

В Италии, США и ОАЭ немного иначе. В Эмиратах 84% клиник — государственные. Но нам с ними проще работать, так как различные порталы и страховые уже интегрированы в их системы, поэтому остается только наладить все на местах. К слову, нас уже включили в госпрограмму.

В Италии мы заключили договор с холдингом, который обслуживает и государственные, и частные клиники.

В США есть клиники, включенные в страховую программу, и работающие отдельно — мы будем партнериться и с теми, и с другими. Но оба сектора — частные.

— Как будете зарабатывать?

Математика бизнеса

Есть две бизнес-модели. Первая — подписка за использование продукта. В данный момент прощупываем, сколько она может стоить. Пока что такая идея: в первый месяц предоставляем клиникам на эксклюзивных условиях сервис по минимальной оплате (для Казахстана, к примеру, это будет в пределах 30 тысяч тенге), а затем, исходя из данных системы, оцениваем нагрузку клиники по количеству пациентов, врачей и используемых модулей, и от этого высчитываем уже индивидуальную цену, чтобы и мы могли зарабатывать, и клиникам было выгодно с нами работать.

Также стоимость подписки будет варьироваться в зависимости от рынка. Потому что если в Казахстане УЗИ стоит от 5 тыс. до 15 тыс. тенге, то в США – от $100 до $1000.

Вторая модель – будем брать определенную комиссию с каждой обработанной транзакции. Запартнерились с эквайрингом, благодаря которому клиникам будет даже выгоднее работать с нами, чем с банками на местном рынке.

— Насколько нам известно, вы еще попутно развиваете криптонаправление. Как оно будет связано с MedData и позволит ли привлекать дополнительную монетизацию продукта?

— Мы хотим запустить историю с геймификацией здоровья, чтобы за ним можно было следить и получать награду в токенах. При этом, мы не собираемся заставлять покупать людей какие-то часы или подушки. Будем предоставлять только софт в виде приложения, к которому можно подключить свои смарт-часы и, допустим, трекать сон: хорошо спал — получаешь вознаграждение. Или, к примеру, прошел 8 тысяч шагов в день — вот еще токен.

Шейхислам Сахи

Но, сразу хочу отметить, что заработать десятки тысяч долларов у человека не получится. По ходьбе будем платить только за тот объем, который идет на пользу здоровью, чтобы сразу отсечь возможность финансовой пирамиды. Мы скорее говорим о правильной мотивации людей. Если это человек с хроническими заболеваниями, лечение которых может продолжаться несколько месяцев, то предлагаем бонусы за то, чтобы он вовремя принимал таблетки, приходил на осмотры и так далее.

— Чем будут обеспечены токены?

— Частью заработка MedData. Пока будет хотя бы одна клиника и один пациент, которые пользуется нашим продуктом, мы сможем обеспечивать криптонаправление. Также стоит сказать, что мы хотим еще внедрить токены как легальный способ оплаты в тех странах, где будем присутствовать. Уже прорабатываем этот вопрос с одним швейцарским банком, который предоставляет лицензию для работы с криптовалютой. Под это направление формируем отдельную компанию и привлекаем инвесторов.

— Сколько вам нужно клиентов, чтобы проект зарабатывал?

— Мы высчитывали минимально допустимые значения, при которых региональному офису со штатом сотрудников будет комфортно. В Казахстане нам хватит 100 клиник, чтобы не только обеспечивать персонал, но и выходить в хороший плюс. В других странах показатель поменьше, но все равно ставим перед собой цель, чтобы была как минимум сотня.

Шейхислам Сахи

Хотите рассказать свою историю создания  технологичного бизнеса? Или поделиться мыслями о проблемах на рынке ИТ Казахстана? Пишите на редакционную почту editor@digitalbusiness.kz!

А еще ждем ваши комментарии в нашей группе в Telegram! Здесь можно задать свои вопросы герою статьи, поделиться опытом, начать дискуссию. Строим цифровое комьюнити вместе🚀

Математика бизнеса

Есть две бизнес-модели. Первая — подписка за использование продукта. В данный момент прощупываем, сколько она может стоить. Пока что такая идея: в первый месяц предоставляем клиникам на эксклюзивных условиях сервис по минимальной оплате (для Казахстана, к примеру, это будет в пределах 30 тысяч тенге), а затем, исходя из данных системы, оцениваем нагрузку клиники по количеству пациентов, врачей и используемых модулей, и от этого высчитываем уже индивидуальную цену, чтобы и мы могли зарабатывать, и клиникам было выгодно с нами работать.

Также стоимость подписки будет варьироваться в зависимости от рынка. Потому что если в Казахстане УЗИ стоит от 5 тыс. до 15 тыс. тенге, то в США – от $100 до $1000.

Вторая модель – будем брать определенную комиссию с каждой обработанной транзакции. Запартнерились с эквайрингом, благодаря которому клиникам будет даже выгоднее работать с нами, чем с банками на местном рынке.