«Если выявили недобросовестных сотрудников, гоните их в шею». ТОП-5 вопросов встречи со Станиславом Дубинчиком

О редакции Рейтинг Digital Business: стартапы и инвестиции
Дата публикации: 08.08.2022, 09:12

Участники «встречи со Стасом»

С января 2022 года экс-гендиректор OLX Казахстан Станислав Дубинчик проводит еженедельные «встречи со Стасом». Формат мероприятия такой: спикер приглашает всех желающих (основная аудитория — стартаперы и сотрудники ИТ-компаний) обсудить интересующие их темы в формате публичной дискуссии. О чем именно говорят участники встреч и какие ответы получают от Станислава? DigitalBusiness.kz побывал на одном из недавних ивентов — и составил свой ТОП-5 интересных вопросов.

Вопрос №1. Зачем стартаперам участвовать в казахстанских акселераторах?

Станислав Дубинчик: «Все зависит от конкретной цели, которую преследует стартап в данный момент. Зачем нужно идти в акселератор? Можно попасть в программу, когда продукт готов и уже работает, а тебя интересует только стадия финального питча и общения с потенциальными инвесторами.

Либо ты хочешь попасть в комьюнити — это тоже важная цель. Пока комьюнити в Казахстане небольшое, но внутри него есть негласное правило: все друг другу помогают. Поэтому ты можешь участвовать в акселераторе только ради нетворкинга/советов/консультаций, а не ради учебной программы.

Ведь в любом случае путь построения проекта легче проходить вместе, чем по одному.
Резюмирую: стартапу стоит идти в акселератор, если он хочет и дальше расти. Может, не всегда есть польза от учебной программы, когда ожидание и реальность не совпадают. Но всегда есть польза от людей рядом с тобой».

Вопрос из зала: «А почему стартаперы помогают друг другу?».

Станислав Дубинчик

С.Д: «Отвечу на этот вопрос недавним постом фаундера СТОgram Жандоса Турсумбаева в соцсетях, если не ошибаюсь. Он предлагает всем похожим проектам объединяться и вместе качать рынок, потому что одной казахстанской компании тяжело построить что-то глобальное. То есть сейчас вы не конкурируете, а помогаете друг другу».

Вопрос №2. Когда стартапу стоит выходить в СМИ и кого отправлять на интервью: наемного специалиста или фаундера?

С.Д: «Вот пример из OLX. Мы запустились в Казахстане в 2015 году. И до 2019 года, пока не дошли до базы в 10 миллионов пользователей, вообще не участвовали в пресс-конференциях, не выпустили ни одного пресс-релиза. Наши пользователи сами за нас говорили и продвигали продукт. В 2019 году ситуация изменилась, потому что наш штат вырос до 80 человек. Надо было качать HR-бренд. И уже тогда мы пошли в СМИ, начали давать интервью».

«Маркетинг и участие в таких движухах без цели — абсолютно бесполезное дело. Вы тратите свои ресурсы, готовитесь, но ради чего? Чтобы о вас узнали люди? Это не всегда работает».

Вопрос из зала: «Кто должен выступать в СМИ: фаундер или наемный сотрудник?».

С.Д: «Необязательно фаундер. Представителем компании в СМИ может быть и наемный сотрудник — лишь бы у него была экспертиза и ценность для рынка. Либо, если ваш стартап уже развит и сформирован какой-то бренд, лояльность к нему. Важно очеловечить бизнес, чтобы он ассоциировался с конкретными лицами».

Вопрос №3. Как научиться доверять и проверять наемных сотрудников в тех сферах, где ты не разбираешься?

С.Д: «Фаундер стартапа, да и многие ИТ-предприниматели, не могут разбираться во всех сферах одинаково хорошо. Я, например, руководил OLX без глубоких навыков разработки — хватало лишь общего понимания процессов. Чтобы повышать эффективность работы команды, можно нанять дополнительного человека. Важно: он не должен дублировать твои функции, его труд обязательно должны приносить новую ценность».

Вопрос из зала: «Но как подобрать такого человека для курирования разработки, например, если ты не разбираешься?».

С.Д: «Не уникальных ситуаций не бывает. С высокой долей вероятности среди твоих знакомых найдутся люди, которые уже сталкивались с этой проблемой.

Если тебе нужны хорошие разработчики — просто попроси их порекомендовать специалистов. Составь список тех, кто подходит под твои задачи. Если нужно, пригласи товарищей с экспертизой на финальное собеседование — и у тебя точно появится какое-то понимание, подойдет тот или иной человек или нет».

Вопрос из зала: «А как контролировать этих специалистов? Вдруг они недобросовестные».

С.Д: «Вводи элементы внешнего контроля. Из практики коллег: человек не может проверить честность своих разработчиков. Ставит перед ними задачу: нужно сделать такую-то фичу. В ответ получает срок на исполнение — 1 месяц. А затем идет к друзьям и просит оценить, насколько этот срок реален. Когда он узнал, что с задачей можно справиться как минимум в 2 раза быстрее, сделал определенные выводы. И если уж вы выявили недобросовестных сотрудников в команде, гоните их в шею».

Вопрос №4. Как опцион может повлиять на мотивацию сотрудника и его вовлеченность в проект?

С.Д: «Пока я не сталкивался с такими ситуациями. Но задаюсь вопросом: а что сотруднику мешает работать лучше прямо сейчас? Неужели у него есть какие-то компетенции и навыки, которые пойдут в ход только тогда, когда появится доля?

Безусловно, есть момент, когда стартап просто не может предложить сотрудникам лучшие финансовые условия прямо сейчас, но верит в свой успех в будущем. Тогда да — можно обсуждать раздачу опционов, чтобы удержать топовых специалистов».

Вопрос №5. Как стартапу на этапе формирования идеи проводить custdev?

Реплика участника: «Создаю стартап исходя из личной боли: прихожу после работы и хочу отдыхать, а жена заставляет выносить мусор. Мне это не нравится, особенно во время, когда можно в принципе не выходить из квартиры лишний раз — тебе могут доставить вообще все, что угодно. Идея такая: сервис по вывозу мусора. Человек оставляет заявку, а через 10-20 минут курьер уже забирает мусорный пакет. Вчера я сделал локальный запуск: развесил 700 листовок в квартирах нескольких ЖК. И хочу посмотреть, что будет дальше. Вопрос к Стасу: правильно ли я выбрал канал коммуникации с людьми? Что можно сделать по-другому?»

С.Д: «Ты развесил 700 листовок, но не можешь быть уверен, что хотя бы 1 из твоих потенциальных клиентов действительно соприкоснулся с продуктом и понял, о чем речь. Кто-то не глядя выбросил листовки в мусорку, кто-то оставил их на полке и забыл на долгое время. Пока идея и процессы только формируются, не стоит тратиться на маркетинг, вкладываться в распечатки.

Есть более простой способ — прямой контакт с людьми. В твоем случае тебе нужно появиться там, где будет реально работать продукт. Встань у мусорки и поговори со 100 людьми. Объясни, что ты избавишь их от необходимости гулять с мешками до контейнера. Еще можешь растянуть плакат прямо на площадке.

Во время этих интервью тебе придется различать ответы. Помни: фраза «Было бы классно, я попробую как-нибудь потом» говорит о том, что человеку это не нужно. Если же есть реальный интерес, дожимай клиента: покажи ему свое приложение и предложи зарегистрироваться.

Третий способ прямого контакта — общение с домоуправлениями. Пообещай им решить их проблему загрязненности мусорных площадок (ведь далеко не каждый человек выбрасывает мешок прямо в бак). Сделай из них своих союзников, а потом попроси распространить информацию в чатах ЖК.

Обобщение: сейчас ты только тестируешь гипотезы. Тебе нужно проверить, нужен ли твой продукт кому-то. Лучший способ это сделать — личный контакт. Не надо ждать звонков, надо искать людей самому».

Хотите рассказать свою историю создания технологичного бизнеса или работы в ИТ? А, может быть, поделиться мыслями о проблемах на рынке ИТ Казахстана? Пишите на редакционную почту editor@digitalbusiness.kz!

А еще ждем ваши комментарии в нашей группе в Telegram! Здесь можно задать свои вопросы герою статьи, поделиться опытом, начать дискуссию. Строим цифровое комьюнити вместе🚀