Нужна помощь комьюнити: алматинец придумал продукт, позволяющий фермерам экономить десятки тысяч долларов, но не может его продать

Молодой предприниматель из Алматы Данияр Седжанов разработал для казахстанских фермеров программу учета крупного рогатого скота Digital Farm. Стартап призван помогать владельцам хозяйств точно определять поголовье овец,  баранов, коров, а также предотвращать скотокрадство и таким образом экономить десятки тысяч долларов. Но несмотря на очевидную практическую полезность, Данияр пока так и не смог наладить продажи своего продукта — об этом он честно рассказывает в кейсе для DigitalBusiness.kz.

Как появилась идея Digital Farm

Данияр Седжанов родился в Алматы, после окончания Казахского национального университета имени Аль-Фараби поехал в Бостон на образовательные курсы по специальности «прикладное программирование». Вернулся в Казахстан в 2007 году и вместе с другом основал компанию Kaznavi — один из первых в Казахстане проектов с подробной навигацией и картами. Но вышел из стартапа с развитием Google Maps. Потом разрабатывал программное обеспечение для автоматизации логистики и учета рабочего времени в клининговой компании в Дубае, год возглавлял ИТ-департамент Кентауского трансформаторного завода.


В 2020 году один из друзей Данияра поделился проблемой: ему не хватало времени, чтобы совмещать работу в банке в Алматы и контролировать свою ферму в 400 километрах от города. Пастухи, которых он брал на работу, постоянно сообщали о потерях скота: овцы и коровы погибали от укусов змей, атак хищников, а еще их просто крали. Проверить слова своих подчиненных товарищ Данияра никак не мог, и поэтому попросил его создать какое-то технологическое решение для контроля над стадом.

Сначала Данияр изучил рынок аналогичных устройств в Казахстане: оказалось, что есть несколько крупных поставщиков оборудования для учета сельхозживотных. Из Китая, Австралии, других стран, Казахстан для них — не основное место сбыта продукции. То есть ниша свободна.

 

— Учет поголовья овец и КРС — огромная проблема для всего Казахстана. По моим данным, фермеры ежегодно лишаются в среднем по 10% стада только потому, что не могут хотя бы еженедельно пересчитывать своих животных. Процесс пересчета 2 тысяч голов овец вручную, к примеру, может занять целый день — и здесь не исключены ошибки из-за человеческого фактора. Если этого не делать, то можно лишиться около 200 животных — а это минимум $20 тысяч убытков в год.

Я сталкивался с этим сам, когда в юности помогал деду с его хозяйством. Еще чабан может подменять ваш молодняк на свой старый скот. То есть фермер теряет много денег просто потому, что не может регулярно собирать данные и ведет свой учет в лучшем случае в тетрадке.

 

Софт свой, а на «железо» пришлось отдать 10 тысяч долларов из личных сбережений

Предприниматель придумал концепцию, которая позволила бы автоматизировать учет, решить вопрос со скотокрадством и сократить издержки фермеров. Решение выглядит так: животному вживляют в ухо электронную метку, которая сохраняет информацию о его поле, возрасте и весе. Утром и вечером скот с бирками проходит через турникеты со считывателями меток — вся информация попадает в облачный сервис. Доступ к нему можно получить через телефон, компьютер или любое другое устройство фермера. Одно устройство должно проводить учет стада в 2 тысячи голов скота за час.

— Разработку софта я взял на себя. Оборудование заказал в Китае, и на старте потратил на это около $10 тысяч личных сбережений. Это универсальное железо, которое используют на складах и во многих производствах — его предстояло адаптировать под нужды животноводства. Процесс создания готового продукта занял чуть больше года, причем 70% времени ушло на тестирование и устранение недостатков в работе устройства.

Первые проблемы: система не видела 1-3% животных

Самым сложным процессом была наладка оборудования. Данияр нашел хозяйство (для этого сделал рассылку на 200 фермеров), владелец которого согласился предоставить своих животных для экспериментов.

Во время тестов он выяснил: при прогонке стада через считыватель возникает погрешность на уровне 1-3%, то есть из 100 животных устройство могло не учесть до 3 голов.

— Каждая потерянная овца — это 100 долларов убытков, корова — минимум 300 долларов, поэтому проблема была серьезной. Я долго разбирался, в чем была ошибка. Выяснил, что платформа, через которую проходят животные, достаточно большая, и антенна-считыватель просто не захватывает часть пространства. Пришлось поменять ее на более мощный образец и настроить так, чтобы она работала по всей платформе.

Может ли стартапер-разработчик быть сейлзом: одна продажа из 200 попыток

Летом 2021 года Данияр «допилил» продукт и занялся продажами. Создал сайт и запустил таргетированную рекламу через соцсети — это позволило за месяц привлечь внимание 50 фермеров. Данияр пообщался практически с каждым из них, но безрезультатно:

— Разговариваю с человеком и спрашиваю, какое у него поголовье, сколько самцов и самок. Фермер оперирует лишь примерными цифрами и признается, что проблема учета действительно есть. Я рассказываю о своем решении его боли, предлагаю приехать в хозяйство и показать, как все работает. Но по каким-то причинам он боится называть свое местоположение, поэтому предлагает встретиться на моей территории. А потом просто забывает о договоренности — и я теряю потенциального покупателя.

За лето 2021 года Данияр так и не продал ни одного устройства, потому что не смог наладить контакт со своей целевой аудиторией. Еще одна причина — засуха и отсутствие кормовой базы для животных, из-за чего многим фермерам было просто не до высоких технологий.

Первая продажа произошла лишь в ноябре после 200 неудачных попыток. Причем покупатель сам нашел Данияра и захотел попробовать его решение у себя.

На данный момент Данияр продал лишь три комплекта устройств (каждый комплект стоит 1-2 миллиона тенге) и поставил один набор в качестве эксперимента. Главную причину таких скромных результатов предприниматель объясняет так:

— Я не продажник, а разработчик. Могу тестировать, испытывать, налаживать и создавать реально работающий продукт, но не знаю, как его правильно презентовать людям. Иногда просто сдаюсь и не пытаюсь дожать потенциального клиента после первого же «нет». Поэтому мне в команду нужен партнер, который взял бы дистрибуцию на себя.
Редакция DigitalBusiness.kz обращается к сообществу профессионалов Казахстана

Если вы можете дать Данияру практические советы о том, как наладить продажи продукта, — присылайте их нам в редакцию, опубликуем!

Пишите также, если вы хотите стать партнером Данияра по дистрибуции, мы передадим ваши контакты и будем следить за развитием проекта Digital Farm.

АлматыБизнесДанияр Седжановинвестициипомощь комьюнитипродажисельское хозяйствостартап