Про ИИ и деньги в казахстанском кино. Интервью с Евгением Паламарчуком, Unico Play
Евгений Паламарчук больше 17 лет в киноиндустрии. В прошлом известен как старший креативный продюсер Salem Entertainment (прежде – Salem Social Media) и режиссер. А сегодня Евгений – Chief content officer казахстанского онлайн-кинотеатра Unico Play.
В большом интервью основателю Digital Business Виталию Волянюку он рассказал, как Unico Play удалось быстро собрать миллионную аудиторию, сколько можно заработать на успешном фильме в Казахстане, как Unico Play «научили» говорить героев казахской классики на корейском с помощью ИИ и где в мире может стать популярным отечественное кино.
Если хотите узнать 9 составляющих формулы успешной картины – смотрите полную версию подкаста на нашем YouTube-канале.
«Кинотеатр, близкий казахстанцам, по духу и сердцу»
«Задача – сделать лучший онлайн-кинотеатр в стране. Кинотеатр, близкий нам, казахстанцам, по духу и сердцу. Чтобы человек пришел домой вечером, включил Unico Play, посмотрел серию 30-45 минут, получил удовольствие от просмотрела вместе с женой – и не было стыдно перед ребенком», – делится амбициями собеседник.
Когда Евгению поступило предложение от Unico Play, он занимался собственным бизнесом.
«К тому моменту как режиссер я успел поработать над всеми видами контента – от рекламных роликов до полнометражных фильмов – и уже не испытывал интереса к тому, чтобы снова выйти на съемочную площадку. Но меня позвали в Unico Play выстраивать бизнес-процессы, поэтому согласился: медиаменеджмент – это то, что мне хорошо удается. К тому же, считаю, что мы делаем нечто очень крутое, невероятное и новое», – комментирует свой выбор Евгений.
Онлайн-кинотеатр Unico Play вышел на рынок в прошлом году и за короткий срок собрал аудиторию в 1,3 млн уникальных пользователей в месяц.
По словам Евгения, в этом большая заслуга команды маркетинга Unico, которого выпускает до 300 единиц креативного контента для всех популярных соцсетей: «Наши успехи отмечены на международном уровне. Недавно мы завоевали награду GEMA Awards – это одна из самых значимых премий в сфере маркетинга развлекательного контента. Участвовали в одном слоте с Netflix. Netflix не прошел, а мы прошли!».
В планах – дальнейший рост. «По нашим данным за 2024 год, совокупная аудитория всех онлайн-кинотеатров в Казахстане – около 4,5 млн пользователей. Задача – забрать часть этого пирога. При этом сам пирог еще будет расти», – говорит Паламарчук.
Подписка на Unico Play стоит сейчас 999 тенге, а увеличивать аудиторию компания намерена за счет собственного контента: на платформе уже доступны сериалы «Қара бекіре», «Тренер аға», «Майор Мырза» – и еще несколько сериалов и фильмов, созданных Unico. В том числе, полнометражная комедия «Малай» – официальный ремейк популярной франшизы «Холоп». В этом году запланированы еще 10 новых сериалов для линейки Originals.
Еще одно направление для роста аудитории – поиск зрителей за пределами Казахстана.
«У отечественных проектов есть потенциал на мировом рынке – видим это по отчетам дистрибуции и по запросам партнеров. Плюс ближайший рынок – Россия – уже активно закупает казахстанский контент для своих платформ. И это логично: ментальность во многом схожа, и наши истории “заходят”. Если откроете популярные российские сервисы – найдете там казахстанские сериалы», – отмечает Паламарчук.
По словам собеседника, у казахстанских сериалов и фильмов есть хороший потенциал не только на постсоветском пространстве, но и на рынках Турции, Европы, Латинской Америке и так далее.
«Почему мы смотрим турецкие сериалы или дорамы? Потому что нам интересна их ментальность, как у них устроены отношения, конфликты и сама жизнь. Точно так же у мира формируется интерес к нашим историям – к Казахстану, к нашей ментальности, к тому, как живем, как любим, как шутим, как выживаем», – размышляет Евгений. Собеседник подчеркивает, что для успеха на внешних рынках очень важны сильный маркетинг и дистрибуция – этим сейчас занимается отдельная команда в Unico Play.
«Кино – это высокорисковые инвестиции, это венчур»
Читая новости о кассовых сборах, у рядового зрителя может сложиться впечатление, что кино – это очень доходный бизнес. Но Евгений Паламарчук отмечает, что это не так. Далеко не каждому кинопродукту в Казахстане удается окупить себя и даже при выходе в плюс кинопроизводители, по словам собеседника, зарабатывают достаточно скромные деньги.
«Для примера берем среднестатистический фильм, который вы сняли условно за 100 млн тенге. В это сумму обошлось непосредственно производство: гонорар режиссера, актеров, съемочной группы и монтажеров. Без этих трат не обойтись. Через дистрибьюторов договариваетесь о прокате в кинотеатрах. Прокатчик дает вам расписание, предлагает 3-4 недели показов, выделяет определенные залы и количество сеансов. Прокат заканчивается и фильм собрал, допустим, 500 млн тенге кассы. Красивая цифра. Кажется, успех. Но все не так просто», – раскладывает экономику фильма Евгений.
По его словам, расходы распределяются примерно так:
- 50% от кассы уходит кинотеатрам;
- 20% – на налоги;
- 5-10% – доля дистрибьютора.
От оставшейся суммы нужно вычесть затраты на маркетинговую кампанию – именно на эти деньги делалась реклама фильма до и во время проката, чтобы обеспечить поток зрителей. В итоге создателям остается около 10% маржи.
«Вы потратили минимум 6-12 месяцев на сценарий, подготовку, съемки, монтаж, постпродакшен, маркетинг и ожидание выхода – и все это за 10% маржинального дохода. Поэтому и говорю: кино – высокорисковые инвестиции. По статистике, около 90% фильмов в стране не окупаются. Это чистый венчур. Слишком много переменных должно совпасть: время проката, актеры, которые сейчас актуальны, история, которая возьмет за душу или развеселит, удачное время выхода в течение года. Есть пики и есть спады. Новогодний период, летний период – за это время борются, ведь, кроме тебя, есть другие игроки. Искать составляющие, которые, как веришь, должны сработать – сродни искусству и волшебству», – подытоживает собеседник.
При этом Евгений добавляет, что на платформах онлайн-кинотеатров некоторые фильмы после проката в кинотеатрах могут получать вторую жизнь и дополнительную монетизацию.
500 часов контента в день с помощью ИИ
Unico Play активно используют ИИ, чтобы ускорить производство и снять часть рутины с сотрудников. К примеру, превизы (черновые покадровые эскизы сцен будущего фильма или сериала – прим. Digital Business) и сториборды в компании готовят не художники-раскадровщики, а нейросети.
«Также используем искусственный интеллект для анализа написанного сценария. Ты как сценарист просишь оценить с точки зрения поворотов – и открываешь для себя что-то новое. Потому что ты с головой погружен в материал и не замечаешь уже нюансов, а ИИ становится “второй головой”, собеседником, который смотрит на историю свежим взглядом и может указать на нестыковки, например», – рассказывает Паламарчук.
С помощью искусственного интеллекта на Unico Play происходит отбор контента, который вероятнее всего понравится казахстанскому зрителю.
Но самый показательный на сегодня кейс – локализация.
«Год назад мы начали адаптировать зарубежный контент под местный рынок, создали отдел – и через месяц поняли, что это адски трудоемкий труд: субтитры, тайминг, правила отображения, длина строк, чтобы зритель успевал читать. Искали альтернативы и в итоге создали свой сервис, который автоматически создает субтитры, на основе ИИ. Сейчас производительность – примерно 500 часов контента в день. Переводим с пяти языков на пять языков – и отдельно работали над тем, чтобы система корректно переводила с казахского на русский. Кроме того, начали с помощью того же самого ИИ “клонировать” голоса оригинальных актеров для дубляжа. То есть, условно ты можешь смотреть корейский сериал, а голос в казахском переводе будет звучать так же, как голос актера в оригинале. Так переозвучили “Наш милый доктор” Шакена Айманова 1957 года – герои заговорили на корейском и турецком. В этом процессе еще есть, над чем работать – без шероховатостей не обошлось. Но уже сейчас около 50 картин из фонда классики “Казахфильма” и нашего производства можно посмотреть на Unico Play на нескольких языках, слушая настоящие голоса актеров», – делится собеседник.
По словам Евгения, компания продолжит активно использовать ИИ для оптимизации процессов – от загрузки контента на платформу до публикации, включая теги, описания, рейтинги, техконтроль.
Но в одном искусственный интеллект не заменит человека, верит наш собеседник, – в креативе, актерской игре: «Даже если картинка идеальная, AI воссоздает лицо, мимику, движения, идентичные человеческим, на интуитивном уровне все равно чувствуешь: это искусственное. Нет огонька».