Молодой казахстанец попал в американский стартап и стал долларовым миллионером
Продолжаем в рамках цикла материалов Gen Z рассказывать о молодых и успешных предпринимателях из Центральной Азии. Ранее мы делились историей казахстанца Марка Василевского, который в 19 лет построил бизнес с оборотом $1 млн, и кыргызстанца Элдара Азамтова: он уже к 22 годам стал долларовым миллионером. Наш сегодняшний герой – 21-летний Райымбек Егембердин из Алматы. Уже в 15 лет он открыл свое первое дело – компанию по продаже медицинских изделий из Китая. После – работал турагентом в Турции и заместителем коммерческого директора агрохолдинга в Казахстане.
Сейчас парень живет в Сан-Франциско, где вместе с партнерами запустил стартап Command Center – он облегчает программистам взаимодействие с кодом. Совокупно проект уже привлек более $900 тыс. инвестиций при оценке в $40 млн. Специально для Digital Business Райымбек рассказал, почему еще в школьные годы начал работать в найме, как в 19 лет получил приглашение на должность заместителя коммерческого директора, а затем решил все бросить и уехать в США. Также поговорили о том, как стать фаундером успешного стартапа в Кремниевой долине, который уже заинтересовал OpenAI и Oracle.
«На первые деньги купил новую Hyundai Bayon за 12 млн тенге»
– В Алматы прожил первые четыре года своей жизни. В 2009-м, после смерти отца, вместе с семьей эмигрировал в Турцию, где учился с 1-го по 5-й класс. Затем вернулся на родину. Здесь продолжил учебу в старших классах. Но вскоре забросил школу: хотелось воплощать собственные бизнес-идеи и зарабатывать деньги на карманные расходы. К слову, у нас в семье все с предпринимательской и управленческой хваткой. Папа руководил крупной компанией по изготовлению напитков, мама – продавала недвижимость.
В моем окружении всегда верили в традиционный бизнес, который, по мнению родных, «живет долго»: это медицина, строительство и производство. Поэтому, когда решил запустить свое первое дело в 15 лет, долго не думал и выбрал медицину. Тем более, что время для этого было самое подходящее – пандемия.

Райымбек Егембердин, сооснователь Command Center
Заказывал из Китая маски и перчатки, а потом перепродавал их. В том числе, со скидкой для родной школы. Поэтому к пропускам занятий учителя относились снисходительно.
Дело быстро пошло в гору: заработал свои первые деньги и купил на них новую Hyundai Bayon за 12 млн тенге. Планировал и дальше заниматься «челночным» бизнесом. Однако опять уехал в Турцию по семейным обстоятельствам. На тот момент мне уже было 16 лет.
«Ты словно 50-летний мужик, который уже прожил свою жизнь»
– Решил не поступать в университет и сосредоточиться на работе. В Каппадокии устроился в туристическое агентство, где в течение двух лет продавал полеты на воздушных шарах и туры в подземные города. Эта работа приучила к трудолюбию и дисциплине, потому что каждый день приходилось вставать в 4 утра, чтобы собрать группу и отправить ее на экскурсию.
В турагентстве прокачал навыки в коммуникациях и продажах, научился работать в режиме неопределенности. Однако понял, что не хватает опыта в корпоративной сфере. Нашел интересную вакансию менеджера по продажам напитков в Atex Boilers и снова вернулся на родину. На этой позиции отработал год, после чего повысили до супервайзера. Затем, когда мне уже было 19 лет, схантили в крупный агрохолдинг в западном Казахстане: на позицию заместителя коммерческого директора . Работодателя привлеки мои успехи на предыдущих местах и большие амбиции.
Единственное, что напрягало на новом месте работы – неповоротливость системы. Приходилось тратить кучу времени, чтобы автоматизировать бизнес-процессы. А мне хотелось продавать быстрее и эффективнее. Поэтому спустя 8 месяцев решил уволиться с перспективной должности, продать машину и уехать к брату, который уже 11 лет жил в США .
После переезда в Сан-Франциско сразу для себя решил, что не буду сидеть на месте. Установил приложение для нетворкинга Luma и 2 недели ходил на все стартаперские тусовки Кремниевой долины. На одном из таких ивентов познакомился с Джимми Коппелем – сооснователем и генеральным директором Command Center. Когда он услышал о моем богатом бэкграунде, сказал: «Ты словно 50-летний мужик, который уже прожил свою жизнь. Нам нужны опытные молодые ребята в команду».
Он искал сильного продажника, который выведет продукт на внутренний рынок США после смены бизнес-модели. Джимми предложил более 20% доли компании и оклад в $10 тыс. в месяц. Условия устроили, и мы ударили по рукам. Так, сам того не ожидая, стал соучредителем стартапа и долларовым миллионером в первые 2 недели жизни в Кремниевой долине, поскольку на тот момент компания уже оценивалась в $16 млн.
«Мы помогаем распутать сложный клубок кода, делая его понятным»
– Command Center – платформа для управления ИИ-агентами, которая дает возможность контролировать и понимать каждому пользователю их систему. Для понимания, сейчас читать код – это как изучать книгу, где идут сначала предложения на букву А, потом на Б, и так далее. Воспринимать такие данные неудобно и сложно. Command Center решил эту насущную проблему айтишников: система упорядочивает код, расставляет его по правильной структуре и логике повествования.
Вторая фича – рефакторинг. Мы помогаем распутать сложный клубок кода, исправляя в нем ошибки и делая его понятным и легким для восприятия. Это как уборка в доме: если не проводить ее регулярно, со временем накапливается беспорядок.
Ежедневно нашим сервисом пользуются 2700 человек, и регистрируется от 5 до 15 новых юзеров. Также мы уже привлекли в общей сложности $920 тыс. Нашими инвесторами выступили TechniVentures, e14, Anthropic, OpenAI, Snowflake и Oracle. Они же оценили Command Center в $40 млн.
В команде нас пятеро – 2 сооснователя и 2 инженера. Я отвечаю за маркетинг и внешние коммуникации. В основе нашей стратегии привлечения клиентов – хакатоны, которые делаем по всему миру. В частности уже проводили их в Варшаве, Сан-Франциско, Токио и Астане. Мое личное убеждение: хакатон – это самый быстрый и дешевый способ понять, что не так с продуктом.
В ближайшее время планируем быстрое масштабирование: доработаем продукт и начнем активнее привлекать новых пользователей – айтишников, которые используют ИИ-сервисы для написания кода. Оцениваем емкость этого рынка (США + соседние страны) в $15 млрд.
«Важное правило успеха в Кремниевой долине – оставаться скромным при любом уровне дохода»
– В Кремниевой долине много талантливых молодых людей, которые стекаются сюда со всего мира. У них может быть солидное образование, хороший английский, но все плохо с публичными выступлениями. Опыт показывает, чтобы заработать деньги в США, нужно уметь красиво говорить. Поэтому нужно тщательно готовиться к питчам: представлять наедине, что перед тобой инвестор и проговаривать текст, расставляя нужные акценты на цифрах и фактах. В общем, лучшая импровизация – это хорошо спланированная и отрепетированная речь.
Еще одно важное правило успеха в Кремниевой долине – оставаться скромным при любом уровне дохода. Истории о том, что в придорожном кафе можно встретить руководителя корпорации – не миф. Я лично встречал таких. В их числе – Гильермо Рауч (CEO Vercel) и Гарри Тан (CEO Y Combinator).
И, наконец, третье – фокус. Стартап-среда постоянно отвлекает: ивенты, переговоры, мозговые штурмы. Здесь выигрывают те, кто умеет концентрироваться. Поэтому деньги и внимание больших людей в Кремниевой долине приходят к тем, кто день за днем системно улучшает свой продукт.
Для тех, кто хочет запустить свой стартап в США, у меня несколько советов. Первый – не бойтесь рисковать на рынке с высокой конкуренцией. Это говорит лишь о том, что здесь много потенциальных клиентов.
Второй – не слушайте никого, кроме пользователей и инвесторов. Даже если друзья и семья против. Есть первые продажи? Не останавливайтесь!
Третий – не бойтесь просить помощи. В традиционном бизнесе – это признак слабости. Но в среде стартаперов – статус и престиж. Здесь все друг другу помогают и ничего не просят взамен.