В налоговой заговорили о штрафах для банкротов
КГД фиксирует рост случаев, когда банкротство используется не как вынужденная мера, а как инструмент ухода от долгов. Речь идет о схемах, при которых компании заранее выводят активы, создают фиктивные долги и лишь после этого через суд признают себя банкротами. В КГД заявляют, что такая практика больше не работает и все чаще заканчивается персональной ответственностью для руководителей и учредителей, пишет digitalbusiness.kz
Теперь банкроты на жестком контроле
Как поясняют в ведомстве, преднамеренное банкротство прямо закреплено в законе «О реабилитации и банкротстве». Под ним понимаются умышленные действия собственников, директоров или ИП, направленные на уклонение от расчетов с кредиторами - чаще всего через отчуждение или сокрытие имущества.
На практике это выглядит как заключение заведомо невыгодных или фиктивных сделок, вывод активов, отказ от взыскания дебиторской задолженности, искусственное наращивание долгов, передача имущества аффилированным лицам или разрушение системы учета и управления компанией.
Ответственность
Если суд или следственные органы приходят к выводу, что банкротство было преднамеренным, ответственность становится персональной. Контролирующее лицо может быть привлечено к субсидиарной ответственности, то есть долги компании взыскиваются уже из личных средств руководителя или учредителя. А самое интересное - взыскать все долги могут даже после завершения процедуры банкротства.
Как КГД будет выявлять хитрых банкротов
В налоговых органах признают, что ключевой акцент теперь делается на аналитике и автоматизации. КГД планирует активно использовать автоматизированные инструменты для выявления признаков преднамеренного банкротства, т.е анализировать сделки, финансовые потоки, связи между компаниями и поведение должников. Для этого уже запущена работа по автоматизации процедур реабилитации и банкротства.