Казахстанец вложил 60 млн тенге и запустил первую в стране онлайн-клинику. Вот как она работает

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Смотрите нас на YouTube! Смотрите нас на YouTube!
Дата публикации: 17.01.2026, 14:22
2026-01-17T14:22:10+05:00
Обновлено: 17.01.2026, 14:22
17.01.2026, 14:22
Фото: из личного архива Нурали Исмагулова
Казахстанец вложил 60 млн тенге и запустил первую в стране онлайн-клинику. Вот как она работает

Нурали Исмагулов запустил первую в Казахстане онлайн-клинику Metaclinic.kz в 2024-м году. Идея возникла, так как парень сам сам нуждался в удаленных консультациях врача. Далее экс-менеджер UMC и Beeline Казахстан изучил спрос и понял, что рынок готов. Бизнес взлетел, и сейчас проект оценивают в $2 млн.

В интервью Digital Business Нурали рассказал, как решил открыть свое дело, как работает Metaclinic.kz и в каких случаях казахстанцы обращаются к онлайн-докторам.

Как проверяют врачей? Безопасно ли делиться медицинскими данными через интернет? Почему бизнесмен верит, что онлайн-клиника станет прибыльной? Узнали ответы на эти и другие вопросы, а также поговорили о роли искусственного интеллекта на платформе и цене за 15-минутную консультацию.

Публикуем этот материал снова в рубрике «Лучшее». Материал обновлен и актуален в январе 2026 года.

«40% опрошенных врачей уже консультируют онлайн»

— Как пришла идея создать Metaclinic.kz?

— У моих близких и у меня, к сожалению, имеются хронические заболевания, из-за которого часто обращаемся в клиники. Примерно год назад в разговоре с доктором спросил: «Можно ли проконсультироваться через WhatsApp?» Он ответил: «Да, пишите, но не говорите администрации, нас за это наказывают». Тогда и задумался, а не сделать ли сервис, в котором можно будет легально получить медицинскую консультацию онлайн. Ресурсы были — как раз уволился из Beeline, где возглавлял интернет-магазин.

Metaclinic Нурали Исмагулов

Медицинская тема была близка — во время работы с центрами UMC получил опыт по внедрению телемедицины. Однако в 2018-м рынок и законодательство не были к этому готовы.

— А как поняли, что рынок готов в 2024-м?

— Провел исследование. Опросил около 200 медиков и 20 менеджеров клиник. Оказалось, что около 40% опрошенных врачей уже консультируют онлайн. Провели анализ социальных сетей и увидели, что многие указывают в своих профилях возможность онлайн-приема. У некоторых есть сайты-визитки, ссылки на сервисы вроде Taplink. Эти сигналы подтвердили, что рынок готов.

При этом большинство специалистов работали через мессенджеры. Хотя с 2021-го года онлайн-консультации можно проводить легально: были утверждены требования к организации и проведению дистанционных медицинских услуг.

Наш анализ показал, что здравоохранение пока не прошло цифровую трансформацию, которую мы наблюдаем, например, в финтехе. Ни доктора, ни пациенты не смогли назвать ни одной платформы, которая предоставляет полноценные онлайн-консультации. Это означало, что ниша практически свободна.

Есть отличное решение для психологов, которое нас вдохновляют, но в доказательной медицине подобные решения не были развиты в массовом формате. Решили вместе с партнером запустить такой продукт. У кофаундера есть опыт в запуске медицинского бизнеса, что сильно нас продвинуло.

— Сколько средств вложили в проект?

— Около 60 млн тенге выделено на разработку и маркетинг. На начальном этапе это были собственные средства. После создания MVP удалось привлечь ангельские инвестиции. Было много предложений, и мы тщательно выбирали инвесторов. Для меня было важно, чтобы они не только вкладывали средства, но и понимали специфику медицинской отрасли, ее проблемы. Идеальным вариантом были те, кто может внести экспертизу, поделиться полезными контактами и способствовать развитию проекта.

«После регистрации врач проходит строгий процесс проверки»

— Поговорим о функционале. Упоминали мессенджеры.  Видео и звук есть. Чат тоже. Консультацию вполне можно проводить. Чем вы лучше?

— Для пользователя предоставляем целостное решение из единой точки. Пациент может записаться на прием, оплатить его, оставить жалобу и подключиться к видеозвонку в одном сервисе. А для медиков мы создали полноценный инструмент с полезными фичами.

metaclinic

Первое — управление графиком. Специалист самостоятельно определяет свои рабочие дни и часы, в которые будут открываться анкеты.

Второе — консультативный лист с поддержкой искусственного интеллекта. Запустили решение, которое помогает доктору собирать анамнез и даже проводить дифференциальную диагностику на основе жалоб пациента. ИИ обрабатывает их и формирует рекомендательные выводы. Например, если человек жалуется на боль в горле и немного повышенную температуру, ИИ может указать, что вероятность тонзиллита составляет 95%, а ангины — 5%. Эти данные подаются в виде блоков, которые врач может использовать в консультативном листе.

Если доктор доволен выводами ИИ, он может использовать их в своей работе. Если нет, то он вправе опираться исключительно на свою интуицию и опыт. В любом случае финальное решение остается за специалистом. Также тестируем онлайн-триаж (сортировку пациентов), реализованный с использованием ИИ. Система автоматически оценивает срочность и характер проблемы, позволяя направить пациента к наиболее подходящему специалисту.

Также предлагаем медикам сайт-визитку, на котором есть календарь, где пациент может записаться и сразу оплатить услугу. Достаточно отправить ссылку.

— Все ли медики могут стать вашими партнерами? Как вы их проверяете?

— После регистрации врач проходит строгий процесс проверки. Смотрим документы, подтверждающие квалификацию. В сертификатах указаны QR-коды для проверки их подлинности, и мы персонально проверяем каждого врача, чтобы убедиться в достоверности предоставленной информации. Смотрим и лицензию клиники, в которой работает соискатель. Дело в том, что врач не может работать на себя. По закону доктор должен быть трудоустроен в медучреждении с лицензией.

Далее собеседование, на котором проверяем квалификацию и личностные качества врача. Интервью проводит опытный медик. Следующий этап — обучение. Специалисты знакомятся со стандартами клиники и получают доступ к инструментам. Весь процесс проходит в онлайн-формате.

— У вас есть ветеринарное направление. Это необычно, ведь в жизни это разные клиники. Почему решили добавить сервис для животных?

— Возникла идея, быстро протестировали гипотезу, и она подтвердилась. Но рост урбанизации и благосостояния населения говорит о повышении спроса на такие услуги.

В офлайне ветеринарные и человеческие клиники не соприкасаются, но в онлайне мы можем организовать все так, чтобы одно направление дополняло другое. В личном кабинете можно добавить данные ребенка и питомца, иметь доступ к историям болезни всех членов семьи — в том числе четвероногих.

Metaclinic Нурали Исмагулов

— Как сервис монетизируется?

— По подписке. Врачи платят за доступ ко всем инструментам платформы. Специалист получает всю сумму за первые пять консультаций. Начиная с шестой взимается комиссия в размере 15%.

Пациент может оплачивать услуги любой картой казахстанского банка. Для врачей у нас действует подписочная модель, а для пациентов сейчас тестируем пакетные решения. Например, можно приобрести патронажные пакеты в гибридном формате, включающие онлайн- и офлайн-консультации, такие как наблюдение беременности или управление хроническим заболеванием.

Также активно развиваем корпоративные решения. Например, для компаний, которые не могут позволить себе дорогостоящий ДМС, предлагается возможность приобрести пакеты онлайн-консультаций для удаленных сотрудников. Это направление тоже пользуется спросом.

«Верим, что медицина в 21-м веке должна быть гибридной — сочетать офлайн и онлайн»

— Про функционал для персонала поговорили. Как сервис работает для пациента?

— У нас можно получить консультации не только терапевта и педиатра, но и эндокринологов, гастроэнтеролога-гепатолога, иммунолога и многих других. Сложность клинических случаев растет, что требует узкой специализации врачей. Собрать их в одной клинике бывает сложно, а онлайн — вполне.

Пациент выбирает подходящего врача, удобный слот для консультации и в указанное время связывается со специалистом в одном из трех возможных форматах связи (чат, аудио и видео). У пользователя создается личный кабинет, где сохраняются данные консультаций, включая медицинскую историю и заключения. Это своего рода цифровая медицинская карточка, доступная как пациенту, так и врачу. Сами приемы не записываются на видео и не хранятся — из соображений безопасности. Строго соблюдаем все нормы и требования законодательства Республики Казахстан по защите персональных данных, а также соответствующие нормативно-правовые акты. Более того, в своей работе ориентируемся на международные стандарты, включая HIPAA (Health Insurance Portability and Accountability Act — Закон о переносимости и подотчетности медицинского страхования США — прим. Digital Business), которые предъявляют жесткие требования к обеспечению конфиденциальности и информационной безопасности.

— Насколько онлайн-консультациям, тем более коротким, можно доверять? Разве за 15 минут реалистично поставить корректный диагноз?

— Диагноз можно ставить, соблюдая три условия. Первое — легитимность: у специалиста должны быть дипломы и сертификаты. Второе — право работать через клинику, так как по закону нельзя консультировать вне учреждения. Третье — наличие синдромов, то есть совокупность симптомов и результатов необходимых исследований. Если все это есть, не вижу препятствий для постановки диагноза.

— Но у онлайн-формата явно есть ограничения. Осмотр можно провести только визуальный.

— Верим, что медицина в 21-м веке должна быть гибридной — сочетать офлайн и онлайн. Например, часто пациенты не приходят на повторный прием. Они уже вылечились и не хотят тратить время на дорогу. При этом у них могут быть вопросы или жалобы. Так вот в этом случае онлайн-клиника — выход.

Нурали Исмагулов Metaclinic

Частый сценарий выглядит так: доктор осматривает пациента на очном приеме, а последующие визиты переводит в онлайн. Другие врачи, наоборот, переводят пациентов из онлайна в офлайн, особенно для подтверждения диагноза.

Второе мнение — также популярный запрос, когда пациент хочет проверить правильность назначения лечения или диагноза.

Еще одна востребованная услуга — расшифровка анализов. Многие пациенты сами сдают анализы, но нуждаются в их интерпретации. Мы предлагаем доступные решения: консультации стоят от 1000 тенге за 15 минут. Этого времени достаточно для обсуждения большинства вопросов.

Также к нам можно обратиться круглосуточно. Часто это люди с детьми. Звонят с мелкими вопросами, когда ехать в больницу не нужно, но хочется успокоиться или уточнить, что делать. Это часто бывает у молодых родителей, которым проще обратиться за советом, чем беспокоиться.

— За ошибки специалиста отвечает клиника?

—  Врач, работающий через нашу платформу, не является нашим сотрудником в юридическом смысле. Позиционируем себя как цифровую клинику с точки зрения маркетинга. Собираем вместе медиков, которые формально работают в партнерских клиниках. Прямая ответственность за качество медицинских услуг всегда лежит на клинике и враче. Мы же в большей степени отвечаем за сервис: собираем отзывы, анализируем их и выступаем в роли медиаторов, если возникают вопросы. Однако это не означает, что мы не развиваем постоянно решения для оценки качества работы врачей и выявления слабых мест. Пока серьезных ситуаций не возникало.

Что с проектом сейчас?

Год спустя Digital Business вновь поговорил с Нурали Исмагуловым. Летом 2025 года привлек $150 тыс. инвестиций при оценке $2 млн (всего привлечено около $250 тыс.). Осенью стартап вышел на операционную самоокупаемость и теперь планирует выйти в прибыль в горизонте полугода.

Нурали Исмагулов, Metaclinic.kz

Команда расширила продуктовую линейку: помимо разовых онлайн-консультаций, появились подписки для частных клиентов и корпоративные тарифы для бизнеса. Сегодня на платформе зарегистрировано около 370 врачей, 100–150 из них ведут активный прием каждый день. Сервисом воспользовались более 3 тыс.  пациентов. Среди врачей — специалисты из регионов и женщины в декрете, для которых онлайн-формат стал способом легально и стабильно зарабатывать.

«У нас было несколько кейсов, которыми восхищаюсь. Например, пожилая врач, которая работает в отдаленном селе, буквально через месяц после подключения к платформе смогла увеличить доход более чем в 2 раза. Это отличный кейс, так как обычно мы видим только цифры статистики, но здесь человек специально вышел на связь и поблагодарил. Такие случаи мотивируют, так как понимаем, что удалось создать сервис, понятный и удобный даже для пожилых специалистов», – рассказал Нурали.

Также Metaclinic интегрировался с телеком-оператором: онлайн-консультации врача теперь доступны прямо внутри его приложения. На очереди – фитнес-центр. «Сейчас на подходе еще один крупный партнер из фитнес-индустрии, который хочет встроить медицину в свою продуктовую линейку», – пояснил фаундер стартапа.

С точки зрения стратегии Metaclinic тестирует два направления развития: углубление в B2B-сегмент с интеграциями для медицинских клиник и развитие ИИ-инструментов для анализа качества клинических решений.  Скоро появятся  два отдельных приложения: для врача и пациента. В ближайшее время команда также планирует протестировать рынок Узбекистана. «Но наш основной фокус остается на Казахстане. На текущей стадии важно расти здесь, работать над качеством продукта», – заключил бизнесмен.