Экс-депутат мажилиса рассказала о выкупе старых машин у алматинцев и борьбе со смогом
Алматы продолжает искать ответы на вопрос, как снизить уровень смога и улучшить качество воздуха. В городе обсуждается запуск программы выкупа старых автомобилей, внедрение экологических зон с ограничением въезда, а также активизируются инициативы со стороны бизнеса, который предлагает собственные решения проблемы загрязнения воздуха.
О том, какие меры могут дать реальный эффект, где есть риски и почему борьба со смогом требует системного и научного подхода, Digital Business поговорил с Айгуль Соловьевой, председателем правления Объединения юридических лиц «Ассоциация экологических организаций Казахстана».
Наш эксперт — Айгуль Соловьева
- Председатель Правления Объединения юридических лиц «Ассоциация экологических организаций Казахстана»;
- внештатный советник председателя Агентства по взаимодействию с гражданским обществом (с апреля 2021 года);
- член Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан (с апреля 2024 года);
- депутат Мажилиса Парламента РК IV и V созывов;
- член Президиума фракции НДП «Нур Отан», член Совета по экономической политике при фракции (2012–2016).
- Награждена орденом «Құрмет», государственными медалями Республики Казахстан, лауреат премии «Созидание».
Для справки
Согласно данным РГП «Казгидромет», уровень загрязнения воздуха в Алматы продолжает расти. В 2024 году концентрация вредных частиц PM2.5 в воздухе составила 24,08 мкг/м³, что превышает нормы Всемирной организации здравоохранения в 4,8 раза.
Эффект от выкупа старых машин в Алматы
В Алматы планируют запустить программу выкупа старых автомобилей в рамках новых правил охраны атмосферного воздуха. По задумке (а это еще официально не утверждено - прим.ред) под выкуп подпадут только исправные машины, зарегистрированные в городе до 1 сентября 2025 года. Автомобиль должен быть на ходу, а цена будет определяться по принципу медианной рыночной стоимости. Ожидается, что мера поможет обновить автопарк и сократить выбросы, однако, по мнению Айгуль Соловьевой, вклад инициативы в борьбу со смогом не стоит переоценивать.
«Безусловно, окажет определенному проценту содействие по снижению загрязнения воздуха, но важно понять, каким образом и на каких условиях будет осуществляться механизм выкупа, поскольку в системе РОП тоже предусмотрен подобный подход. Транспорт - насколько помню, загрязнения составляют 35 - 45 %, а в основном это угольные тепло- и электростанции, включая печное отопление в частных домах, поэтому внедрение экологических зон и ограниченный выезд для машин - позитивное явление, но при пробках в Алматы выбросы снизятся не так значительно», - утверждает Айгуль Соловьева.
Экологические зоны
Параллельно с выкупом авто в городе обсуждается введение экологических зон с ограничением въезда для машин низкого экологического класса. Айгуль Соловьева считает, что такой подход должен учитывать интересы всего города, а не отдельных районов.
«Разделение на зоны предполагает равномерность, и только центр - несправедливо, поскольку их расположение в одной локации не решит проблемы всей инфраструктуры, поэтому каждый аким района должен рассмотреть этот вопрос», - уточнила собеседница Digital Business.
Борьба со смогом требует расчетов, а не точечных решений
Говоря о более широких мерах по улучшению качества воздуха, Соловьева подчеркивает, что экология - это вопрос здоровья и экономики. При этом любые решения должны опираться на научные данные и системные расчеты.
«Экологические требования и адаптация к ним - это не прихоть, а востребованная необходимость, поскольку у нас отсутствуют данные по влиянию загрязнения атмосферы на здоровье детей и экономику города. Проводимые исследования в развитых странах явно демонстрируют негатив по этим параметрам, если даже не затрагивать грядущие риски, вызовы и угрозы от изменения климата. Хотя у нас в стране приняты стратегии низкоуглеродного развития и углеродной нейтральности, и, как я понимаю, все акимы любого уровня просто обязаны стремиться к ее реализации», - указала Соловьева.
Бизнес в авангарде
В последние месяцы активизировались и бизнес-инициативы. В частности, предприниматели, включая Арсена Томского при поддержке финансовых институтов, таких как Halyk Bank, публично заявляют о готовности инвестировать в поиск решений проблемы смога. Они берут на себя все - от аналитики до нестандартных подходов. Например, Halyk стал стратегическим партнером фонда Almaty Air Initiative, который занимается решением экологических проблем южной столицы. На первом этапе банк направит 100 миллионов тенге на поддержку инициатив фонда, включая образовательные кампании, исследования и закуп оборудования.
Сам же Арсен Томский объясняет проблему так:
«При похолодании на высоте 800 - 1000 м образуется устойчивый инверсионный слой, который не дает воздуху и смогу выходить из «котла». Внутри котла вовсю работают ТЭЦ, частный сектор и сотни тысяч авто, ежедневно создавая огромный объем выбросов в атмосферу. Получается запечатанная газовая душилка. Этот смог из-за розы ветров мотает по долине туда-сюда - днем на юг, ночью на север».
Что предлагают ученые бизнесу - и что нужно докрутить
Среди самых популярных инициатив: высадить большое количество деревьев на севере чаши, в районе Капчагайских холмов. По задумке, днем они будут впитывать тепло от солнца. Ночью в холодном воздухе массив деревьев будет отдавать тепло, создавая мощный восходящий поток воздуха, который сможет пробивать инверсионный слой и выносить смог в верхние слои атмосферы.
«Как раз ночью смог на севере чаши. В итоге его как пылесосом может высосать из городской долины», - объяснил тогда идеи специалистов Томский.
Поддерживая такой вектор, Айгуль Соловьева призывает относиться к отдельным идеям осторожно и дорабатывать их с участием науки.
«На Капчагайских холмах земли заняты продовольственным поясом, поэтому присутствуют сложности. Инициатива может решить проблему или нет - сложно ответить, поскольку посадить большое количество деревьев не только на севере чаши, в районе Капчагая - всегда полезно. А насчет «тепла от солнца и отдачи в холодном воздухе массива деревьев тепла, созданного мощного восходящего потока воздуха, пробивания инверсионного слоя с выносом смога в верхние слои атмосферы» - тут нужны специалисты и опытные испытания.
Одно знаю, что закон сохранения никто не отменял, и от «пылесоса» высосанный смог в виде частиц нужно куда-то девать или утилизировать. В связи с чем поиск физика атмосферы, геофизика и специалистов по компьютерному моделированию, конечно, важны, но для температурной инверсии и динамики расчетов потоки воздуха и турбулентность все-таки требуют экспериментальных испытаний для реалистичной оценки», - заключила Айгуль Соловьева.