«Потенциал для международного роста у региона очень большой». Эксперты рассказали, чего ожидать от венчурного рынка Казахстана в 2026 году
Венчурный рынок Казахстана в 2025 году продолжил развитие. В стране уже выстроилась собственная экосистема, которая привлекает внимание внешних игроков. Фонды стали активнее инвестировать в стартапы, объемы сделок продолжают расти, а в сентябре в стране появился первый «единорог» – Higgsfield AI, оценка которого превысила $1 млрд.
Специально для Digital Business команда Activat VC пообщалась с экспертами из сферы ИТ и финансов, которые рассказали, как трансформируется венчур в нашем регионе и стоит ли ждать в будущем увеличения объемов инвестиций в казахстанские стартапы.
Что происходит с рынком?
Несмотря на общую сложную ситуацию в мировой экономике, инвестиции в стартапы сохраняются на высоком уровне. По данным консалтинговой компании Bain & Company, только во втором квартале 2025-го глобальные объемы венчурного финансирования составили $109 млрд.
На фоне этих цифр Центральная Азия выглядит небольшим рынком, но при этом стабильно растущим. Последнее актуальное исследование (за авторством RISE Research, EA Group, MA7 Ventures, BGlobal Ventures, KPMG и dealroom.co) приводит данные за 2024 год и оценивает общую сумму венчурных сделок в $95 млн. Это на 7% больше, чем в 2023-м, а средний рост рынка в целом с 2018-го составляет 35%. Если взять в отдельности Казахстан, то на нашу страну пришлось 74% от общего объема венчурных инвестиций в Центральной Азии или $71 млн. Аналогичный тренд на рост, по оценкам экспертов, продолжился.

Фото носит иллюстративный характер
Эксперты отмечают, что ушедший год отметился доминированием AI-решений.
– Наиболее привлекательные отрасли – все, что связано с AI. Но с искусственным интеллектом, который значительно влияет на основной функционал продукта, а не просто небольшая функция «для галочки», – говорит исполнительный директор Activat VC Мейржан Есимханов.
– С моей точки зрения оказались наиболее привлекательными AI-native продукты. Но не в виде очередных LLM, а в формате прикладных инструментов: автоматизация продаж, клиентской поддержки, скоринга, внутренних корпоративных процессов. ИИ за этот год перестал быть «фичей» и стал инфраструктурой. Я вижу, как выигрывают те команды, которые сразу строят бизнес вокруг этого, – отмечает основатель Justart VC studio и акционер Most Holding Бахт Ниязов.
– Если говорить по деньгам и вниманию инвесторов, это AI-first, как мы говорим, включая прикладной ИИ в индустриях. HealthTech, MedTech, Enterprise Software, SaaS – это ядро спроса в Казахстане. Но лидирующая вертикаль применения AI – финтех. Он остается базовым или якорным сектором для нашего региона и Казахстана в частности. Видим активность на этом рынке, – рассуждает СЕО и член совета директоров Qazaqstan Venture Group Аскар Билисбеков.

СЕО и член совета директоров Qazaqstan Venture Group Аскар Билисбеков
– Отрасли оказались те же, которые актуальны и по всему миру – это показывают и внешний хайп, и сделки внутри Казахстана. Это все, что связано с финтехом. То, что можно легко продать текущим крупным игрокам в виде Kaspi, Freedom, Halyk, которые устроили друг с другом гонку финтеха. И это реальный выход для очень многих стартапов и реальная рабочая модель, – комментирует независимый финансовый аналитик Андрей Чеботарев.
– 2025 год стал годом искусственного интеллекта. Наибольший интерес вызывают решения на базе GenAI, AI‑агентов и AI‑аналитики данных. Они находят применение от финансов и медицины до госсектора и промышленности, – дополняет главный исполнительный директор венчурного фонда Astana Hub Ventures Айдана Бергазденова.

Фото носит иллюстративный характер
Такой тренд может продолжиться, учитывая общий сохраняющийся интерес в мире к ИИ и акцент правительства Казахстана на внедрение данной технологии в экономику. Это может привести как к созданию еще большего количества проектов в данной сфере, так и дополнительному притоку инвестиций.
Как меняется активность инвесторов?
Мейржан Есимханов отмечает, что объем венчурного инвестирования в регионе увеличивается. Также виден растущий интерес со стороны международных инвесторов. К примеру, стартапы TassVision и Garderob из портфеля Activat VC смогли привлечь инвестиции от европейских инвесторов.
В свою очередь Аскар Билисбеков напоминает, что ключевой сдвиг по активности международных инвесторов – уже не совсем экзотика, а регулярная часть работы нашего венчурного рынка. Cтабильно продолжает расти количество активных инвесторов в казахстанской экосистеме. На рынке работают больше 60 фондов, инвестиционных компаний и супер-ангелов. Среди наиболее активных – MOST Ventures, EA Ventures, MA7 Ventures, Activat VC, Big Sky Capital и другие.
При этом сам подход к их работе проходит трансформацию. К примеру, Activat VC, основанный в 2014 году, начинал свой путь как стартап-студия с 6-ю собственными проектами. Сейчас же компания придерживается философии, когда инвестиции в стартапы на ранних стадиях сочетаются с менторством, аналитикой, развитием коммьюнити и открытием предпринимателям доступа к международным рынкам.

Исполнительный директор Activat VC Мейржан Есимханов
2025 год стал подтверждением правильности выбора такой стратегии. Произошло больше сделок при увеличении сообщества и создании новых партнерств. Сейчас вокруг фонда сформировались сообщества Activat Startup (370+ фаундеров) и Activat Invest – клуб бизнес-ангелов и инвесторов. Компания также сотрудничает с фондами Sturgeon, Domino, UzVC, Sabah, Pasha и другими.
В целом же в регионе меняется культуры самого венчурного инвестирования, когда акцент делается на построении устойчивых перспективных продуктов, а не хайпе и громких заявлениях.
Есть ли потенциал для международной экспансии?
Происходящая в экосистеме трансформация меняет подход к инвестированию. Рост активности локальных игроков, с одной стороны, и все большее внимание к казахстанским стартапам из-за рубежа, с другой, будут дальше поддерживать развитие рынка. А он, к слову, стабильно показывает двузначные среднегодовые темпы роста.
А что же происходит с самими казахстанскими стартапами? Бахт Ниязов говорит, что часть команд уже готовы к выходу на международные рынки.
– При этом важно другое: потенциал для международного роста у региона очень большой. И я скорее смотрю на это как на серьезный upside на горизонте ближайших 2-3 лет. Если говорить конкретнее, то казахстанские команды в среднем сегодня более подготовлены. У них больше опыта, выше уровень глобального мышления, лучше понимание того, как работать с международными рынками. Многие из них уже достаточно активно ведут себя в США, – считает Ниязов.
Схожее мнение выражает и Андрей Чеботарев:

Независимый финансовый аналитик Андрей Чеботарев
– На мой взгляд, многие (команды стартапов), кто реально хочет международную экспансию, поняли, что прежняя модель по типу: «Я взращу что-нибудь в Казахстане, а потом пойду на весь мир» не работает. Поэтому модель, когда сразу идешь на международные рынки, и по сути даже не являешься казахстанским стартапом, – вполне нормальная. Насколько к ней готовы наши ребята по компетенциям – очень хороший вопрос. Но его будут решать уже сами стартаперы, которые будут искать пути и выходы.
– В целом те стартапы, которые получили инвестиции в seed-раундах и приближаются к Series A, готовы к масштабированию и выглядят не хуже коллег из других стран. Главное – построить здесь надежную конструкцию, чтобы «тылы были прикрыты», и найти подходящие рынки для масштабирования, – дополняет Мейржан Есимханов.
– Готовность выходить на международные рынки заметно выше, чем 2-3 года назад. Видим, что все больше команд сразу строят продукт с международным фокусом, используют глобальные акселераторы и программы, сохраняют сильную команду в регионе. Есть яркие примеры Cerebra AI и Higgsfield AI – эти команды задают хорошую динамику в нашей стране и регионе. Но важно, что все-таки масштаб рынка небольшой, и это вынуждает сильные проекты искать более крупные рынки и капитал за пределами региона. Но думаю, что в ближайшие 3-5 лет, а может и меньше, мы будем стараться сократить этот разрыв. Появятся фонды с прицелом на более поздние стадии, и мы над этим усиленно работаем, – уверен Аскар Билисбеков.

Фото носит иллюстративный характер
– 2025 год показал, что выход на развитые рынки остается серьезным вызовом для стартапов региона – как ранних, так и зрелых. Сложность заключается в высокой конкуренции, необходимости адаптировать продукт под локальные особенности, а также в ограниченном доступе к капиталу и партнерствам. Поддержка через международные хабы, такие как Silkroad Innovation в Кремниевой долине, Khan Tengri Innovation в Шанхае и Tumar Innovation в Дубае, делает этот путь более реалистичным, – рассуждает Айдана Бергазденова.
Что будет дальше?
На текущем этапе развития рынка, говорят эксперты, важно расширять экосистему по всем направлениям. И речь идет не только о наращивании объемов инвестиций, но и охвате большего числа их раундов, чтобы казахстанским стартапам были доступны не только ранние стадии.
Бахт Ниязов по этому поводу отмечает, что ускорить развитие венчурного рынка должна более сбалансированная структура финансирования по стадиям. Сегодня, по его мнению, одно из ключевых ограничений – нехватка капитала на поздних раундах.

Основатель Justart VC studio и акционер Most Holding Бахт Ниязов
– В странах региона, и особенно это видно на примере Узбекистана, появилось много стартапов и достаточно активно развиваются фонды ранних стадий. Но дальше возникает разрыв: проекты растут, а подхватить их на следующем этапе просто некому. Долгое время похожая ситуация была и в Казахстане, – говорит он.
Но изменить ситуацию может инициатива по созданию фондов фондов в Казахстане. Она меняет не только доступ к капиталу, но и общее восприятие рынка, прежде всего основателями стартапов. Можно будет построить долгую траекторию роста, а не рассматривать казахстанскую экосистему как «временную стартовую площадку».
Также важно вовлекать в венчурный рынок все больше частных предпринимателей, чтобы росло не только количество инвесторов, но и их квалификация. Это снижает число токсичных решений, при этом повышая качество капитала, что делает рынок более устойчивым. Важными игроками становятся такие структуры, как Qazaqstan Venture Group и Alem Ventures Fund.

Фото носит иллюстративный характер
Мейржан Есимханов добавляет, что ускорить развитие венчурной индустрии может качественное высшее образование и наличие позитивных новостей про местных «единорогов», про выходы и хорошие заработки инвесторов. Первая часть привлечет больше фаундеров, а вторая – потенциальных инвесторов и бизнес-ангелов.
– Сейчас в обществе все еще бытует мнение, что инвестиции на развитие своего проекта можно получить только благодаря связям, но это не так. Нужно бороться с этими стереотипами, – подчеркивает исполнительный директор Activat VC.

Главный исполнительный директор венчурного фонда Astana Hub Ventures Айдана Бергазденова
В свою очередь Айдана Бергазденова считает, что акцент важно делать на объемах доступного капитала в экосистеме – от него напрямую зависит развитие венчурного рынка. Но нужна и инфраструктура в виде акселерационных программ и инициатив по выходу на новые рынки. Именно сочетание доступного финансирования и качественных программ поддержки создают наибольший позитивный эффект для ускоренного роста экосистемы.