Экономист объяснил, почему в Казахстане плохой бензин, а четвертый НПЗ — «миф о халяве»
В подкасте Digital Business с CEO Виталием Волянюком известный экономист Алмас Чукин рассказал о проблемах с бензином и газом в Казахстане. Он объяснил, почему дешевый бензин стал политически чувствительным товаром - и к чему может привести поддержание искусственно низких цен.
Дешевый бензин
Чукин подсвечивает то, как за долгие годы население привыкло к низким ценам на топливо.
«Вот мы за долгие-долгие годы приучили и экономику, и население к дешевому бензину. Вот попробуйте его теперь не дать. То есть я удивляюсь: бензин какой-то сверхчувствительный политический товар вообще. Вот многое дорожает. В парикмахерскую приходишь - там за два года цены выросли в два раза. Я не видел, чтобы кто-нибудь в статье писал, какое безобразие творится с парикмахерскими: волосы нельзя постричь. На улицу с плакатами тоже не выходят. Но стоит на два тенге за неделю повыситься литру бензина - вы десятки статей увидите, постов. Это тоже чувствительная тема. Поэтому правительство выбрало этот процесс ступенчатый», - говорит Чукин.
Четвертый НПЗ - миф о халяве
Экономист объяснил, почему идея построить еще один НПЗ не решит проблему дефицита дешевого бензина - и почему население заблуждается в своих ожиданиях.
«Теперь я объясню, почему надо повышать цены. Вот это всем тем любителям четвертого НПЗ. Они все думают, что государство вольет денег в какой-то четвертый НПЗ, наделает бензина и зальет нас дешевым бензином - и мы будем дальше весело ездить. Мышление обывателя такое, да. Просто им обычно говорят, что бензина не хватает», - подвел к кульминации Чукин.
«Газовая отрасль похоронена своими руками»
Чукин рассказал, как социально низкие цены на газ привели к разрушению целой отрасли - и сейчас, по его словам, мы можем это повторить с бензином.
«Мы сначала полагались на попутный газ, который нам «Шеврон» и прочие три гиганта отдавали - почти 50 миллиардов кубов в год. Руководитель страны в тот момент сказал: «Ну что, газ все равно бесплатно отдают». Ну вот сюда поставим социально низкие цены и будем раздавать дальше бесплатно. Приучили. А теперь мы все переходим на газ. Нужна газификация страны. Нужна газификация электростанций - а газа нет. При том парадокс, что газа полно - разведанного, но он лежит в земле. Чтобы газ в земле превратился в газ в трубе - нужны инвестиции. А какой дурак будет делать инвестиции в газ, когда у него средняя розничная цена 50 тенге, а его добыть стоит 60 тенге? Это только добыть, не считая всего остального: заплатить налоги, доставить, продать и так далее. Создали плановую убыточную отрасль. И 30 лет ни один частный инвестор не вложил ни одного тенге в добычу газа в Казахстане», - объяснил Чукин на примере.
Дефициты создаются фиксированными ценами
И качество топлива, кстати, не становится лучше по той же причине:
«Почему у нас нет хорошего бензина? Почему у нас не хватает авиакеросина и всего прочего? А вы еще ниже цены поставьте - его вообще не будет. Потому что этот бензин из-под палки заставляют национальные НПЗ производить и отдавать по низким ценам. И все частные бензопродавцы стоят в очереди, чтобы получить по фиксированным государственным ценам. Потому что всем нравится получить что-то «датируемое», чуть-чуть добавить и продавать. Был бы рынок - все было бы совершенно по-другому. Мы бы завалили бензином всю Центральную Азию и все прочее. Сейчас мы импортеры продуктов. Страна, у которой огромные запасы нефти. Мы не обеспечиваем себя почти ничем. Дизель есть, но нет зимнего, бензин есть, но нет 95-го. Керосин есть, но не тот, и не хватает. Смешно же это все», - заключил Алмас Чукин.