Юрист рассказал, почему игорный бизнес в Казахстане больше не будет платить НДС

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции
Дата публикации: 24.12.2025, 16:35
2025-12-24T16:35:41+05:00
Юрист рассказал, почему игорный бизнес в Казахстане больше не будет платить НДС

С 1 января 2026 года в Казахстане вступают в силу изменения в налоговом законодательстве, согласно которым игорный и лотерейный бизнес выводятся из-под обложения налогом на добавленную стоимость. Это решение уже вызвало активное обсуждение в обществе и бизнес-среде. Управляющий партнер SOLIS Partners, юрист Чингис Оралбаев, подробно разъяснил Digital Business, что именно стоит за этим изменением — и почему речь не идет о налоговых льготах для игорной отрасли.

Игорный бизнес выходит из НДС

Как поясняет эксперт, освобождение игорного бизнеса от НДС закреплено официально и является частью системной налоговой реформы, а не точечным послаблением.

«В разъяснении Комитета государственных доходов при Министерстве финансов Республики Казахстан от 19.12.2025 прямо закреплено, что с 1 января 2026 года деятельность в сфере игорного бизнеса и обороты, связанные с лотерейной деятельностью, относятся к числу оборотов, не подлежащих обложению НДС. Они указаны в одном ряду с реализацией товаров, работ и услуг, освобожденных от НДС, оборотами с местом реализации за пределами РК и отдельными категориями товаров по статье 474 нового Налогового кодекса. Такое позиционирование принципиально: игорный бизнес не получает пониженной ставки или специальных вычетов, а выводится из объекта НДС на уровне самой конструкции налога», - говорит Чингис Оралбаев.

Это перераспределение налоговой нагрузки

Юрист подчеркивает, что исключение игорного бизнеса из НДС совершенно не снижает общую налоговую нагрузку на сектор.

«Исключение операций из объекта НДС означает, что игорные операторы не включают НДС в стоимость услуг и не формируют по ним входной НДС для целей зачета, но это компенсируется иными фискальными механиками (повышенные ставки КПН, объектные налоги, специальные режимы). Для налоговых правоотношений это означает смену фокуса: от универсального косвенного налога (НДС) к более адресным инструментам, привязанным к специфике игорной деятельности и ее инфраструктуры», - говорит специалист.

Практические последствия для бизнеса

По словам Чингиса Оралбаева, для участников игорного рынка это означает не экономию, а необходимость пересмотра налоговой модели и внутренних процедур.

«Теперь операции, связанные с организацией азартных игр и лотерей, не облагаются НДС и не участвуют в НДС цепочке (нет начисления налога и права на вычет по этим оборотам). Значит это, что налоговая нагрузка смещается в сторону прямых и специальных налогов, а также усиленного администрирования через цифровые инструменты и учет объектов игорной инфраструктуры. С учетом этого игорный бизнес должен рассматривать исключение из НДС не как возможность экономии, а как сигнал к пересмотру налоговой модели, комплаенс процедур и прозрачности оборотов», - указывает Оралбаев.

Как отреагирует общество

Эксперт также обращает внимание на риск неверного восприятия этих изменений в обществе.

«Разъяснение КГД формализует техническую сторону вопроса, но не снимает риск общественного восприятия освобождения игорного бизнеса от НДС как «смягчения» режима. Для регулятора это инструмент оптимизации администрирования и концентрации контроля на специальных налогах и цифровой прослеживаемости, тогда как для общества необходимы дополнительные разъяснения, что фактическая совокупная нагрузка на игорный сектор не снижается. С учетом официальной позиции КГД участникам рынка целесообразно выстраивать стратегию именно исходя из модели «вне НДС, но под усиленным специальным и корпоративным налогообложением», а не исходя из ожиданий фискальных льгот», - заключил собеседник Digital Business.