Почему 95% корпоративных ИИ-проектов проваливаются и как Documentolog планирует исправить это

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции 100 стартап-историй Центральной Азии 100 стартап-историй Центральной Азии
Дата публикации: 19.12.2025, 14:03
2025-12-19T14:03:35+05:00
Почему 95% корпоративных ИИ-проектов проваливаются и как Documentolog планирует исправить это

Неутешительная статистика MIT и McKinsey — 95% корпоративных ИИ-проектов терпят неудачу. Главные причины провалов — нет правильной интеграции ИИ-агентов в процессы, нет доступа к актуальным данным и недостаточное понимания внутренней жизни компании, контекста. Ответом на эти вызовы стала мультиагентная платформа D8N.ai от казахстанской ИТ-компании Documentolog.

Корреспондент Digital Business посетила презентацию нового продукта и узнала, как подход Documentolog позволит создать ИИ-агентов, которые действительно встраиваются в процессы, работают с корпоративными данными и соблюдают установленные правила.

«Бумажные или ручные процессы — это настоящий red flag для внедрения ИИ»

Представление о том, что искусственный интеллект можно внедрить в любую компанию, оказалось иллюзией. Основатель и гендиректор Documentolog Байжан Канафин на презентации обозначил ключевую мысль и главное заблуждение: ИИ не может быть стартовой точкой, это уже верхний этаж цифровой зрелости. Полноценно внедрить его можно лишь тогда, когда цифровизация в компании прошла все необходимые уровни. А вот бумажные или ручные процессы — это настоящий red flag для внедрения AI.

«ИИ обучается только на цифровых данных, которые появляются внутри цифровых процессов. Бумажный процесс — это длинные цепочки согласований, риски потери информации и, главное, потеря знаний. Каждая бумажная подпись — это утраченный интеллектуальный капитал», — объясняет риски Байжан Канафин.

Эксперты Documentolog видят путь к эффективному внедрению корпоративного искусственного интеллекта как лестницу из 4 ступеней:

  1. Цифровизация — перевод процессов с бумаги и из голов сотрудников в систему
  2. Стандартизация — формализация регламентов, шаблонов, зон ответственности
  3. Интеграция — объединение разрозненных систем (CRM, ERP, 1С, почта) в единую среду
  4. Интеллектуализация — внедрение ИИ-агентов, способных работать с этой средой

«Вот почему Documentolog оказался очень правильным фундаментом для ИИ: мы долгие годы (компания Documentolog работает с 2007 года – прим. Digital Business) строили первые три ступени — процессы, стандарты и единую цифровую среду, — поясняет Канафин. — Наша ценность заключается не столько в технической платформе, сколько в методологической базе, позволяющей давать клиентам лучшие практики».

«ИИ-агенты — это не готовые сотрудники, а очень умные студенты»

Мультиагентная ИИ-платформа D8N.ai, которую компания предлагает как решение этой боли, построена на проверенной no-code-основе Documentolog Platform. Она сохраняет весь привычный функционал автоматизации, но предлагает новый интерфейс, спроектированный вокруг ИИ-агентов как центрального элемента работы. Архитектура системы состоит из 6 уровней — это данные, процессы, знания, интеллект, агенты и интерфейс.

«Центральным элементом нового интерфейса D8N.ai стал корпоративный чат — универсальный хаб для общения с коллегами и подключения персонализированных агентов в несколько кликов. Не менее важна интегрированная почта, которая позволяет прямо из письма создавать задачи и вызывать помощников, исключая ручной перенос данных. Для управления временем добавлен единый календарь, активно взаимодействующий с агентами», — рассказывают в Documentolog.

Говоря о цифровых ИИ-агентах, Байжан Канафин объяснил, что это специализированные цифровые работники, действующие в рамках заданных ролей.

«Они не являются готовыми сотрудниками. Это, скорее, очень умные студенты, которых нужно погрузить в специфику компании. Сначала идет формальное обучение — загрузка регламентов, политик и шаблонов, то есть «теоретический курс» по работе компании. Затем наступает этап исторического обучения, где агент анализирует логи и реальные решения сотрудников, постигая не только прописанные правила, но и живую практику. И, наконец, ключевой этап — постоянная обратная связь от пользователей в формате «правильно/неправильно», позволяющая тонко корректировать поведение помощника под уникальный стиль работы организации», — разъяснил он.

Как же эти обученные «цифровые коллеги» выглядят на практике? Гендиректор Documentolog продемонстрировал 6 базовых агентов

  • D8N Assistant — персональный помощник каждого сотрудника. Анализирует входящие документы и письма, предлагает действия, снижает когнитивную нагрузку.
  • D8N HR — цифровой HR-партнер. Автоматизирует процессы от оформления отпусков до онбординга, существенно снижая нагрузку на HR-службу и повышая прозрачность.
  • D8N Legal — цифровой юрист. Сокращает до 70% типовой юридической работы, проверяя договоры по корпоративным правилам и risk-матрице за минуты.
  • D8N Sales — консультант по продажам. Формирует КП, работает с возражениями, обеспечивая единый стандарт продаж и рост конверсии.
  • D8N Accounting — аккаунт-менеджер. Контролирует SLA, фиксирует активности клиентов, снижая их отток и повышая лояльность.
  • D8N CFO — финансовый интеллект. В режиме 24/7 анализирует данные, предоставляет руководству не отчеты, а готовую аналитику для принятия решений на основе фактов, а не интуиции.

«Возможности AI-платформы не ограничиваются внутренней цифровой командой. D8N.ai поддерживает подключение любых внешних систем и приложений через API, протокол MCP и сценарные инструменты вроде n8n. Это означает, что прямо из интерфейса системы вы сможете искать авиабилеты, бронировать отели, оформлять служебные записки на командировку, резервировать столики в ресторанах и взаимодействовать с другими корпоративными сервисами — не выходя из Documentolog и с полным соблюдением требований информационной безопасности», — добавил Байжан Канафин.

Доступность и перспективы

Презентованный инструмент будет официально доступен с 17 февраля 2026 года. В релиз войдут все текущие возможности Documentolog Platform, конструктор агентов, обновленный интерфейс и мобильное приложение. Для казахстанских компаний цена составит 8 990 тенге в месяц за пользователя, включая функционал пяти агентов. Существенное предложение действует для текущих клиентов: бесплатное обновление и фиксация стоимости лицензий на два года.

В завершение презентации Байжан Канафин сформулировал философию продукта: «Будущее компаний — это не «ИИ вместо человека», а искусственный интеллект плюс сотрудник. Человек принимает решения, ИИ снимает рутину».