23-летний казахстанец построил бизнес на игрушках с оборотом 100 млн тенге в год

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Новый выпуск подкаста уже на YouTube! Новый выпуск подкаста уже на YouTube!
Дата публикации: 15.12.2025, 09:22
2025-12-15T09:22:51+05:00
23-летний казахстанец построил бизнес на игрушках с оборотом 100 млн тенге в год

23-летний Алишер прошел путь от маленькой мастерской и бизнеса на продаже муравьев до создания мини-цеха по производству игрушек. Сегодня его бренд Qtoys выпускает 300 моделей интерактивных игрушек на 65 принтерах и готовится масштабироваться до 70–80 устройств. Годовой оборот компании уже превышает 100 миллионов тенге. Алишер Османов в интервью Digital Business рассказал о том, как он выстроил производство с нуля, почему ставка на собственные 3D-принтеры стала ключевым решением. И как в его представлении должна выглядеть «игрушечная фабрика будущего».

Алишер Османов

От игрушек до пиротехники

Алишер родился в небольшом городе Жаркент. С детства мальчик отличался любознательностью: любил разбирать и снова собирать игрушки, чтобы понять, как устроен механизм изнутри. Даже к изготовлению своей первой рогатки он подошел серьезно.

«Я не хотел делать обычную рогатку из палки и медицинского жгута. Копил на школьных обедах 2–3 месяца, чтобы купить специальную резину. Рассчитывал оптимальную форму и длину жгута, точные значения для создания максимально эффективной рогатки. И так во всем. В одно время увлекся фейерверками, начал их разбирать. Потом созрел план создать порох, пришлось изучить основы химии. Этим увлечением доставил родителям немало переживаний», — вспоминает герой.

Родители поддерживали его неутомимый дух исследователя. Из старой пристройки соорудили маленькую мастерскую, где он мог экспериментировать.

«Лет в 13–14 мы переехали с семьей в Алматы. Тогда я взял с собой маленький чемоданчик. Я же не мог мастерскую перенести в квартиру, поэтому положил туда дорогие сердцу вещи. В том числе, муравьиную ферму», — рассказывает Алишер.

Муравьи на миллион

В подростковом возрасте у Алишера появилось необычное хобби — мирмекиперство (содержание и наблюдение за муравьиными колониями дома). Он начал изучать их повадки, держать фермы и даже искать редких королев для разведения. Первую королеву поймал еще в Жаркенте, а затем увлечение быстро переросло в небольшой бизнес.

«Я выложил фотографии одной королевы Camponotus Fedtschenkoi в специализированный паблик ВКонтакте. Оказалось, в России за таких муравьев готовы платить, и я продал двух королев примерно за 15–20 тысяч тенге. Это был мой первый опыт и первые шаги в предпринимательстве», — вспоминает Алишер.

Алишер Османов

Хобби переросло в полноценный бизнес: он начал ловить королев и отправлять их покупателям из разных стран, продвигая свое дело под брендом Qants.

«Помимо продажи самих муравьев, я изготавливал и продавал муравьиные фермы. Чертил их в CAD-программах и отправлял на лазерную нарезку. Эта работа требует точности: нужно продумывать все ходы и отверстия, чтобы ферма была функциональной. Они продавались как наборы для новичков — для детей и родителей, а также как более сложные комплекты для коллекционеров. Будучи студентом колледжа, на муравьях построил неплохой бизнес», — рассказывает он.

Были и трудности. Поставки муравьев из Таиланда, Индонезии, Африки и Китая шли непредсказуемо: часть насекомых погибала при транспортировке, поставщики подводили, а кассовые разрывы иногда достигали существенных сумм.

«Буду жить от зарплаты до зарплаты?»

На фоне долга в 3 миллиона тенге и мертвого сезона в муравьином бизнесе Алишер был вынужден искать работу.

«Устроился менеджером по продажам в одну компанию. Проработал примерно месяц по графику 2/2, почти с утра до ночи. Когда наконец получил первую зарплату, был, мягко говоря, ошеломлен: 60 тысяч тенге за месяц работы. В голове прокручивались мысли: «Неужели я ради этого учился? Буду жить от зарплаты до зарплаты?» Моей злости не было предела», — вспоминает он.

Не только гнев овладел нашим героем, но и обида. Он вышел из офиса и решил пройтись пешком, чтобы остыть.

«До сих пор помню этот день. Зима. Холодно. Вспомнил про свой 3D-принтер, на котором пробовал распечатать когда-то игрушки для муравьиных ферм. Как раз в рюкзаке лежали пара образцов. Недолго думая, объявил себе челлендж: дойти пешком до дома (около 10 км) и заходить в каждое помещение, будь это магазин или ТРЦ, предлагая свои изделия. Не помню, сколько зданий обошел, и как много отказов получил, но в итоге добился своего. В одном из ТРЦ одна из продавщиц проявила интерес и попросила оставить под реализацию. На следующий день от нее получил СМС: «Все продано. Приноси еще». Моему счастью тогда не было предела», — рассказывает Алишер.

Алишер Османов

Первые заработанные 200 тысяч тенге

— После того случая с продавщицей, которая попросила еще игрушек, все постепенно начало налаживаться. Первые пару месяцев я работал только с ней — мы и сейчас в хороших отношениях, продолжаем поставлять товар уже оптом. Параллельно начал искать новые каналы продаж, сам ходил по точкам, предлагал продукцию, пробовал разные варианты.

В начале весны 2024 года первый раз вышел на ярмарку — кажется, это было в ТРЦ «Спутник». За два дня продал продукции примерно на 200 тысяч тенге — шок! Тогда у меня был всего один принтер. Понял, что спрос есть, и стал регулярно выходить на ярмарки. Со временем начали подключаться и новые оптовые покупатели.

По мере роста продаж производственная база также расширялась. Примерно через два месяца купил второй принтер — это было в конце февраля 2024 года. В начале марта появился третий, а к концу апреля — уже четыре. Тестировал разные виды пластика, начал работать напрямую с Китаем, закупая материалы. Постепенно появлялся стабильный кэшфлоу, который позволял докупать оборудование.

Алишер Османов

Первый «мини-цех» располагался прямо дома у родителей — десять принтеров в работе. Позже арендовали небольшое подвальное помещение площадью около 30 квадратных метров. Для 3D-печати этого более чем достаточно, по сей день находимся там. Если все пойдет по плану, к Новому году производство расширится до 70–80 принтеров, сейчас работают 65 принтеров.

Ближе к середине лета прошлого года у меня появился первый сотрудник — помощник-продавец. Я уже физически не успевал сам выходить на точки: тогда мы работали сразу на двух ярмарках. Так появился новый бренд Qtoys, точнее, мы сделали ребрендинг от Qants. На сегодня уже успели произвести 100 тысяч игрушек, и в ассортименте 300 моделей — от супергероев и персонажей игр до динозавров и разных животных.

Первые инвестиции — Kaspi рассрочка

— Мой стартовый капитал был, по сути, отрицательным — минус три миллиона тенге. На момент, когда я запускал Qtoys, никаких накоплений не было, поэтому первые инвестиции выглядели очень скромно.

Первый 3D-принтер я купил примерно за 400 тысяч тенге — в рассрочку через Kaspi, потому что заплатить сразу просто не мог. Точно так же в рассрочку покупал пластик и материалы. На сырье в начале уходило около 50–100 тысяч тенге. То есть старт бизнеса обошелся где-то в 450–500 тысяч тенге, и все эти покупки были сделаны без фактических денег.

У меня не было другого выхода. Чтобы хоть как-то начать, приходилось крутиться — влезать в новые долги. Но именно этот подход и позволил запустить производство, даже когда финансовая ситуация была критической.

Алишер Османов

Как создаются игрушки

Производство интерактивных 3D-игрушек в Qtoys — занимательный и достаточно долгий процесс, сочетающий цифровые технологии с ручной работой. Все начинается с выбора идеи. Команда Qtoys не создает 3D-модели с нуля, а приобретает их у дизайнеров.

«Модели игрушек мы приобретаем у дизайнеров на онлайн-маркетплейсах, например, на Cults 3D. Цена за одну модель варьируется от 1000 до 10 000 тенге, плюс мы платим лицензионные сборы. Это позволяет нам иметь огромный ассортимент — порядка 300 моделей, или около 700 позиций с учетом различных цветов».

После 3D-модель проходит через этап слайсинга для дальнейшей печати.

«Это очень важный этап. Программа-слайсер — это, грубо говоря, переводчик с языка 3D-модели на язык 3D-принтера. Она дает принтеру четкие инструкции: как двигаться, сколько пластика выдавливать, как нагреть экструдер и платформу, как плавить пластик, чтобы создать модель слой за слоем».

Для этого используются импортные, в основном бесплатные open-source программы.

«На данный момент нет достойных отечественных аналогов, поэтому мы используем мировые разработки. За использование программ не нужно платить; они созданы сообществом и доступны всем».

На этом этапе в дело вступают 3D-принтеры. Qtoys использует доступные FDM-принтеры, которые позволяют удерживать себестоимость продукции на приемлемом уровне.

«В данный момент мы выбираем FDM 3D-принтеры — самые стандартные, можно сказать, «масс-маркет». Мы не используем специальных технических принтеров, так как они очень дорогие и немного для других целей. Это позволяет производить недорогие игрушки. Одна игрушка, в зависимости от размера и сложности, может печататься от нескольких часов до 15–20 часов».

Алишер Османов

В качестве сырья используется экопластик.

«PLA-пластик (полилактид) добывается из кукурузы и тростника. Это безопасный, экологичный материал, который не содержит вредных бисфенолов, как многие другие виды пластика».

Алишер Османов

После завершения печати игрушки выходят из принтера уже собранными и практически готовыми.

«Большинство наших игрушек интерактивные, подвижные, и они печатаются уже в сборе. Требуется лишь небольшая постобработка, которую может выполнить один или два сотрудника. Нужно убрать излишки сырья, если понадобится, зажигалкой пройтись по краям».

От чего зависит цена

— Себестоимость игрушки формируется не только за счет сырья, но и из-за высокой доли амортизации оборудования. В первую очередь учитывается стоимость пластика, причем неизбежные отходы при смене цвета увеличивают затраты. Разберем второе — амортизацию принтеров.

Например, маленькая игрушка, продающаяся за 750 тенге, имеет себестоимость около 250–350 тенге. В то же время крупная игрушка за 10 000 тенге обходится примерно в 3500–5000 тенге. Эта высокая себестоимость объясняется продолжительностью печати: один принтер может быть занят одной моделью 15–20 часов, в отличие от быстрого литья, используемого в массовом производстве.

Для расчета амортизации общая стоимость принтера делится на его ожидаемый ресурс — около 10 000 часов (при идеальных условиях), чтобы определить стоимость износа за каждый час работы. Таким образом, в себестоимость крупной игрушки могут входить, например, 2000 тенге на пластик и 3000 тенге на амортизацию принтера.

Оборот компании превысил 100 млн тенге

Алишер разделяет доход по четырем основным каналам: офлайн-продажи на ярмарках, оптовые продажи, продажи через Instagram и маркетплейс Kaspi.

«Все каналы приносят примерно одинаковый доход. Клиентам Instagram мы доставляем по городу курьерами, в другие города — через Kaspi или CDEK. Также начинаем работать с корпоративными заказами — недавно делали маскота для европейской компании и напечатали дополнительно 140 экземпляров. Рентабельность нашего бизнеса находится на стандартном для товарных рынков уровне и колеблется от 5% в худшие периоды до 25% в успешные месяцы, что сильно зависит от объема продаж. Это означает, что при выручке, скажем, в 10 миллионов тенге, чистая прибыль может составлять от 1,5 до 2,5 миллионов тенге. За текущий незакрытый год оборот компании ориентировочно достиг отметки в 100–110 миллионов тенге, что значительно превышает прошлогодний показатель, составлявший около 30–40 миллионов тенге», — делится он.

Алишер Османов

Основные операционные расходы, не включенные в себестоимость (где уже учтены сырье и амортизация), это фонд оплаты труда (ФОТ) и аренда.

ФОТ составляет порядка 2,5 миллиона тенге в месяц на команду из семи человек, включая продавцов, управляющего, маркетолога, SMM-специалиста и ответственного за производство.

«Аренда торговых точек требует около 1,5 миллиона тенге в месяц. Эта сумма покрывает затраты на единственную постоянно действующую точку (например, один стол на проходном месте может стоить 900 000 тенге в месяц) и аренду 2–3 выездных точек для ярмарок по выходным. В целом, доля аренды составляет примерно 15% от выручки, но может вырасти до 50% в плохие дни», — пояснил герой.

Планы на будущее

— На ближайшую перспективу, а именно к 2026 году, поставлена очень значимая цель: сделать так, чтобы большинство родителей в Казахстане знали, что такое Qtoys и что это за бренд. Развитие компании напрямую связано с постоянным наращиванием производственных мощностей. Мы уже сейчас увеличиваем производство вдвое, до конца года ждем еще 15 принтеров.

Еще в планах выйти на новые маркетплейсы, в частности, подключить Wildberries для расширения географии и аудитории. Кроме того, хотим активно развивать канал в TikTok, который пока только раскачивается. Также будем целиться на корпоративные заказы, что позволит работать с крупными клиентами и создавать кастомизированные продукты.

В целом, стратегия сводится к тому, чтобы превратить Qtoys в общеизвестный бренд и расширить его присутствие во всех ключевых точках продаж и коммуникации с потребителем.

Алишер Османов

Для тех, кто рассматривает вход в эту нишу, существуют серьезные финансовые и временные барьеры, к которым необходимо быть готовым. В первую очередь, это касается отсутствия быстрой прибыли: вы должны быть готовы работать около полугода без дохода, просто разбираясь в технологии и настраивая процессы до выхода на операционную окупаемость.

Во-вторых, необходимо принять стартовую рентабельность на уровне всего 5–25%, которая достигается не сразу. Самое значительное препятствие — длительный срок окупаемости оборудования. Ваши 3D-принтеры, представляющие основное капиталовложение, окупают себя в течение года-двух.

Это долгая игра, требующая сильной веры в проект, поскольку в случае неудачи все это оборудование может быстро превратиться в мертвый груз. Таким образом, любой, кто входит в эту нишу, должен честно оценить свою готовность к долгосрочным инвестициям, низкой стартовой рентабельности и решению огромного спектра задач от технического обслуживания машин до прямых продаж. Развивать бизнес сложно, а тем более производство поднимать вдвойне сложно.