Казахстанку попросили перейти на ОУР, а она решила закрыть ИП — как все прошло

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Cмотрите нас на YouTube! Cмотрите нас на YouTube!
Дата публикации: 12.12.2025, 11:07
2025-12-12T11:07:15+05:00
Казахстанку попросили перейти на ОУР, а она решила закрыть ИП — как все прошло

В Казахстане в 2026 году вступают в силу положения нового Налогового кодекса, из-за которых многим индивидуальным предпринимателям на упрощенном режиме придется пересматривать формат работы. Обновленными нормами усложняется взаимодействие ИП с юридическими лицами: ТОО не смогут относить расходы на услуги таких ИП на вычеты, что делает сотрудничество не выгодным. Кто-то согласится на новые условия игры, а кто-то - выходит. Читательница Digital Business выбрала второй вариант - и рассказала о том, как почти целый квартал потратила на то, чтобы пройти простейшую процедуру - закрытие ИП.

Почему решилась закрыть ИП

По словам бывшей предпринимательницы, все началось с просьбы основной компании, которую она обслуживала.

«У меня было ИП на упрощенном режиме. Я пару лет работала с ТОО, но в какой-то момент они попросили меня перейти на общеустановленный режим. Мне это было невыгодно, поэтому я предложила им принять меня в штат - они согласились. А из-за отсутствия необходимости в ИП я подала на его закрытие. Чуть больше двух месяцев у меня заняло то, чтобы полностью разобраться с процедурой закрытия», - рассказывает собеседница.

С чего все началось

Дарья вспоминает, что процедуру закрытия она начала с попытки правильно разнести все ранее отправленные платежи по нужным КБК (коды бюджетной классификации).

«Первое, что нужно было сделать, - оплатить все налоги на тот момент. Я высчитывала, чтобы к моменту сдачи отчетов у меня по налогам все было ровно - как же я ошибалась. Очень много времени я потратила на визиты в налоговую - мы разбирались в платежах, потому что деньги мифическим образом сели не на те КБК и не на те счета - перекидывали их. Это первое, что нужно сделать - у вас не должно быть долгов», - рассказывает читательница.

О подаче отчетности и заявлении на закрытие

Процесс формально прост, но требует внимательности: ликвидационная отчетность и заявление должны подаваться строго в один день, а статус обработки нужно отслеживать вручную.

«На тот момент уже существовало два кабинета: как раз запускался новый кабинет налогоплательщика. Я подавала заявление на закрытие через кабинет cabinet.gov.kz. Первое, что нужно было сделать - сдать ликвидационную отчетность. Я пыталась сдавать ее и раньше, но, как уже рассказала выше, дважды получала отказы из-за тарабарщины с разносами по КБК. Дальше: в день подачи ликвидационной отчетности нужно подать заявку на ликвидацию ИП. Есть там соответствующий раздел и все довольно удобно: все нужные кнопки сверху. Заходишь в раздел сдачи отчета и среди форм ищешь ликвидационную. После того как я ее сдала, ждала пока появится статус «разнесена». И только после этого я подавала заявление на закрытие ИП», - рассказывает Дарья.

Поиск пропавших уведомлений

Вторым камнем преткновения для читательницы стали стали несовпадения в интерфейсах двух кабинетов налогоплательщика (старого и нового), а также в отсутствии автоматических уведомлений.

«Вторым кругом ада для меня стало ожидание уведомления о закрытии ИП - я стерла краску кнопки F5 на клавиатуре, но так его и не дождалась. С бухгалтером, которая мне помогала, мы обнаружили подтверждение о закрытие только спустя две или три недели: оказалось, что ИП действительно закрыто. А узнали мы об этом, позвонив в налоговый комитет, где нам подтвердили прекращение деятельности и подсказали зайти в новый кабинет - knp.kgd.gov.kz. Кстати, даже там само уведомление пришлось упорно искать на задворках сайта. Оно почему-то не отображалось в личном кабинете в разделе уведомлений. Отображался лишь статус о прекращении деятельности ИП. Может быть, сейчас есть какие-то доработки, и процесс стал проще, но я этого уже не узнаю», - заключила Дарья.