Казахстанка запустила стартап, который помогает поступать на гранты в университеты США, Европы и Азии
Аминэ Хадыр родилась в Баян-Өлгей — регионе на западе Монголии, где живет около 100 тысяч этнических казахов, сохранивших язык и традиции. В 16 лет девушка поступила в университет в Боснии и Герцеговине на программу по менеджменту и ИТ. Дальше были MBA в Турции и Франции, работа в банке и стартапе, а после — Высшая школа бизнеса Назарбаев университета. Так Аминэ оказалась в Казахстане. Вскоре она стала мамой, и во время декрета запустила языковую онлайн-школу, которая со временем трансформировалась в стартап YerAI Mentor. Это цифровой ментор, который сопровождает абитуриентов, в первую очередь из регионов, на всем пути поступления в зарубежные университеты.
Для совместного проекта Digital Business и Astana Hub «100 стартап-историй Центральной Азии» Аминэ рассказала, из-за чего после учебы в Европе решила приехать в Казахстан, как запустила свой первый бизнес и почему решила делать ИТ-стартап. Также поговорили о том, как именно YerAI Mentor помогает абитуриентам и в какие университеты они могут поступить.
«В 19 лет уже окончила университет и прошла на MBA»
— Аминэ, расскажите о вашей жизни в Монголии. И как вы в 16 лет смогли поступить в вуз?
— Моя мама — одна из первых учителей английского языка в городе Өлгий — воспитывала меня одна. Жили мы очень скромно, но я выросла в интеллектуально богатой атмосфере — мама привила любовь к книгам и иностранным языкам.
В 12 лет прошла вступительный экзамен в Монголо-Турецкий лицей. Участвовала и побеждала в олимпиадах по математике, русскому, турецкому и английскому языкам. В том числе на международных — именно они стали моим окном в мир.
Из-за того, что пошла в школу раньше на 2 года, уже в 16 лет поступала в университет. Выбрала International Burch University в Сараево — столице Боснии и Герцеговины. Делегация из этого университета приезжала в Монголию и предложила три полных гранта ученикам Монголо-Турецкого лицея. Я оказалась в числе тех, кого выбрали, так как была одной из лучших учениц в школе. Плюс благодаря сильному английскому мне не нужен был foundation year — сразу пошла на основной курс.
К 19 годам получила диплом бакалавра. Закончила университет со степенью Magna Cum Laude (в переводе с латыни — «с большой похвалой»). После бакалавриата получила турецкую государственную стипендию Türkiye Bursları и поступила в Marmara University на программу MBA с фокусом на организационное поведение. Также по Erasmus училась в парижской INSEEC Business School, где специализировалась на международном менеджменте. Закончила магистратуру с отличием.
— Чем занялись после окончания учебы?
— Во время обучения на MBA в Стамбуле получила предложение стажировки в местном офисе Европейского банка реконструкции и развития. Работала в ETC Hub (Early Transition Countries) в отделе агробизнеса. А после магистратуры присоединилась к стартапу Copyrobo (сейчас называется Proofstack – онлайн-служба нотариального заверения с блокчейн-протоколом – прим. Digital Business) в маркетинговую команду. Потом от одной из подруг узнала о Назарбаев университете (НУ) и отправила туда резюме. Это был 2017-й год.
Вскоре меня пригласили на интервью. При этом параллельно получила хороший оффер в Улан-Баторе. Но все-таки приехала в Астану и стала работать стажером в Назарбаев университете. Потом меня приняли как Teaching & Research Assistant в Высшую школу бизнеса НУ. Посчастливилось работать с профессорами из США и разных стран Азии.
— Когда решили уйти из найма в бизнес?
— В 2019 году стала мамой. В декрете поняла, что нужно зарабатывать, но при этом находиться рядом с малышом. Тогда подумала: «Почему бы не преподавать онлайн?».
В итоге на личные деньги запустила онлайн-школу по английскому и турецкому языкам, а также по подготовке к IELTS, SAT и поступлению за рубеж. На старте делала все сама: от продаж до обучения и менторства. Позже появилась команда преподавателей.
Работали преимущественно с ребятами из деревень и маленьких городов. Через несколько месяцев после запуска у нас было минимум по 50 учеников в месяц. Однако всегда хотела помогать гораздо большему количеству людей. Была убеждена: менторство должно быть доступным для всех. Только проблема в том, что не существует платформы, которая объединяла бы все, что делают образовательные центры. В итоге решила ее создать – так появился YerAI Mentor.
«AI-система выступает как настоящий экзаменатор — оценивает ответы и указывает на ошибки»
— Как пришлось трансформировать онлайн-школу, которая хорошо работала на протяжении 6 лет?
— Запустила YerAI Mentor летом 2025 года, когда участвовала в программе Astana Hub AIpreneurs и стала финалисткой второго батча. Там решила создать полноценного цифрового ментора, который сопровождает абитуриента на всем пути к поступлению.
На первых порах делала все сама: придумывала дизайн, выстраивала логику и архитектуру продукта, интегрировала AI. У меня не было классического технического образования, но какую-то ИТ-базу получила в университете. А недостающие навыки развила уже самостоятельно.
Первый MVP YerAI Mentor представлял собой IELTS Mock Test, работающий на базе модели GPT-4, который сразу оценивал speaking и writing. Позже пришли к платформе, способной закрывать задачи на всем пути поступления в зарубежный университет — IELTS, эссе, гранты, CV, виза. При этом она доступна на трех языках: казахском, русском и английском.
— В чем особенность платформы? Что она дает абитуриентам?
— Наш продукт сочетает AI и методологию реального наставника. Система обучена на сочетании нескольких источников и практических сценариев, связанных с поступлением. Структурах и критериях IELTS, академической логике и принципах сильного эссе, требованиях университетов разных стран, реальных сценариях собеседований и консультаций.
Сам продукт можно разделить на несколько составляющих. Первая — Speaking, которая состоит из трех отдельных AI-модулей. Это полноценная имитация IELTS Speaking, инструмент для развития общего разговорного английского и симулятор визового интервью. Интерфейс и подсказки доступны на трех языках, но практика проходит только на английском.
Вторая — Writing Checker. Это AI-инструмент для проверки письменных работ формата IELTS. Он анализирует каждое задание, которое студент пишет в mock test или в рамках нашего IELTS PEP курса. Функция анализирует структуру, идею, аргументацию эссе.
Третья — CV Builder, который помогает студенту выбрать правильный формат резюме, выделить ключевые элементы, адаптировать CV под международные образовательные стандарты. Он основан на типичных шаблонах, используемых при подаче документов студентов в зарубежные университеты, и анализе успешных резюме, которые привели к получению стипендий и офферов.
Четвертая — Scholarship Matcher/University Matcher. Система анализирует основные параметры профиля студента, после чего алгоритм сопоставляет его данные с нашей базой. Система обучена на реальных кейсах поступления, поэтому учитывает не только формальные критерии, но и реальные шансы на зачисление.
Пятая — Essay Coach, который помогает структурировать мысли по требованиям университетов. Этот инструмент имитирует работу реального ментора. Сначала он задает студенту вопросы, а на основе ответов алгоритм формирует структуру эссе, предлагает идеи и формулировки, а также показывает, как сделать текст более связным и убедительным.
По сути, наша AI-система выступает как экзаменатор — оценивает ответы, указывает на ошибки и дает рекомендации.
Также полностью закрываем подготовку к интервью. Например, для визы в США показываем все типовые вопросы и ошибки, из-за которых часто отказывают. А также даем возможность многократно прогонять интервью с AI-собеседником до уверенного уровня. Сейчас доступны тренажеры для виз в США, Великобританию, Канаду и Австралию.
«Наш подход построен на стратегии «многих вариантов»: студенты подают документы в 20+ университетов»
— Сколько университетов и стипендий сейчас в вашей базе? Как вы их подбираете?
— Более 500 зарубежных университетов и 73 международные стипендии. Добавляли только те учебные заведения, которые дают гранты и предлагают финансовую помощь на основе заслуг или с учетом финансовых потребностей.
На старте формировали все вручную — собирали открытые данные, тщательно проверяли, сортировали и структурировали. После этого перенесли весь массив в собственную систему, где продолжаем его расширять и обновлять. У нас уже есть университеты из США, Канады, Австралии, стран Европы, а также Сингапура, Японии, Южной Кореи и Китая. Постепенно расширяем географию, добавляя наиболее востребованные направления.
Наш подход построен на стратегии «многих вариантов»: студенты подают документы в 20+ университетов, в 3-5 стран. В итоге получают от 4 до 18 офферов. Я знаю, что это работает, потому что сама прошла похожий путь без наставников: училась в 3-х европейских университетах на полных грантах. Теперь передаю эту систему другим.
— В какие университеты поступают пользователи, многие ли получают гранты?
— С учетом того, что запустили платформу только в июле, наши студенты еще только готовятся к поступлению на следующий учебный год. Решения вузы начнут присылать с марта по июль.
В прошлом, как онлайн-школа, помогали студентам одновременно подавать документы в несколько университетов из разных стран. И примерно 95% получали минимум 4-5 оффера. Есть ребята, которые поступали, например, в Boston University, Penn State, University College London. Этот же подход используем и в YerAI Mentor.
— Для студентов ваш продукт платный?
— Да, работаем по подписочной модели — это основной источник монетизации. Есть варианты подписок на неделю, месяц, квартал, год.
Помимо базового тарифа, предлагаем гибридные планы: когда студент работает через платформу и получает живой фидбэк от реального ментора. Это дополнительная услуга, так как есть абитуриенты, которым важно получить обратную связь от реального ментора.
«Мы открыты для инвестиционных предложений»
— Кто сейчас работает над YerAI Mentor?
— У меня есть сооснователь, который забрал на себя роль СОО — Ерханат Хуанбай. Он сертифицированный хирург и исследователь с международным опытом работы в Казахстане, Монголии и Южной Корее. Научные работы Ерханата опубликованы в высокорейтинговых международных журналах. В проекте он отвечает за операционную стратегию и менеджмент продукта, качество учебных программ и взаимодействие с экспертами.
Позицию СТО занимается Димаш Жунусов — крутой Senior Python Developer с 8-летним опытом разработки сложных и масштабируемых платформ в MENA и Центральной Азии. Он помогает YerAI Mentor с backend-архитектурой и AI-сервисами, интеграцией LLM и построением умных агентов.
Еще у нас есть AI-советник — доктор Алтынбек Мурат, ученый в области вычислительных материалов, машинного обучения и квантового моделирования. Он основатель некоммерческой организации QazaqAI, созданной при Массачусетском технологическом университете, которая занимается созданием AI-инициатив на казахском языке. Он присоединился к проекту с самого начала и дает экспертное мнение по сложным AI-компонентам.
— Планируете ли выходить на иностранные рынки?
— Мы верим, что продукт должен быть глобальным. Сейчас у нас сотни пользователей, и это не только студенты из Казахстана — примерно 30% аудитории составляют ребята из Монголии.
Сейчас для нас важный шаг — участие в Constructor Start Acceleration Program от Constructor University (Германия). Из 1680 стартапов выбрали всего 26, в том числе YerAI Mentor. Это возможность проверить продукт на европейском рынке и выйти на международных партнеров. На Demo Day будем питчить проект инвесторам и европейским VC. Рассчитываем, что программа поможет привлечь внимание международных фондов.
Мы все еще на этапе pre-seed и продолжаем переговоры, поэтому открыты для инвестиционных предложений. Рассматриваем как локальных, так и международных бизнес-ангелов и венчурные фонды. Готовимся усилить команду, внедрить новые AI-функции и постепенно масштабироваться.
— Посоветуйте, как абитуриентам увеличить шансы на попадание в зарубежные вузы?
— Если честно, проблема большинства ребят — даже не поступление. Настоящая сложность — выиграть полную или частичную стипендию. Либо найти программу, обучение на которой будет максимально доступным финансово. У меня тут несколько рекомендаций.
Во-первых, не стоит ограничиваться одной стипендией. Подаваться нужно на несколько, потому что конкуренция очень высокая. Во-вторых, начинайте готовиться заранее, а не в 10-11 классе. Нужно подтягивать английский, формировать академический и личный профиль. Важно получать высокие баллы по тестам – это сильно повышает шанс получить грант.
Еще важно развивать свою историю. Университеты хотят видеть не только оценки, но и личность: участие в проектах, вклад в школьное или местное сообщество, инициативы, которые отражают интересы и мотивацию. Не обязательно что-то масштабное – даже локальный проект станет хорошим кейсом.
Не забывайте записывать свои достижения и превращайте их в сильные эссе. Не перечисляйте все подряд, а показывайте развитие личности, интересы и реальный вклад. Все это в совокупности дает высокий шанс получить не один, а несколько грантов. И выбрать в итоге самое выгодное предложение.
Как женщине-стартаперу мне бывает непросто. Честно говоря, без поддержки близких это было бы невозможно. Получаю огромную помощь от мужа, мамы, а также родителей супруга. Хочу выразить им особую благодарность.


