Дикторы, журналисты и фотографы: Айдарбек Ходжаназаров сказал, кто рискует потерять клиентов в 2026 году

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Cмотрите нас на YouTube! Cмотрите нас на YouTube!
Дата публикации: 11.12.2025, 12:04
2025-12-11T12:04:10+05:00

Бизнес-сообщество уже фиксирует первые последствия нового Налогового кодекса: многие ИП, работающие в B2B-сегменте, начали получать уведомления о прекращении сотрудничества с 2026 года. Происходит это из-за изменения в правилах вычетов для ТОО, которые делают работу с упрощенцами дороже и менее выгодной. Председатель партии Respublica Айдарбек Ходжаназаров в эксклюзивном интервью для Digital Business объяснил, что именно произойдет с рынком и какие категории специалистов рискуют потерять часть заказчиков.

Какие изменения происходят

Накануне вступления в силу нового Налогового кодекса бизнес-среда уже начала перестройку: компании массово разрывают многолетние взаимоотношения с ИП. Упрощенцы из B2B-сегмента оказываются в зоне наибольшего давления из-за изменения правил вычетов. Масштаб последствий затрагивает тысячи специалистов и целые секторы сервисной экономики, говорит Айдарбек Ходжаназаров.

«Сегодня многие индивидуальные предприниматели действительно начали получать уведомления от ТОО о необходимости перехода на общий режим налогообложения. Это связано с нормами нового Налогового кодекса, согласно которым с 2026 года расходы компаний на услуги ИП, работающих в упрощенном режиме, не будут приниматься в вычеты.

Формально запрета на работу с ИП нет, но фактически стоимость их услуг для ТОО увеличивается примерно на 20%, поэтому компании заранее перестраивают свои модели.

Масштаб проблемы таков: на начало 2025 года в стране зарегистрировано около 1,9 млн ИП, из которых 1,8 млн являются действующими. По оценкам наших экспертов, примерно 40–45% из них работают в B2B-сегменте, то есть под риск попадают около 700–750 тысяч предпринимателей. Это составляет существенную долю в сервисной экономике страны», — говорит депутат.

Кто находится в зоне риска?

«Под последствия попадают не только поставщики торговых сетей. Речь идет о журналистах-фрилансерах, дизайнерах, дикторах, фотографах, перевозчиках, SMM-специалистах - всех, кто обслуживает несколько юридических лиц и работает в B2B-сегменте. Это чувствительная часть рынка, которая обеспечивает гибкость и конкуренцию в сервисной экономике», — говорит собеседник.

Конкретные примеры роста затрат

«Например, дизайнер на упрощенке получает от ТОО 500 тысяч тенге за проект и платит 3% налога (15 тысяч тенге). При переходе на ОУР его налоговая нагрузка вырастет до 100–120 тысяч тенге ежемесячно только на обязательные платежи, что заставит поднять цену услуг на 20–25% для сохранения рентабельности», - приводит цифры Айдарбек Ходжаназаров.

Больше подробностей из беседы с председателем партии Respublica — по ссылке.