Президент ассоциации предпринимателей Гарварда рассказала о сотрудничестве с Казахстаном

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Cмотрите нас на YouTube! Cмотрите нас на YouTube!
Дата публикации: 09.12.2025, 08:59
2025-12-09T08:59:18+05:00

Не так давно управляющий партнер фонда Big Sky Capital Жан Карсыбаев рассказал Digital Business о партнерстве с международной организацией Harvard Alumni Entrepreneurs (HAE), которая занимается поддержкой предпринимателей и инноваторов по всему миру. Сегодня нам удалось пообщаться с президентом Harvard Alumni Entrepreneurs Реджиной Райн. Узнали у нее, как можно стать участником акселератора от Гарварда, какими качествами должен обладать фаундер, чтобы пройти отбор, и почему проект могут исключить из программы. Кроме того, Реджина рассказала, как она вложилась в стартап, который прогорел, и на что обращает внимание при выборе проектов для личного портфеля.

Также поговорили с СЕО и кофаундером Международного института бизнеса Yassa Education Кристиной Вебер. Она рассказала, что будет внутри совместной программы института с Harvard Alumni Entrepreneurs, и кто из казахстанских предпринимателей сможет стать ее участником.

«В акселератор берем всю команду, а не только основателя»

– Реджина, расскажите о миссии Harvard Alumni Entrepreneurs.

Реджина: – Harvard Alumni Entrepreneurs — сообщество выпускников Гарвардского университета, насчитывающее 24 тысячи участников из 111 стран мира и 22 локальных отделения. У нас 2 взаимосвязанные миссии. Первая — помочь нашим фаундерам добиться успеха. Вторая – построить экосистему, ведь никто не начинает и не ведет стартап в одиночку. Для этого регулярно проводим различные инициативы: воркшопы, питчи, конкурсы и т.д.

Одна из главных инициатив НАЕ – акселератор, который проводится при поддержке Pegasus Tech Ventures. Это фонд из Кремниевой долины, который был одним из ранних инвесторов Airbnb, SpaceX и других топовых компаний.

Реджина Райн

Я занимаю должность президента HAE 14 лет и курирую не только вопросы роста организации, но и ее стратегическое видение.

– Кто может стать членом Harvard Alumni Entrepreneurs?

Реджина: – Выпускники Гарварда, нынешние преподаватели, сотрудники и студенты вуза. Предприниматели, которые не учились в Гарварде, могут стать друзьями HAE или ассоциированными членами.

– Одна из главных инициатив сообщества – HAE Accelerator. Как стартапу пройти на эту программу?

Реджина: – Необходимо подать заявку на сайте. Это довольно долгий процесс, но он того стоит. Проект может работать в любом регионе, однако как минимум один участник команды должен быть членом нашего сообщества (не обязательно СЕО), а фаундер обязан хорошо говорить по-английски.

За один поток получаем около 200 заявок, а отбираем всего 12 – примерно 6-8% от общего числа анкет.

Реджина Райн

– На какие показатели обращаете внимание в процессе отбора?

Реджина: – Комиссия смотрит, есть ли у стартапа постоянный доход, какова его стратегия и кто инвестировал в продукт. Конечно, особенно на ранних стадиях проекта, ставка все же делается на фаундера, ведь именно этот человек, как правило, вносит наибольший вклад в развитие стартапа.

Однако, когда отбираем проект, берем всю команду, а не только основателя. Наша цель не просто передать навыки одному человеку, а усилить всю компанию, чтобы она как целый организм могла вырасти и добиться результата.

Пару лет назад проводили полуфиналы. Все фаундеры стартапов должны были встретиться со мной и ответить на вопросы. Среди множества заявок была компания под названием IAMBIC, которая специализируется на создании обуви, разработанной с помощью искусственного интеллекта. На первый взгляд, проект вообще не производил никакого впечатления. Но в процессе выяснилось, что у них уже есть список из 250 клиентов, которые заплатили по $600 за пару таких умных “ботинок”. Это по-настоящему удивило.

Приняли их в акселератор, и в итоге этот продукт был признан лучшим изобретением 2023 года по версии журнала Time.

– Какими качествами должен обладать фаундер, чтобы пройти отбор?

Реджина: – Прежде всего стойкость, настойчивость, готовность выслушивать неприятные новости. Иногда фаундеру будут давать советы и рекомендации, которые он не хочет слышать – нужно уметь принимать их с достоинством. Кроме того, важно уметь отличать то, что действительно поддерживает вас на выбранном пути, от всего, что сбивает с фокуса.

И конечно, нам важно найти человека, с которым мы бы хотели вести бизнес. Порой среди заявок были фаундеры с действительно сильными стартапами. Но работать с ними было бы слишком сложно. Это не означает, что их идея плохая — просто они не подходят именно нам. Каждый акселератор, как и каждый инвестор, ищет проекты, которые соответствуют его подходу, методологии и формату работы. Поэтому важен не только уровень стартапа, но и то, насколько он совпадает с философией и требованиями программы.

«Если команда не вовлечена – лично прошу их уйти»

– Как устроена работа со стартапами во время программы?

Реджина: – Программа акселератора очень структурирована. Начинаем с самых базовых вещей, например, с работы над бизнес-моделью. Затем переходим к product-market fit, финансовому планированию, ценообразованию, работе с интеллектуальной собственностью и другим ключевым темам.

Каждую неделю участники проходят 6 часов онлайн-занятий, два часа индивидуального менторства, затем дополнительно работают со своими наставниками и выполняют домашние задания. Строгая структура помогает выстроить стратегию компании, понять бизнес-логику и подготовить качественный питч для инвесторов. Основателю важно уметь превращать свои идеи и амбиции в понятный и реалистичный план, который будет убедителен для фондов.

Важная часть программы — работа в формате peer-to-peer. Основатели презентуют проекты друг другу и дают взаимную обратную связь. Это эффективно, потому что другой фаундер лучше всех понимает, чего не хватает в истории компании, и умеет донести замечания так, чтобы их действительно услышали. Такой подход помогает формировать сильное сообщество и укреплять связи внутри экосистемы.

Реджина Райн

После основной части программы проводим практические сессии с инвесторами, вечера в формате «спроси меня о чем угодно», а в завершении – Demo Day, где стартапы презентуют свои проекты перед аудиторией примерно в 300 человек: инвесторами, бизнес-ангелами, представителями крупных компаний и т.д. Это дает участникам реальную возможность привлечь финансирование, получить экспертизу и расширить сеть контактов.

– Кто становится менторами стартапов?

Реджина: – Каждому стартапу назначаются два ведущих ментора, которые обладают определенными знаниями в данной области или являются, например, инвесторами, руководителями высшего звена или основателями схожих компаний. Они сопровождают команду на протяжении всего периода, и посвящают ей от 5 до 10 часов в неделю.

Также у нас есть группа консультантов. Это эксперты, которые не могут уделить проекту так много времени как ведущий ментор. Например, ученые, занимающиеся биотехнологиями или специалисты в области здравоохранения. При необходимости связываем стартаперов с такими людьми.

Кроме того, есть около 35 экспертов по конкретным вопросам: ценообразованию, стратегии выхода на рынок, цифровому маркетингу и т. д. Таким образом, образуется надежная сеть экспертов и поддержки, которая доступна участникам.

– Бывали ли случаи, при которых стартап исключали из программы?

Реджина: – Если команда не вовлечена – лично прошу их уйти. Слишком много людей вкладывают время и усилия в этот процесс, чтобы кто-то относился к нему формально. Мы действительно требовательны — и это правильно, потому что реальная жизнь стартапа гораздо сложнее. Если вы не справляетесь с задачами внутри программы, то не выдержите и настоящих испытаний за ее пределами.

Реджина Райн

Мы честно говорим об этом участникам: наша программа не про то, чтобы познакомиться с инвесторами и сразу получить деньги. Ее цель — дать вам навыки, которые позволят добиться успеха.

Просьбы вроде «познакомьте нас с этим фондом» бессмысленны, если у вас еще не выстроены базовые вещи. Иначе программа превращается просто в networking-мероприятие. С инвесторами познакомим позже, когда будет готов фундамент.

«Нужно частично перепрограммировать способ ведения бизнеса»

– Ранее HAE не сотрудничал с Центральной Азией. Почему обратили внимание на этот регион?

Реджина: – Мы всегда внимательно изучаем возможности для инноваций и тех людей, которые работают в регионе. Наша организация развивается снизу вверх, поэтому, когда обратили внимание на Центральную Азию — а с Жаном (Карсыбаевым, управляющим партнером фонда Big Sky Capital – прим. Digital Business) познакомились задолго до этого, — его предложение начать работу в вашем регионе стало естественным шагом.

Реджина Райн

Мне удалось побывать в Астане и Алматы. Эти два города стремительно растут, потому что здесь есть пространство для возможностей, новых идей и развития технологий. И в таком месте действительно хочется быть. Не только ради наших выпускников, а их в Центральной Азии уже довольно много, но и сотрудничества с местными предпринимателями. Вместе можем формировать сильную, живую и устойчивую стартап-экосистему.

– В Центральной Азии проводится довольно много различных акселераторов и инкубаторов в том числе и при поддержке крупных международных игроков. В чем будет ключевое отличие совместной программы Yassa Business Institute и Harvard Alumni Entrepreneurs?

Кристина: – В первую очередь, программа рассчитана не на стартаперов, а на действующих предпринимателей с развитым бизнесом, топ-менеджеров и middle-level управленцев.

Всех участников поделим на три группы. Первая – предприниматели, которые генерируют от 50 млн до 500 млн тенге годового оборота и сталкиваются с хаосом в управлении, кассовыми разрывами и другими классическими проблемами. Здесь наша задача повысить эффективность бизнес-моделей и провести базовую систематизацию процессов.

Кристина Вебер

Вторая группа — бизнесмены, у которых 3-5 миллиардов тенге годового оборота. У таких предпринимателей часто остро стоит вопрос масштабирования, поэтому будем работать над тем, чтобы ускорить рост компаний и создать условия для экспансии и внедрения новых продуктов.

В третью группу войдут собственники и топ-менеджеры крупных холдингов и корпораций. С ними будем решать вопросы стратегического влияния и корпоративного управления.

С участниками будут работать трекеры, эксперты из Центральной Азии и Harvard Alumni Entrepreneurs. Также обязательно будет использоваться метод Harvard Case Study как инструмент, который помогает переосмыслить образ мышления бизнес-лидеров и поднимать планку управленческих стандартов. Кроме того внедряем симуляции, практические воркшопы и другие форматы, чтобы участники не просто получали знания, а проживали реальные бизнес-ситуации.

Длительность программы 6 недель, и наша общая цель — настоящая трансформация предпринимателей.

– Какова роль экспертов HAE в вашем партнерстве?

Кристина: – Представители HAE в первую очередь будут делиться своей экспертизой с предпринимателями из Центральной Азии. Вижу огромный потенциал в регионе: мы можем стать местом, где рождаются глобальные компании. А для этого, на мой взгляд, нужно частично перепрограммировать способ ведения бизнеса и внедрить другие стандарты. Теперь для этого не обязательно ехать в Гарвард, мы привезли его сюда и адаптировали под наш контекст. Учиться на кейсах Microsoft и McDonalds полезно, однако их опыт не всегда применим для наших культурных особенностей.

Кристина Вебер

Кристина Вебер

Именно поэтому в программе будут спикеры из Центральной Азии, которые опробовали инструментарий Гарварда на локальном рынке. Микс экспертизы от зарубежной и местной бизнес-элиты даст взрывной рост проектам.

Реджина: – Мы возьмем те знания и стратегии, которые работают за рубежом, и будем создавать программы, которые можно применять в регионе.

В итоге получится адаптированная версия программы, которая учитывает потребности региона. Вместе сможем построить образовательный продукт, который поможет ускорить развитие этих стартапов и вывести их на следующий уровень.

– Когда намечается запуск программы?

Кристина: – На январь 2026 года. Откроем группы в Казахстане и Кыргызстане. До этого времени проводим отбор предпринимателей, все участники будут согласовываться с Реджиной.

Важно, чтобы мы сходились по уровню ожиданий со студентом и по уровню наших личностных ценностей. Любой образовательный продукт — это win-win. Половина успеха зависит от нас, как от команды, которая обеспечивает инфраструктуру, экспертизу и сервис. Вторая половина — от самого студента, его готовности работать и применять знания. Только в таком тандеме получается настоящий результат.

«Важно привлекать деньги от правильных людей»

– Реджина, вы также инвестируете как частное лицо. Расскажите, сколько компаний в вашем портфеле?

Реджина: – На данный момент в моем портфеле 6 компаний. У меня был один опыт успешного экзита из стартапа, который работал с медицинскими данными, еще один выход планирую совсем скоро.

При этом однажды вложилась в стартап, который прогорел.

– Что пошло не так?

Реджина: – Компания занималась производством шоколада, сырье для которого поставлялось из Коста-Рики. Изначально дела шли неплохо, товары продавались в крупной американской сети супермаркетов Whole Foods Market. Однако повышение цен на какао убило маржу.

– На что обращаете внимание при выборе стартапа для инвестиций?

Реджина: – Есть два вида инвесторов. Первый обращает внимание только на балансовый отчет. Я же отношусь ко второму типу и пытаюсь понять, что действительно создает команда, какую проблему решает, и насколько я верю в их потенциал.

Стадия проекта не так важна для меня. В одни стартапы вкладываюсь на этапе seed, в другие – на этапе Series A или B.

Реджина Райн

– Что можете посоветовать стартапам, которые сейчас находятся в поисках инвестиций?

Реджина: – Важно привлекать деньги от правильных людей, которые понимают, что вы делаете.

Для этого можно найти компании, похожие на вашу, и посмотреть, кто в них вкладывался. Узнать больше об этих людях, попробовать договориться о встрече или получить теплое интро к этим инвесторам. Холодные рассылки всем подряд не работают, и если честно, раздражают людей вроде меня. Становится понятно, что фаундеры совершенно не представляют, с кем разговаривают.

В будущем это может сыграть с вами злую шутку. Ведь если у меня спросят, что я знаю об этой компании, отвечу честно: «Они прислали мне письмо просто так, не разобравшись, кто я такая».

Поэтому важно как можно лучше разобраться, к кому вы обращаетесь, работает ли он в нужной вам вертикали и т.д. Так вы сильно повышаете шансы на успех.