Казахстанец три года прожил в Ташкенте и вернулся с честным сравнением

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Cмотрите нас на YouTube! Cмотрите нас на YouTube!
Дата публикации: 09.12.2025, 10:50
2025-12-09T10:50:04+05:00

По работе Андрей Филин провел в Узбекистане почти три года - успел пожить в Ташкенте, привыкнуть к местной инфраструктуре, сервисам, распорядку города и бытовым привычкам, которые формируются только при долгом проживании. Вернувшись домой, в Алматы, он вышел на связь с Digital Business и честно рассказал, что в соседней стране действительно удобнее и дешевле, где комфорт выше, а где - наоборот. Но главное - объяснил, почему, даже после нескольких лет за границей, ощущение что «дома лучше» - никуда не исчезло.

Цены, еда и бытовые расходы

Чтобы сравнение получилось честным, мы попросили Андрея начать с самого приземленного - каждодневных трат. От ресторанов и такси до аренды и качества доставки еды.

«Цены примерно сопоставимы, если говорить про рестораны, но плова покушать - сильно дешевле. Такси в Ташкенте дешевле, а вот аренда ровно такая же. Доставка домой из супермаркетов сильно лучше, особенно если говорить об овощах и фруктах. Тут тебе в половине случаев битое-мятое привозят, а там всегда словно с любовью выбирают», - говорит Филин.

Где комфортнее передвигаться и жить

Попросили Андрея уточнить, как он оценивает уличную среду и техническую стабильность в двух городах. В итоге речь зашла о безопасности, вождении, перебоях в электричестве и качестве воздуха - вещах, которые, как оказалось, определяют повседневный комфорт сильнее, чем кажется.

«На улицах намного безопаснее, в Алматы в закуткках осталась проблема с алкоголиками и наркоманами. Водят в Алматы сильно лучше: тут не боишься, что тебя на пешеходке собьют, а там это скорее рулетка. В Алматы нет проблем с электричеством, а там перебои были постоянно. А вот дышать и тут, и там нечем», - утверждает наш собеседник.

Кухня, сервис, доходы и отношение к иностранцам

Дальше мы коснулись социальных различий: сервисной культуры, качества ресторанов, рынка труда и того, как местные силовики воспринимают приезжих. По словам Андрея, именно эта смесь сильно формирует ощущение, насколько город «свой» или «чужой».

«Разнообразие кухни в ресторанах там гораздо лучше, и в среднем - сильно вкуснее. А вот кадровый голод в Ташкенте ощущается сильнее, чем дома, что влияет и на средние доходы, но это при условии, что труд квалифицированный. Для полиции иностранцы в Ташкенте - гости, а в Алматы иностранцы, как мне кажется, денежные мешки.

Зато выбор на полках в Алматы значительно богаче и вариантов, как провести выходные, тоже больше. В Ташкенте же весь отдых с «белыми простынями», а в пределах двух часов от города все стоит дороже в 1,5 раза и более.

Кстати, Узбекистан очень религиозная страна: в пятницу после обеда уже ничего ты не добьешься ни от кого. А алкоголь продается только в отдельных магазинах, и ценник на него выше (если не брать базовое, ужасного качества «пиво»). Нормальное вино - раза в два дороже, чем в Алматы», - рассказывает Андрей.

Инвестиции, автомобили и технологические изменения

Наш собеседник акцентирует на том, что Узбекистан стремительно меняется. Инвестиции, релоканты, рост автопрома, переход на новые марки - все это формирует другой темп жизни. Личные наблюдения дают ощущение, как выглядит страна «на ходу».

«В Ташкенте огромный поток инвестиций, город реально меняется из года в год. Релоканты много сделали для местного бизнеса - топовые заведения очень часто с иностранными корнями (франшизы или учредители-беженцы) - и тут начинаешь чувствовать, что дома всегда лучше, чем где-то.

Кстати, бензин кратно дороже, чем в Алматы - по-моему, в два раза. Поэтому ГБО ставят повсеместно и летом, периодически, ты слышишь, как взрываются машинки. А «народной» маркой машин в Ташкенте уже стала BYD. Всем кто хочет себя попробовать в Ташкенте, я советую почитать @skartariss - он очень хорошо рассказывает про бизнес в стране. Там и про BYD тоже есть интересные заметки», - делится наш собеседник.

Финансовая система, платежи, эквайринг и «черный» рынок

Эта часть разговора у нас получилась самая «экономическая». Андрей, профессионально разбирающийся в предмете, подробно описал локальные платежные системы, комиссии, особенности эквайринга, подход банков и ситуацию с нелегальным товаром. На самом деле именно эти детали объясняют, почему бизнес в стране работает по-другому.

«В стране развиты локальные платежные системы и open banking - ты можешь привязать свою карту к любому банковскому приложению, и она будет отлично работать. Торговый эквайринг - 0,2% по локальным картам Humo и Uzcard. В Алматы QR - 0,95%, а по картам вообще 2%+. Есть кэшбэк от государства 1% при сканировании фискального чека. Банки имеют право списывать «долг» с любой локальной карты без акцепта.

Я точно знаю, что в Ташкент не пустили Kaspi: они хотели купить локальную платежную систему Humo за 200+ млн, но по факту ее продали локальным игрокам, кажется, за 55 млн - just a business.

В Узбекистане есть большая проблема с «черными» товарами: есть «рынок-дыра» Абусахи, куда приходит контрабандный товар и распределяется по всей стране. Для отбеления бизнеса условия примерно одинаковые - и тут и там с этим воюют: по ИП тут около 3%, там - 4% с оборота. Доля нала в Узбекистане до сих пор огромная. Боюсь соврать, но в такси около 80% поездок - наличные.

Поэтому «терминалы» в стране до сих пор отлично себя чувствуют. Более того, есть феномен людей, которые собирают деньги налом, а потом оплачивают коммуналку, телефоны и прочее онлайн, чаржа свою комиссию за это», - рассказывает Андрей Филин.

Быт, техника, кредиты, климат, люди и автомобильный рынок

Под занавес мы поговорили о повседневности: где покупают электронику, какие кредиты популярны, что с климатом, насколько люди отзывчивые, как устроен авторынок и какие слова нужно знать, чтобы понимать местных.

«Технику до сих пор покупают на рынке «Малика», потому что там просто дешевле. Кредиты и рассрочки только развиваются, и естественно происходит перекос в сторону сетей, где это возможно. Популярные кредиты - «халяльные».

Летом в Ташкенте хочется сдохнуть, а зимой хочется снега, но его нет. Зато люди в целом сильно отзывчивее и приятнее, культура мошенничеств еще не всех испортила, но уже активно расцветает. Тут даже сказать кассиру свой PIN от карты - скорее норма.

Кстати, узбекские фрукты в Алматы появляются быстрее, чем в Ташкенте. Арбузы продаются по фиксированной цене, а не за килограмм: летом около 20 000 сумов за арбуз - и не важно, какого он размера», - рассказывает Андрей.

Про машины: растут все бренды, кроме Chevrolet

И происходит это вопреки убеждениям иностранцев:

«Шесть крупнейших автопроизводителей Узбекистана за десять месяцев продали 335 510 автомобилей - это всего на 2% больше, чем год назад. Рынок стагнирует, но это не новость. Интереснее другое: продажи выросли почти у всех брендов, кроме Chevrolet. UzAuto Motors продает в пять раз больше, чем все остальные вместе взятые, и занимает более 80% рынка. Но все больше людей в Узбекистане пересаживаются на более дорогие машины, а у Chevrolet с этим проблемы. В итоге рынок почти перестал расти вширь, но быстро растет вглубь - это нынешняя тенденция страны. Идет активная борьба за второе место: пока его держит Kia, но BYD догоняет, потому что многие люди переходят с Chevrolet сразу на электрокары», - поделился информацией Андрей.

И бонус для путешественников

«Есть узбекское слово «хоп», которое значит абсолютно все что хочешь в диапазоне от «ОК» до «шел бы ты». Это слово нужно чувствовать, когда приезжаешь в Узбекистан», - заключил наш собеседник.