Как Bilim Group построил самую крупную EdTech-экосистему в Казахстане с 1,5 млн пользователей ежедневно

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Cмотрите нас на YouTube! Cмотрите нас на YouTube!
Дата публикации: 09.12.2025, 10:00
2025-12-09T10:00:01+05:00

ИТ-холдинг Bilim Group работает на казахстанском рынке 15 лет. За это время из небольшой команды разработчиков он превратился в ведущую EdTech-экосистему Казахстана. Во время пандемии дистанционные занятия проходили на созданной компанией платформе OnlineMektep, а сегодня многие школы пользуются их электронным журналом и дневником BilimClass.

Генеральный директор холдинга Александр Савченко рассказал Digital Business, как во время пандемии команда пошла ва-банк и оправдался ли этот шаг, почему сейчас делает ставку на экосистему и каким будет следующий рывок в цифровом образовании.

Пришел веб-разработчиком, а стал СЕО

— Александр, как давно занимаетесь цифровым образованием и когда пришли в Bilim Group?

— В сфере разработки я около 20 лет, 13 из них – в Bilim Group. Присоединился к компании спустя 1,5 года после ее появления. Сначала работал в веб-студии, которая делала для них ИТ-продукты на аутсорсе. Со временем стало очевидно, что крупные, долгосрочные решения лучше развивать внутри, и меня пригласили в штат компании.

Начинал как веб-разработчик, затем стал техлидом и позже возглавил весь технический блок как СТО. Впоследствии основал и возглавил дочернюю компанию SmartNation. Спустя пару лет вернулся как CPO холдинга, а летом 2025 года мне предложили стать CEO и возглавить всю группу компаний.

Александр Савченко

— Вы работаете в компании почти с момента основания – выделите основные этапы ее развития.

— Я бы выделил 5 основных этапов.

Первый – запуск B2C-продуктов iTest и iMektep.

Второй – старт продуктов Twig-Bilim — видеоколлекции, созданной вместе с BBC, цифровой библиотеки Kitap.kz, а также крупнейшего в СНГ банка цифрового образовательного контента BilimLand.

Третий – создание SmartNation. Сосредоточились на автоматизации ключевых процессов в системе образования — от управления школами до сервисов взаимодействия с государственными платформами.

Четвертый – запуск продуктов в пандемию. Создали OnlineMektep и College SmartNation, которые «выстрелили» и принесли огромный трафик.

Пятый – развитие электронного журнала и дневника BilimClass. Сейчас это флагман, на который делаем ставку и вокруг которого строим образовательную экосистему для среднего образования.

«Мы пошли ва-банк»: как создавали OnlineMektep

— Во время пандемии через OnlineMektep учились более 1,5 млн школьников. Какие технические сложности возникали и как вы с ними справлялись?

— Главная сложность – сроки. Нужно было за несколько недель сделать продукт, который в обычных условиях создают около двух лет. Во всем мире резко перешли на дистанционный формат, и необходимо было в кратчайшие сроки обеспечить единую техническую платформу для школ.

Александр Савченко

Это был настоящий челлендж – мы инвестировали собственные деньги и пошли ва-банк. Разделились на две команды: одна делала продукт для школ, другая — для колледжей. Разработкой OnlineMektep на первом этапе занимались только четыре специалиста, но мы работали не в одиночку — оцифровкой школьной программы на двух языках занимались более тысячи педагогов, редакторов и контент-инженеров.

Понятно, что весь материал быстро охватить невозможно, поэтому двигались по темам: смотрели расписание по государственному стандарту (ГОСО) и выпускали уроки день в день. Так как сроки были очень жесткими, трудились без выходных и обычно вставали из-за стола ближе к двум-трем часам ночи. А однажды, перед запуском инструментов для системы оценивания знаний СОР и СОЧ, наш рабочий день длился 47 часов.

— В этот период OnlineMektep подвергался кибератакам. Как инфраструктура платформы это выдержала?

— В тех условиях протестировать систему заранее было практически невозможно, поэтому приходилось проверять ее на реальных пользователях. В первые дни возникали проблемы, но их быстро решили. Помогли подрядчики и сотрудники Центра обработки данных.

Кибератаки в первые дни работы OnlineMektep действительно были. Специалисты говорили, что такой уровень хакерской активности видели только на президентских выборах и у нас. Не знаем, кто так хотел, чтобы система не заработала, но атака была мощной и шла извне. Нас поддержали все профильные структуры, подключилась даже Гостехническая служба (ГТС), и работу платформы удалось стабилизировать.

«Пандемия дала резкий, но краткосрочный толчок цифровому образованию»

— Что стало с OnlineMektep после пандемии?

— Пандемия дала резкий, но краткосрочный толчок цифровому образованию – на пике OnlineMektep посещали 1,5 млн человек в день. К 2022 году трафик сошел на нет – аудитория практически полностью вернулась к традиционному формату.

Александр Савченко

Сейчас платформу используют точечно: во время эпидемий, морозов, паводков, когда школы уходят на дистанционку. По сути, она опередила время: дистанционное образование в Казахстане пока не отрегулировали, поэтому OnlineMektep задействуют только в кризисных ситуациях. Мы поняли, что нужен новый продукт, который будет востребован на постоянной основе, – так появился электронный журнал и дневник BilimClass.

Это платформа, где можно вести учет учеников и классов, составлять расписание, работать с отчетами, хранить учебную историю и получать аналитику успеваемости в реальном времени. Каждый день BilimClass пользуются более 1,5 млн человек.

— Проект рентабельный? 

— Да. Первые 2 года были чистыми инвестициями: принципиально важно было сделать продукт полностью бесплатным для школ, педагогов, родителей и учеников, поэтому сразу отказались от рекламной модели дохода. Конкуренты размещали баннеры, но это вызывало этические сложности и приводило к скандалам, связанным с биржевой рекламой. Мы искали другие, более безопасные способы монетизации.

Сегодня BilimClass окупается за счет экосистемной модели. Он дает аудиторию другим продуктам: подготовке к ЕНТ, видеоколлекции и оценке знаний учеников, а также нашим внешним партнерам. Например, iTest получает аудиторию бесплатно, продает платные услуги и возвращает часть дохода в BilimClass. Уже третий год платформа обеспечивает себя сама, благодаря чему можем запускать новые полезные проекты для школьников. Так, в коллаборации BilimClass и Freedom Bank ученики 2-11 классов получают бонусы за отличные оценки – это мотивирует лучше учиться и закладывает основы финансовой грамотности.

«ИИ сделает образование персонализированным»

— Что сейчас происходит на рынке цифрового образования?

— Рынок находится в преддверии серьезного рывка. Во многих крупных сферах – e-grocery (рынок онлайн-продаж товаров повседневного спроса - прим.DB), логистике, маркетплейсах – технологический прорыв уже произошел. В образовании такого скачка пока нет, и речь идет не только о Казахстане – такая ситуация по всему миру.

Александр Савченко

До недавнего времени просто не было технологий, способных вызвать этот рывок. Сейчас появился ИИ, и он меняет правила игры. Его главное преимущество – персонализация обучения. Он позволяет адаптировать любые материалы под разные форматы: текст, звук, видео, визуальные подсказки. Все это помогает компенсировать разную скорость усвоения, особенности развития, слуховые или зрительные ограничения у детей.

Мы уже создаем ИИ-ассистентов, которые берут на себя рутинные задачи педагогов: составляют отчеты, планы, готовят материалы. Благодаря этому учитель может больше времени уделять детям, быть наставником и поддержкой, а не тратить часы на бумажную работу. Это меняет саму роль педагога, делает ее более содержательной. Для повышения квалификации учителей запустили проект BilimUstaz, который охватывает целый ряд направлений, включая инклюзивное образование.

«Хотим, чтобы педагоги развивали в учениках навык промпт-инжиниринга»

— Казахстан стоит на пороге внедрения ChatGPT Edu в школах и вузах. Какую роль в этом сыграет Bilim Group? 

— Мы выступаем технологическим партнером интеграции ChatGPT Edu во всех организациях образования – от детских садов до вузов. Обеспечиваем методики, курсы и инфраструктуру на базе BilimClass. Проект стартует в январе 2026 года. Сейчас подписка на ChatGPT стоит 20 долларов, но благодаря соглашению с OpenAI для образовательной программы цена составит около 2,5 долларов за лицензию.

Спонсором выступает Freedom Holding, который приобретает 165 тысяч годовых лицензий. Большая часть предназначена школьным учителям, остальные – педагогам дошкольных учреждений, колледжей, вузов, а также резидентам Astana Hub и участникам Tech Orda.

Цель проекта не в раздаче подписок, а в том, чтобы обучить педагогов пользоваться ChatGPT в образовательных целях. Например, составлять с его помощью план урока. Для этого на платформе BilimClass будут организованы курсы. Педагоги будут учиться решать практические задачи, писать промпты и развивать в учениках навык промпт-инжиниринга. Хотим обеспечить максимальный охват и рассматриваем вариант ротации, так как в Казахстане насчитывается около 600 тысяч педагогов, а лицензий, напомню, – 165 тысяч.

— OpenAI признает погрешности модели. Вы будете учить учителей цифровой грамотности?

— Однозначно. Будем объяснять, что у моделей бывают ошибки. Качество ответа зависит от промпта: чем точнее запрос, тем меньше риск ошибки. Наша задача – научить педагогов формулировать запрос и критически оценивать результаты.

«Хотим объединить все продукты в единую экосистему»

— Вы делаете продукты для B2B, B2C и B2G. Как сейчас выглядит стратегия компании в целом и какие направления есть внутри?

— Позиционируем себя как образовательный холдинг. Работаем напрямую с детскими садами, школами, колледжами и университетами — как государственными, так и частными.

Для большинства учреждений процессы проходят через стандартные государственные платформы, но по сути это классический B2B-сегмент: образовательная организация – наш клиент.

Bilim Group

У нас есть коммерческий и социальный блок. Социальный блок охватывает такие проекты, как образовательная программа «Жарқын Болашақ», которая реализуется при поддержке наших партнеров национальной компании «КазМунайГаз» и фонда Samruk-Kazyna Trust. Она предоставляет детям и молодежи из Жанаозена и районов Мангистауской области возможность учиться в ведущих колледжах страны. Помимо этого, в 2019 году получили в доверительное управление на 10 лет школу в селе Петерфельд Северо-Казахстанской области. Сейчас она называется «Қызылжар Абай орта мектебі». Мы отремонтировали ее и обновили педагогический состав, чтобы в школе работали учителя высокой квалификации.

В коммерческом блоке больше продуктов: онлайн-курсы повышения квалификации педагогов BilimUstaz, платформа для цифровизации процессов образования: от школьного администрирования до сервисов взаимодействия с государственными системами SmartNation и ее подпроекты, цифровая платформа для воспитателей и детских садов BilimKids, интерактивные уроки BilimLand, онлайн-тренажер для подготовки к ЕНТ iTest, платформа для оценки знаний и развития функциональной грамотности BilimCenter, портал для получения услуг в сфере дополнительного образования OQU, цифровая библиотека Kitap.kz, онлайн-курсы ведущих мировых университетов и технологических компаний от Coursera — BMG Upskill и другие.

Мы разработали самый популярный не финтех-проект в стране – ежедневно BilimClass пользуются 1,5 млн человек, общий охват – около 10 млн человек. Хотим объединить все продукты в единую экосистему. Сейчас есть общая база пользователей, но нет плавного перехода между продуктами, поэтому задача – сделать навигацию и интеграцию бесшовными.

При этом фокус всегда остается на миссии – качественное и доступное образование. Сначала создаем ценность для пользователя, потом думаем о монетизации.

«Компания растет быстрыми темпами, и нам нужно больше людей»

— Какие ценности формируют корпоративное ДНК Bilim Group?

— Оптимизм и внутреннее лидерство. В сложных ситуациях всегда есть риск не уложиться в сроки или столкнуться с нехваткой ресурсов, но именно оптимизм помогает двигаться вперед и брать больше, чем кажется возможным.

Второй важный элемент – проактивность и инициативность, то есть готовность брать ответственность без указаний сверху. Эти два качества стали основой роста компании.

Александр Савченко

Сейчас в Bilim Group около 400 сотрудников. Основные офисы находятся в Алматы и Астане, часть команды работает дистанционно.

Мы на рынке достаточно давно, и сегодня в компанию приходят люди, которые пользовались нашими продуктами в школе. Причем воспоминания у них хорошие – это лучшая оценка нашей работы и большая мотивация для команды.

— Какие вакансии труднее всего закрывать, и приходится привлекать специалистов извне?

— Стараемся растить специалистов внутри, но темпы развития компании такие, что нужно больше людей. Ощущается дефицит продуктовых менеджеров, которые понимают, как строятся ИТ-продукты, умеют работать с метриками и выстраивать современные процессы в командах.

В первую очередь ищем тех, кто разделяет наши ценности и стремится создавать новое. Компетенции можно развить, а вот мотивацию и отношение к делу привить сложно.