Молодые казахстанцы создали AI-приложение для изучения английского. Его скачали уже более 300 тысяч человек

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Cмотрите нас на YouTube! Cмотрите нас на YouTube!
Дата публикации: 08.12.2025, 08:56
2025-12-08T08:56:10+05:00

Алидару Кучукову 21 год. Он родом из Алматы, но уже 8 лет живет в США. Стал предпринимателем еще в школе, успел запустить несколько проектов. Вместе с Асылжаном Алтаем развивал онлайн-школу GetEnglish, которую прошли более 4 тысяч человек из 35 стран. А весной 2025 года парни решили построить новый продукт – ИИ-приложение для изучения иностранных языков Aleem. Уже через сутки после запуска сервис обогнал Duolingo и вошел в общий топ App Store в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане. За две недели Aleem привлек 250 тысяч пользователей.

Для совместного проекта Digital Business и Astana Hub «100 стартап-историй Центральной Азии» Алидар рассказал, как появилась идея Aleem, почему платформа стала такой популярной в первые же дни и где молодые кофаундеры ищут финансирование. Поговорили также о монетизации проекта и характере персонажа приложения – кота Алима.

«В 17 лет открыл первый стартап, в который привлекли $150 тысяч»

– Чем занимались до запуска Aleem?

– Последние 8 лет живу в США. Школу я не закончил: бросил после 10-го класса. С 2019 года занимался предпринимательством. Запускал разные онлайн- и офлайн-проекты, пробовал себя в нескольких направлениях, в том числе в Web3. Хотел набраться практического опыта – в операционке, бизнес-девелопменте, маркетинге. Даже пробовал кодить: проходил курсы по C++ и фронтенду. Могу собрать MVP, но понял, что фултайм-разработка – не мое.

Алидар Кучуков

В 17 лет открыл первый проект – использовал блокчейн и NFT, чтобы сделать благотворительность полностью прозрачной, когда все пожертвования можно отслеживать. Привлекли $150 тыс. от ангельских инвесторов. Это был первый настоящий опыт построения стартапа.

– Как появилась идея создать приложение для изучения языков?

– В 2023 году вместе с Асылжаном делали проект – курсы по изучению английского GetEnglish. Зашел туда как CEO – занимался операционкой и бизнес-девелопментом. Довели компанию до определенного уровня и решили, что дальше он будет развивать проект самостоятельно, а я займусь другими направлениями.

Aleem алидар Кучуков, Асылжан алтай

Позже GetEnglish стал одной из крупнейших школ самостоятельного изучения английского языка в Центральной Азии: больше 4000 студентов из 35 стран. Через год, когда Асылжан переехал в Бостон, снова встретились в США и начали думать, что можем делать дальше. Так появилась идея Aleem – приложения для изучения языков.

– В чем была его особенность?

– Сразу решили, что не хотим делать очередное «учим слова по карточкам». Особенность Aleem в том, что это полностью персонализированное обучение. Решили использовать искусственный интеллект, чтобы подстраивать курс под интересы человека, его уровень, любимые темы и даже стиль общения.

– С чего начали работу?

– Летом 2025-го решили протестировать первые гипотезы. Запустили MVP – мини-апп в Telegram. За месяц собрали 40 тысяч пользователей и сделали предпродажи на $10 тысяч. На этом этапе уже стало понятно, что продукт «цепляет». Когда увидели, что гипотеза работает, решили делать мобильное приложение. С сентября начали заниматься проектом практически фултайм.

Алидар Кучуков

Был момент, когда думали продолжать дорабатывать прототип, откладывать запуск. Но в итоге решили: все, пора. Нужно выпускать продукт и проверять его на реальных пользователях. Сейчас в приложении, честно говоря, реализован только 1% из того, что задумали. Все достаточно сыро – как и у всех бывает на старте.

«Ежедневно приложение открывают примерно 40-50 тысяч человек»

– Что случилось после запуска?

– Первая неделя получилась очень эмоциональной. У нас было 3 гипотетических сценария: лучший, средний и худший. Но реализация самого оптимистичного в первые же дни стала неожиданностью: вместо 100 тысяч установок к концу месяца получили их за 2 дня, а за 3 дня 150 тысяч.

Команда спала по 3-4 часа. Физически и морально было тяжело – потому что одновременно исправляли баги, оказывали техподдержку, вносили доработку, общались со СМИ. Не ожидали настолько мощной поддержки со стороны казахстанцев по всему миру. Хоть нас и справедливо критиковали за отсутствие казахского языка в приложении, положительных отзывов было больше в разы. К слову, родной язык уже добавили – до релиза не хватило ресурсов. У нас совсем небольшая команда, плюс пока живем без инвестиций.

– Сколько пользователей сейчас?

Алидар Кучуков

Больше 300 тысяч. Ежедневно приложение открывают примерно 40-50 тысяч человек. Android-версию не делали, потому что знали – с таким наплывом людей не справились бы. Думаю, тогда было бы больше миллиона юзеров.

По метрикам у нас ретеншн – показатель того, насколько люди возвращаются в Aleem – уже вдвое выше среднего по рынку на первые дни. И это при том, что у нас вообще нет механизмов удержания: ни уведомлений, ни геймификации. Просто не успели их добавить. Поэтому уверен, что когда появятся полноценные ретеншн-механики, как минимум сохраним текущие цифры, а скорее всего – улучшим.

– Как думаете, за счет чего такой быстрый рост?

– Чаще всего слышим один и тот же отзыв: учить языки с Aleem удобно. В одном месте можно практиковать speaking (разговорную речь), writing (письменную речь), выполнять drilling-задания (повторение и закрепление материала) и работать с флешкартами. То есть не нужно одновременно использовать Anki или Quizlet для карточек, Duolingo для drilling-tasks и отдельный сервис для общения.

«Хотим сделать так, чтобы изучение языка естественно встроилось в реальную жизнь»

– Приложение в какой-то момент обогнало в топе App Store Duolingo, и Aleem часто с ним сравнивают. Чем вы отличаетесь?

– Всегда честно говорим: Duolingo – лучшая платформа для начинающих. Они действительно очень сильны в обучении новичков. Обычно там «потолок» – примерно B1, то есть базово-средний уровень, когда ты уже можешь объясниться, но тебе все еще не хватает практики и уверенности, чтобы свободно говорить. Как раз решаем этот разрыв: наша цель – помочь человеку пройти путь от A2/B1 до Advanced – то есть действительно уверенного владения языком.

Алидар Кучуков

У нас два ключевых отличия: персонализация под каждого пользователя и работа AI-моделей, которые подстраивают обучение под прогресс и контекст. Под капотом у нас и Gemini, и GPT, и ряд других моделей, которые не так известны массовому рынку. Также тестировали Grok от X Илона Маска. Постоянно смотрим, какая модель сейчас оптимальна, и можем переключаться.

– Каким образом персонализация помогает учить языки?

– При регистрации люди отмечают свои интересы. У двух разных пользователей будут совершенно разные треки: вы отвечаете по-своему – и система ведет вас одним маршрутом; ваш друг отвечает иначе – у него будет другой набор заданий.

Главная проблема рынка в том, что у людей нет времени изучать языки. Это скучно, сложно, дорого. Учишь то, что не используешь на практике, а мозгу тяжело удерживать мотивацию к тому, что не приносит моментальной пользы. Хотим сделать так, чтобы изучение языка встроилось в реальную жизнь так же естественно. Смотришь YouTube, сериалы, TikTok, читаешь новости и книги – и все это становится частью обучения.

Алидар Кучуков

Посмотрел видео – мы знаем, какое. Давай обсудим его, напишем комментарий. Прочитал книгу – сделаем маленькую рецензию. Поговорил с кем-то онлайн – дадим подробный фидбек: где пробелы в словаре, какие грамматические конструкции были ошибочными. И сразу предложим превратить слабые места в флешкарточки или задания.

– Что насчет приватности? Пользователи могут бояться делиться со сторонней организацией всем подряд.

– Будем соблюдать самые строгие стандарты безопасности и приватности – европейские, американские, все необходимые уровни защиты.

По сути, многие пользователи уже делятся этой информацией с Google, YouTube, соцсетями, ChatGPT. Разница в том, что они превращают время в скроллинг, а мы – в обучение. При этом дадим пользователю контроль. Например, можно создать отдельный плейлист на YouTube специально для английского – и делиться только им, а не всей историей просмотра.

– Будет ли характер у вашего героя – кота? По аналогии с совой Duolingo, которая известна своей токсичностью.

– Уже работаем над этим. Более того, хотим, чтобы персонаж кота подстраивался под разные типы личности. Кому-то нравится жесткая мотивация, кому-то – мягкая поддержка. Поэтому вместе с определением уровня языка будем определять и тип личности пользователя.

«Хотим, чтобы нас оценивали как стартап из Кремниевой долины»

– Расскажите, сколько вложили собственных денег?

– Пока вложений особых не было. Самые большие расходы связаны даже не с разработкой, а просто с жизнью в США. Она безумно дорогая, особенно когда только строишь стартап. У каждого в команде были собственные источники дохода: у меня – прошлые проекты, у Асылжана – GetEnglish, у других ребят тоже были свои направления.

Алидар Кучуков

Например, наш CTO учится в NYU (Нью-Йоркский университет – прим. Digital Business) по полному гранту, который полностью закрывает проживание, питание и дает ежемесячную стипендию. Операционный директор владеет одной из крупнейших школ подготовки к SAT и IELTS в Казахстане – она генерирует около $47 тысяч в месяц. Поэтому всем нам окей какое-то время работать без зарплат.

Если возникали срочные расходы, закрывали их своими силами. Простой пример: 4-месячная акселерационная программа AlchemistX (реализуется при поддержке Astana Hub и IT Park Uzbekistan – прим. Digital Business), которую проходили в Кремниевой долине. На жилье каждый потратил примерно по $5 тысяч.

– Планируете привлекать инвестиции?

– Сейчас ведем переговоры и с местными инвесторами в США, и с ребятами из постсоветского пространства.

Алидар Кучуков

Нам важно получить поддержку именно от американских фондов. Здесь больше капитала, лучшие условия, и это даст возможность быстрее развивать продукт, делать его качественнее и масштабировать рост. Хотим, чтобы нас оценивали как стартап из Кремниевой долины, а не проект, который будет работать исключительно на рынке Казахстана или постсоветского пространства.

– Чтобы выйти в США, нужен продукт, которым будут пользоваться американцы. Что будете делать?

– Планируем добавить испанский язык и локализуем приложение для испаноговорящих пользователей. Это огромный рынок: многие иммигранты в США не знают английского.

Уже вышли в топ-50 App Store в разделе «Образование» в США, имея всего около 10 тысяч американских пользователей – в основном русскоязычных. А только в Нью-Йорке живет больше миллиона русскоговорящих, и половина из них не владеют английским. То же самое с китайцами, арабами, индийцами – это огромные аудитории, которые с удовольствием пользовались бы нашим продуктом.

– Сейчас приложение бесплатное. Какие способы монетизации планируете внедрять?

– Технически можем включить подписку хоть завтра или добавить рекламу – компании уже пишут и хотят размещаться. Но понимаем: если хотим реально конкурировать глобально и претендовать на позицию №1 – по сути, позицию Duolingo, нужно действовать нестандартно. Если включим платный доступ сейчас – пользователям это не понравится, будет огромный отток.

Алидар Кучуков

Если местные фонды, инвесторы и ангелы Центральной Азии поддержат нас, сможем оставаться полностью бесплатными до захвата рынка. А уже после этого включим монетизацию – хотя бы подписки.

Но уже на стадии seed или раунда A сможем включить B2B-направление: корпоративное обучение, обучение команд – это дает хорошие доходы и может стать одним из первых стабильных потоков.

– Что у вас в фокусе на ближайший год?

– Blitzscaling (блиц-масштабирование – прим. Digital Business) на рынок постсоветского пространства. Наша цель – выйти на 10–15 миллионов пользователей, а также расширение в западных странах, прежде всего в США.

Алидар Кучуков

Хотим через год успешно поднять seed-раунд. Это позволит ускорить рост, расширить команду, запустить новые языки и сделать продукт мирового уровня.