25 тысяч тенге за 15 минут: алматинец зарабатывает миллионы на русификации машин

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Cмотрите нас на YouTube! Cмотрите нас на YouTube!
Дата публикации: 05.12.2025, 08:58
2025-12-05T08:58:52+05:00

Последние два года авторынок в Казахстане переживает большие перемены. Китайские бренды захватили лидерство в рейтинге спроса на новые автомобили, а экологические проблемы вносят свои корректировки — количество электромобилей значительно выросло. На фоне этих изменений появляются и новые задачи, одну из которых решает наш герой.

27-летний алматинец Дархан Муратхан одним из первых занялся русификацией машин — перепрошивкой программного обеспечения автомобиля для перевода операционных систем на русский язык — и построил эффективную бизнес-схему, которая ежемесячно приносит 5 млн тенге. О том, как зарабатывать от 25 тысяч тенге за 15 минут, сколько стоит обучение и какие тренды ждут авторынок в ближайшие годы, — в материале Digital Business.

«Предпринимательство для меня началось с игры в асық»

Дархан родился в обычной семье у подножия алматинских гор. Детство и юность тоже прошли здесь. Окончив школу, он решил поступить в Satbayev University на специальность «машиностроение». Собеседник признается, что пошел учиться ради диплома и никогда не мечтал о карьере инженера, так как с детства имел страсть к предпринимательству.

«Предпринимательство для меня началось с игры в асық: мы не только делали свои кости, но и продавали, обменивали их — так появились первые навыки продаж. Позже, в 10–11 классах, начал пробовать себя во всем: продавал корейскую косметику, плюшевые игрушки, часы и парфюм. В университете продолжил предпринимательскую деятельность — какое-то время занимался поставками кассовых аппаратов, а также с приятелями подрабатывал в образовательном центре TilBil», — вспоминает Дархан.

Набравшись опыта в сфере образования, студенты после получения диплома в 2021 году решили открыть свой собственный образовательный центр и за короткое время достигли хороших финансовых показателей.

Дархан авто

«В погоне за деньгами не забывай о человечности»

«Но и здесь я долго не пробыл — в 2022 году ушел из проекта в свободное плавание и открыл собственный образовательный центр ATAU. Название расшифровывается как «Ақша тапқанда адамгершілікті ұмытпа», что в переводе означает: «В погоне за деньгами не забывай о человечности». ИП сохранило свое одноименное название по сей день и стало основным месседжем всех моих начинаний. В центре мы обучали студентов разных возрастов языкам — в основном русскому», — поясняет он.

Однако спустя два года Дархан понял, что в образовательной сфере достиг максимума, и решил попробовать себя в другом бизнесе: ставил работу отделов продаж и успел поработать для 17 компаний.

В 2023 году его друг, проживавший на тот момент в Корее, предложил заняться перевозкой и продажей корейских машин в Казахстан. Так они начали завозить иностранные автомобили: Дархан отвечал за продажи и поиск клиентов, а команда в Корее — за процесс перевозки. Схема была проста: из Казахстана поступает заказ, клиент переводит деньги, заключается договор с корейскими автосалонами, и те дают разрешение на экспорт через Китай. В Казахстане машина поступает на склад временного хранения, откуда команда Дархана получает авто со всей документацией.

Дархан авто

Напрямую покупать с завода машину выгоднее

Оставалась проблема — автомобили, приобретенные на внутреннем рынке Кореи, имели программное обеспечение полностью на корейском языке.

«Причина закупки машин для внутреннего рынка была простой — выгода. Цена значительно отличается: например, KIA K8 в официальном дилерском центре стоит около 19 млн тенге, а та же модель, привезенная напрямую, — примерно 15,5 млн. Разница обусловлена условиями договоров между компаниями и другими налоговыми отчислениями, которые влияют на ценообразование. По качеству машины тоже отличаются — автомобили для внутреннего рынка зачастую лучше. Любая страна производит для внутреннего и внешнего рынка продукты с определенными отличиями. Но здесь возникает другая сложность: автомобили, продаваемые через официальных дилеров, например, Hyundai Center, полностью адаптированы под казахстанский рынок, а машины, приобретенные напрямую с завода в стране-производителе, имеют программное обеспечение только на родном языке», — объясняет предприниматель.

Дархан авто

Клиенты приходили не только из Казахстана, но и из ближнего зарубежья, включая Россию. Именно от российских покупателей начали поступать просьбы о переводе программного обеспечения на русский язык. На тот момент Дархан и представить не мог, что на этом он построит бизнес.

«Специалисты отказывались делиться опытом»

Он стал изучать тему и искать специалистов. Нашел несколько человек, которые понимали, как устроено программное обеспечение автомобилей в целом, но они отказались делиться опытом. При перевозке машин в Россию налаживал контакты с местными автосалонами и официальными представителями, и от них узнал об обучении.

«Решил обучиться и поехал в Россию. За пару дней освоили процесс замены прошивки — так называемую русификацию автомобилей. После обучения поначалу работал самостоятельно. Клиентов найти оказалось несложно: благодаря опыту в продажах и знанию маркетинга быстро выстроил клиентскую базу — запустил таргетированную рекламу и активную кампанию в социальных сетях для автосалонов и детейлингов. Особую поддержку оказало партнерство с Талгатом Итаевым — основателем TI Detailing и другими автосалонами (Khan Motors, Korea Auto). Через некоторое время клиентов стало так много, что одному работать было уже невозможно», — рассказывает автоэксперт.

Дархан начал собирать команду по регионам, чтобы охватить весь рынок. Он искал партнеров через рекламу и обучение, и в итоге новую нишу освоили около 20 человек в возрасте от 18 до 35 лет.

Около 100 партнеров по Казахстану за два года

Корейский рынок они полностью освоили, затем начали работать с BMW, а в конце 2023 года в Казахстан массово начали завозить китайские автомобили. Команда стала закупать прошивки из Китая и других стран. Сейчас по Казахстану у них около 100 партнеров, а также есть партнеры в Узбекистане и Кыргызстане. Основные клиенты — автосалоны-дилеры и частные лица.

«Все это стало возможным, потому что мы нашли болевые точки владельцев новых автомобилей: нехватка специалистов, умеющих перепрошивать ПО, сложности в поиске таких экспертов, а еще тот факт, что партнерам выгоднее получить сразу доступ к 20–30 программам, чем покупать каждую по отдельности. Не побоюсь этого слова — такой модели бизнеса в нише еще не было, ведь мы предоставляем более 20 видов прошивки в одном месте», — пояснил предприниматель.

Дархан авто

Процесс работы Дархан сравнивает с трансплантацией мозга: старое программное обеспечение удаляется и устанавливается новое. В услугу также входит установка YouTube, Яндекс. Навигатора, Google Maps, так как эти приложения изначально не поддерживаются.

«Китайские автомобили постоянно получают новые технологии, и их ПО регулярно обновляется. Если помимо русификации установить SIM-карту (мастер-аккаунт), машиной можно управлять дистанционно через телефон — особенно это полезно за границей: отслеживать местонахождение, уровень топлива и другие показатели. Мы предоставляем доступ к таким функциям. Услуга занимает около 15 минут. Параллельно я обучаю начинающих предпринимателей этому бизнесу «под ключ», — пояснил Дархан.

На запуск бизнеса ушло около 30 млн тенге

По словам Дархана, на старт бизнеса ушло около 30 млн тенге. Одна из основных статей расходов — покупка прошивки для каждой новой модели.

«Например, если в 2025 году выйдет Changan KC55, его ПО в первый год будет стоить около 1 млн тенге. На следующий год выходит новая модель — приходится покупать новое ПО. Чем больше прошивок, тем выше доход компании. Иногда прошивки разрабатываются совместно с программистами, чтобы не покупать их ежегодно», — подчеркнул Дархан.

Стоимость программного обеспечения варьируется от 500 тыс. до 5 млн тенге. За два года они закупили более 20 программ. Программистам на аутсорсе платят примерно 1–1,5 млн тенге за разработку ПО для одной модели. Также на продвижение в соцсетях закладывается около 25% прибыли.

Дархан авто

«Как и в любой сфере, есть риски. Например, если программа записана неправильно, может появиться пустой белый экран — все приходится восстанавливать. Некоторые задаются вопросом, не повлияет ли такое вмешательство на качество работы системы и где гарантия, что все будет функционировать корректно. На это могу ответить следующее: мы закупаем программное обеспечение у производителей — фактически это та же система, но на другом языке. Кроме того, мы даем гарантию на собственные разработки: прежде чем устанавливать их клиентам, мы многократно тестируем каждую прошивку на других автомобилях. Есть риск ошибиться с вложениями: некоторые модели просто невыгодно обслуживать. Поэтому я постоянно анализирую рынок и спрос. Так, в 2025 году Changan выпустил модель X35 как конкурента X5, но первый оказался дороже, и спрос сместился в сторону последнего — в Казахстане сейчас всего около 100 машин X35. А в топе остаются Changan X55, BYD и X5 — идеальное соотношение цены/качества», — поясняет эксперт.

За 15 минут можно заработать минимум 25 тысяч

Услуга русификации стоит от 25 тыс. тенге, в зависимости от модели авто и даты выхода. Когда модель только выходит, прошивка стоит 100–250 тыс., но позже, когда машин становится больше, цена падает до минимальной. Таким образом, за 15 минут можно заработать минимум 25 тысяч. В этом бизнесе высокая маржа, не скрывает предприниматель.

Дархан авто

Еще один источник дохода — обучение с дальнейшим партнерством.

Есть два сценария:

  1. Партнерам дают доступ к 20 ПО, купленным за два года;
  2. Или к новым прошивкам в течение определенного срока (обычно до года).

От этого зависит стоимость обучения — от 500 тыс. до 1 млн тенге.

По доходам так: годовой оборот Дархан не раскрывает, но за последний месяц оборот составил около 5 млн тенге. Из них 30–40% — доходы от партнеров, покупающих обучение; остальное — сама прошивка машин.

«Клиенты будут всегда»

Многие скептически относятся к этому бизнесу, не видя в нем долгосрочной перспективы. Но я считаю иначе: авторынок Казахстана растет, новых машин не становится меньше — значит, клиенты всегда будут. Из-за экологических проблем в Алматы растет спрос на гибридные и электрические автомобили, большинство из которых — китайские.

Рынок постоянно обновляется: даже если китайские машины по какой-то причине уйдут, появятся новые модели других стран. Конкуренция не пугает: у каждого свои клиенты, а один человек физически не может охватить весь Казахстан — поэтому работа через партнерскую модель полностью себя оправдывает.

Дархан авто

Если у кого-то все еще остаются сомнения, советую обратить внимание на две пока малоразвитые ниши. Первая — чип-тюнинг, то есть настройка режимов работы электронных контроллеров через корректировку внутренних управляющих программ, особенно для экологичных машин с объемом двигателя 1,5 л — услуга будет востребована. Вторая — обслуживание электрокаров, которое на данный момент почти не представлено на рынке.