От тумара для Токаева до интереса Dolce & Gabbana: история мастера из Алматы

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Cмотрите нас на YouTube! Cмотрите нас на YouTube!
Дата публикации: 03.12.2025, 15:13
2025-12-03T15:13:27+05:00

История Самата Ордабекова – это пример того, как любовь к корням может перерасти в дело всей жизни. Его тумары, вобравшие в себя этнокоды кочевников, уже стоят на витринах итальянских модных домов, становятся настоящими семейными реликвиями в казахстанских семьях и даже вручались президенту. В интервью с Digital Business мастер подробно рассказал о своем пути, вдохновении и технологиях создания оберегов.

Путь мастера: от хобби к призванию

Самат родился в Туркестанской области, окончил КазПТИ и сегодня живет и работает в Алматы. Несколько лет он занимался дизайном интерьеров домов и ресторанов, создавал художественные проекты. Но семь лет назад впервые попробовал изготовить тумар – традиционный оберег, и это увлечение превратилось в настоящее ремесло.

«Вначале я делал тумары без родовых танба. Потом понял, что хочу вложить в них историю, шежире, код народа», – вспоминает Самат.

Сегодня каждое изделие проходит 36 последовательных операций. Это кропотливая работа, требующая аккуратности, знания древних техник и условий настоящей мастерской.

«На тот момент я оттачивал саму технику. Один из первых заказов после презентации был от белоруса, который улетал домой и выбрал тумар в подарок другу. Он увидел в одном из узоров знак бесконечности, а на самом деле это знак «Коз», – рассказывает мастер.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от ORDAS | Рулық аманат (@ordas.kz)

Танба-тумар: когда оберег «заговорил»

Год назад появился танба-тумар – семиугольный родовой знак-талисман, авторская задумка Самата, уникальный бренд, которого до него никто не создавал. В каждый элемент дизайнер заложил особый смысл:

  • Семиугольная звезда – символ кочевых племен, сакральное число «7», олицетворяет жети ата (семь поколений предков), жети қазына (семь сокровищ), жети жаргы (семь законов Великой степи).
  • Кустумсык – отражение негативной энергии, защита рода.
  • Зернь – богатство, плодородие, солнечные лучи, дарующие жизнь.
  • Шаңырак – домашний очаг, единство казахского народа, продолжение рода.
  • Калкан – защитные щиты, отражающие внешние угрозы и сохраняющие традиции.

«Моя цель – сохранить культурное наследие. Тумар должен передаваться по наследству как настоящая семейная реликвия», – подчеркивает мастер.

Традиции и технологии

Современный танба-тумар стал своего рода мостом между прошлым и цифровой эпохой. Внутри каждого оберега скрыт небольшой чип: стоит поднести смартфон – и изделие будто оживает.

Звучит мелодия кобыза, открывается анимация Жети ата с отображением семи поколений рода, а также – личное голосовое послание потомкам. Дополнительно владелец может записать бата-благословение и сохранить историю своей родословной в цифровом формате.

Отдельной работой становится создание настенного шежире. Это большое декоративное панно, в котором соединены четыре ключевых элемента казахской культуры: Жети ата, тамги всех родов, древние петроглифы и ювелирные орнаменты. На изготовление такой работы уходит от одного до двух месяцев – все выполняется вручную, с тщательной проработкой деталей.

«Тумар заговорил. Теперь он не только хранит символику, но и передает ее дальше – тем, кто придет после нас», – говорит Самат.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от ORDAS | Рулық аманат (@ordas.kz)

Признание на международной арене

Работы Самата быстро вышли за пределы Казахстана. Семьи казахской диаспоры, зарубежные гости и делегации выбирают его тумары как уникальный подарок.

«В декабре прошлого года в Талдыкоргане президенту подарили мой тумар. Для иностранных гостей я вшиваю видеоролики с обзором достопримечательностей Казахстана, чтобы они смогли познакомиться с культурой страны», – поделился дизайнер.

Сотрудничество с модными домами также принесло успех: его тумары некоторое время висели в шоурумах Dolce & Gabbana и Versace.

Философия, энергетика и уникальность

«Тумар – не просто украшение. Он рождается только тогда, когда у меня светлая голова и спокойное сердце. Я никогда не сажусь за работу в плохом настроении – вся энергия мастера переходит в изделие», – говорит Самат.

Каждый тумар у него особенный, со своей историей и внутренним смыслом. Порой одной минуты не хватает, чтобы объяснить всю глубину символов, вплетенных в металл. В соцсетях, где все нужно показать быстро, это особенно сложно – как будто пытаешься уместить степной простор в короткое видео.

Но Самат признается: его вдохновляет внимание молодежи. Ему нравится, что молодые казахстанцы снова ищут корни, выбирают национальный стиль, носят казахские символы с гордостью и смыслом.

«Посмотрите вокруг – все больше ребят одеваются в национальном стиле. Это невероятно вдохновляет. Значит, мы возвращаемся к себе», – отмечает мастер.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от ORDAS | Рулық аманат (@ordas.kz)

Коллекция «История Великой степи»

Параллельно с основными заказами Самат создает свою крупнейшую авторскую работу – коллекцию «История Великой степи». Это не просто серия украшений, а попытка собрать в едином пространстве весь код казахской идентичности. В коллекцию войдут тумары всех родов трех жузов, а также родов, не входящих в жузовую систему.

Каждый тумар – это самостоятельная глава большого культурного рассказа. Самат опирается на технику древних зергеров, учитывает региональные особенности, характерные орнаменты и символику тамг. Например, работы, посвященные Младшему жузу, он украшает строгой геометрией, типичной для мастеров Западного Казахстана.

«Мне осталось сделать всего двенадцать гербов — и коллекция будет полностью завершена. Это будет история всех казахских родов в металле», – говорит Самат.

Идея собрать такую коллекцию возникла неожиданно – во время работы над интерьером мечети в Астане. Тогда мастер впервые почувствовал, что хочет выйти за рамки декоративного искусства и создать вещь, которая будет не только красивой, но и обережной. Символ, который хранит дом, соединяет духовное наследие кочевников и точность ювелирной работы.

«Знание шежире, знание семи поколений – это правило, без которого невозможно представить казаха. Танба-тумар помогает удерживать эту нить. Это не просто украшение, это семейная реликвия, которую передают детям», – говорит он.

В его руках каждый тумар превращается в маленький сосуд памяти – в предмет, где встречаются энергия рода, история степи и желание сохранить свое наследие в современном мире.

Планы и будущее

Самат не останавливается на достигнутом. Он пробует новые материалы, внедряет цифровые элементы и даже тестирует ИИ-инструменты, чтобы тумары стали не просто украшением, а полноценным медианосителем истории рода. Его долгосрочная цель – вывести казахстанские тумары на мировой уровень. И судя по постоянным заказам из других стран, задел для этого уже есть. Возможно, совсем скоро тумар станет таким же узнаваемым символом Казахстана, как юрта или домбра.