Казахстанка первой в стране получила диплом старпома и рассказала правду о работе

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Cмотрите нас на YouTube! Cмотрите нас на YouTube!
Дата публикации: 01.12.2025, 09:26
2025-12-01T09:26:25+05:00

Полина Бектемирова уже несколько лет работает вахтенным помощником капитана на нефтеналивном танкере. Она стала первой девушкой в Казахстане, которая получила диплом старшего помощника капитана, но работать в этой должности пока не может – нужен стаж. Digital Business узнал у Полины, зачем ей диплом старпома и сложно ли было его получить, сколько можно заработать в море и как она планирует дальше развивать свою карьеру. Обсудили быт на корабле и трудности, с которыми приходится сталкиваться девушке с такой необычной профессией.

«С морем знакома с детства»

—Школьные годы я провела в Актау, поэтому с морем знакома с детства. Моя семья и сейчас живет в этом городе.

Папа работал в пограничном флоте. Закончил карьеру в ранге капитана третьего ранга, был командиром судна. Одно из ярких воспоминаний – папа брал меня к себе на работу, на военный корабль. Было очень интересно увидеть, как он устроен изнутри.

Успела поменять три школы: не устраивало качество образования. Выпускалась из гимназии №4 – сейчас это ИТ-лицей. В какой-то момент думала пойти в ИТ, но потом пересмотрела свои планы.

Когда училась в 11 классе, в гимназию приезжали представители Казахстанской морской академии (это одно из подразделений Казахстанско-британского технического университета). Нас отвезли в порт, где рассказали об этом факультете, а также возможностях и преимуществах будущей профессии. Мне очень понравилась перспектива такой необычной работы, тем более хорошо оплачиваемой.

В академию поступила в 2018 году по результатам вступительных экзаменов по математике и английскому языку, а также по баллам ЕНТ. Экзамены были не очень сложными, соответствовали школьной программе. Моя специальность называлась «Морская техника и технология». Следующие четыре года провела в Алматы.

Обучение в Морской академии отличалось от всех остальных факультетов КБТУ: мы учились по модульной системе, достаточно быстро закрывали одни предметы и приступали к другим – темп был высоким. Проходили обычные предметы (физику, математику, историю), а также предметы по нашей профессии – судостроение, астронавигацию, морское право и т.д. В месяц могли закрывать сразу несколько предметов и сдавать экзамены по ним. Наверное, самым сложным было морское право: нужно понимать очень много терминов, знать точное их значение и как они применяются на практике.

«Первую практику проходила на нидерландском паруснике»

— В первый год обучения ездили проходить практику на нидерландском паруснике Eendracht. За 30 дней успели побывать на Азорских островах, Сен-Мартене и пересечь Атлантический океан. Это время показало, какой может быть будущая работа.

Практика была неоплачиваемой, проходила зимой, погода ветреная – многие страдали от морской болезни. У меня она тоже была, но со временем привыкла.

Полина Бектемирова

На 3 курсе у меня была еще одна запоминающаяся практика – на танкере компании Chevron. Чтобы получить возможность стажироваться, мы сдавали устный экзамен, во время которого преподаватели оценивали знания. На стажировку попали четыре девушки и четыре парня.

Нас направили на VLCC – Very Large Crude Oil Carrier (очень большой танкер, около 330 метров). На этот раз мы уже получали около 500 долларов в месяц. В море провели почти 7 месяцев.

«Диплом старпома получила в этом году»

— В 2022 году окончила вуз и сразу поехала в Актау сдавать экзамен на получение диплома вахтенного помощника. Этот экзамен сдают по желанию, многие мои однокурсники выбрали другой путь: пошли учиться в магистратуру или работать по другой специальности.

Диплом вахтенного помощника я получила в том же 2022 году. Следующая цель — старпом. Для допуска к экзамену необходимо 12 месяцев поработать вахтенным помощником, пройти дополнительное обучение и иметь на руках все необходимые сертификаты.

Прохождение экзамена в нашей стране – это интервью с опытными капитанами и руководителем морской администрации. Особых сложностей не было. Опыта, чтобы находить правильные ответы на вопросы, хватило.

Диплом старшего помощника капитана я получила в мае 2025 года.

Полина Бектемирова

«От компетенции старпома зависит состояние судна»

— Карьеру начала в компании Казмортрансфлот в должности третьего помощника капитана. Пришла туда в 2022 году, но проработала только одну вахту – 4 месяца. После этого появилась возможность перейти в Columbia Shipmanagement, где работаю и сейчас.

Columbia shipmanagement – компания, которая находится на Кипре, но имеет множество офисов по всему миру (в Сингапуре, Латвии и т.д.). Она владеет большим флотом судов разного типа, но я работаю на нефтеналивных танкерах.

Зарабатываю сейчас от 4 до 5 тысяч долларов в месяц.

Хоть диплом старпома уже получила, но для продвижения в моей компании на эту должность необходимо больше года отработать на позиции второго помощника. После этого надеюсь претендовать на повышение.

Полина Бектемирова

Работа старшего помощника — сложная и ответственная: это человек, который отвечает за грузовые операции и подготовку к ним, проводит расчеты. Любая ошибка с грузом – серьезные потери для компании, а также угроза для безопасности судна. Также старший помощник отвечает за всю палубу и ее обслуживание. Распределяет между палубным экипажем, где и какие работы нужно проводить. От его компетенции зависит состояние судна, работоспособность механизмов и спасательного оборудования.

«Самое сложное в работе – недостаток сна»

– На корабле – очень четкий график работы. У меня есть две четырехчасовые навигационных вахты на мостике, а также дополнительные 2 часа для исполнения других обязанностей. Это проверка спасательного и пожарного оборудования, тренинги с экипажем и т.д. В порту мы несем грузовую вахту по 6 часов через 6. Завтрак обычно в 7.30-8.00. Обед – в 11.30 – 12.30, а ужин – в 17.45.

Самое сложное в моей работе – недостаток сна: вахта не прерывается никогда, мы постоянно сменяем друг друга на мостике либо на посту управления грузовыми операциями. А быт у нас, в принципе, такой же, как и везде: есть стиральные машинки и сушилка, в каюте у каждого свой душ и санузел. Интернет очень хороший, его хватает для созвонов с домом и не только.

В день у меня может быть около двух часов свободного времени. Его можно уделить своему хобби. Я люблю читать книги, беру их из дома.

В море у меня всегда с собой ноутбук, играю в видеоигры – в гонки, шутеры. В последнее время увлеклась автосимуляторами: дома у меня есть руль с педалями.

С экипажем мы тоже проводим свободное время вместе – смотрим фильмы, играем в настольный теннис.

В рейсы беру все то, без чего нельзя обойтись. Для меня это, в первую очередь, рабочая обувь (с металлическим носком, водонепроницаемая). А еще небольшая подушка, на ней удобнее спать. Хоть на борту нам дают шампуни и мыло, предпочитаю свои. Лишнего стараюсь не брать: только самые нужные увлажняющие крема и средства гигиены.

У меня сейчас продолжительное рейсы – по несколько недель. Ходим в разные регионы, страны уже не считаю. Ходила по Европе – Англия, Италия, Испания, Румыния, Хорватия и т.д. Были рейсы в Африку. Сейчас по Азии – Сингапур, Китай. Во время практики побывала в Панаме и США.

Все страны интересны по-своему, у каждой – свой колорит. Больше всего мне понравилось на Сицилии, в Италии. Возможно, потому что это был первый раз, когда удалось выйти в город на продолжительное время вместе с коллегами. Это было похоже на маленький отпуск, мы смогли съездить в Сиракузы и Катанию. Также очень понравилось в Испании, успела попасть на корриду.

Полина Бектемирова

Дома бываю редко, но очень ценю это время. Стараюсь проводить его продуктивно: путешествую, занимаюсь спортом. В отпуске тоже люблю путешествовать. Больше всего запомнилась поездка в Индию: посетила Тадж Махал и Красный форт, увидела знаменитый штат Гоа и джунгли с обезьянами. Также успела побывать в Грузии, ОАЭ, Турции, Азербайджане. В путешествия стараюсь брать с собой своих близких.

«Нейтральной реакции на женщину на корабле не бывает»

— У меня никогда не возникало сомнений по поводу своей работы. Но если бы не пошла в море, нашла бы другую необычную профессию. Например, стала бы летчиком.

Нейтральной реакции на женщину на корабле практически никогда не бывает: реагируют либо положительно, либо негативно. Случаи недоверия тоже бывают, чаще всего – в начале, особенно от тех, кто никогда не работал с женщинами в море. Но это быстро проходит, важно просто делать свою работу хорошо. Ну а в процессе придет и уважение.

К сожалению, и очень негативные реакции мне встречались. Некоторые открыто предупреждали, что слушать меня не намерены. Было и такое: «Тебе здесь не место».

К счастью, таких людей не так много, большинство относятся позитивно. Но девушки, которые планируют работать в море, должны быть готовы к негативной реакции. Здесь могу посоветовать только одно: правильно рассчитывайте свои силы и постарайтесь понять, действительно ли вы этого хотите. Легко не будет, вас ждет очень много препятствий.

Несмотря на сложности, не планирую уходить из профессии. Надеюсь, что через несколько лет смогу стать капитаном. Пока планирую работать на танкерах, но в будущем хотела бы попробовать что-нибудь новое.